12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Светлана Ивановна25
Россия, Башкирская респ., с.Исянгулово

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Текст как единица языка и речи

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Шевченко Светлана Ивановна

Место работы

МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема и номер урока в теме

Что такое текст? (№ 1)

Базовый учебник

Н. А. Чуракова Русский язык 4 класс

Цель и задачи урока

Предметные УУД - Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации). Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной 

Личностные УУД – в первую очередь, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.

Регулятивные УУД  – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.

Познавательные УУД –  осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.

Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.


 

Тип урока: Урок – введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности обучающихся.

Формы работы учащихся: объяснительно-демонстрационные

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Минутка вхождения в день


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

(читает стихотворение)

Доброе слово
- А вы седой! –
сказали мне при встрече. -
А были черный!
- Был, – ответил я.
И что-то мне тотчас легло на плечи
И придавило камнем бытия.
- А вы – не старый, -
Как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне до толи мысли
Заволновались нивою густой.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
Жизнь людей!
(В. Боков)

 

- Добрый день, мои милые детки! Садитесь.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

 

1-2 мин

2

Организация класса

 

-Девизом нашего урока будет пословица, записанная на доске «Через тернии к звездам».

- Что такое тернии?

-Тернии это препятствия.

(cообщение о пословице).

3 мин

3

Минутка чистописания

 

- Откройте тетради, возьмите ручку в руке, закройте глаза. Представьте, что ручка это легкое перышко птице, бабочка, порхающая над цветком, капелька росы в ладошке.

Т ттт

тернии звезда

Через тернии к звездам.

2 мин.

4

Повторение (термологический диктант)

 

Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? что?

Слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопрос какой? какая? какие?

Общая часть однокоренных слов?

Слова, обозначают действия предмета и изменяются по временам?

Часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов?

Часть слова, которое стоит после корня?

Индивидуальная работа

7 мин

5

Словарная работа

 

-Отдохните и расслабьтесь. Прислушайтесь к звукам. Ваш слух уловит музыку осени, журчание воды, шорох ветвей, звук дождя, голоса птиц и животных. И от радости закружиться голова. И чтобы продлить это наслаждение мы с вами сейчас прослушаем грамзапись с голосами птиц и животных. И ваша задача догадаться голоса каких птиц и животных вы услышали. И слова-отгадки записать в тетради (два ученика работают у доски).

Индивидуальная работа

Ворона, корова, воробей, петух, сорока, собака, соловей, медведь.

3 мин

6

Работа по теме урока

 

Какое словарное слово было последним?

Что вы знаете про этого зверя?

Составьте словосочетание со словом медведь.

С любым из записанных словосочетаний

составьте предложение Составьте два или несколько предложений

о медведе.

Можно ли эти предложения назвать текстом?

Что такое текст?

Почему?

- Сегодня на уроке мы будем накапливать опят и более глубоко и тонко учиться понимать текст. Текст имеет несколько признаков. Сегодня на уроке мы с вами остановимся на 3-х признаков текста: тема, главная мысль текста и заголовок текста. (название терминов вывешивается на доске)

Ребята я предлагаю вам составить текст о том, как зимует медведь – это будет наша тема.

- У вас на партах лежат карточки с напечатанными на них предложениями. Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке.

1. В берлоге медведь спокойно спит всю зиму.

2. В феврале у медведя на лапах меняется кожа.

3. Сила у медведя велика.

4. Медведь любит разорять муравейники.

5. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу.

6. Зимой он живёт за счёт жира, который он накопил за лето и осень.

7. Он ест растительную пищу.

Что у вас получилось?

Это текст?

Давайте вспомним, какая тема нашего урока. Посмотрите, все ли предложения, соответствуют нашей теме.

Найдите и укажите только те предложения, в которых говориться о том, как зимует медведь.

- Прочитайте какие предложения вы взяли?

Какие предложения вы не взяли?

Оставшиеся предложения расположите

в логической последовательности

Подберите к этому тексту точный заголовок

1. Медведь.

2. Медведь в лесу.

3. Берлога медведя.

4. Как зимует медведь.

(использование ЭОР)

Фронтальная работа

Медведь

Словосочетание

Предложение

Ответы

Работа в парах

Ответы

1,2,5,6

3,4,7

Они не на тему как зимует медведь зимой Они не главные.

В берлоге медведь спокойно спит всю зиму.

Зимой он живёт за счёт жира,

который он накопил за лето и осень.

В феврале у медведя на лапах меняется кожа.

При шуме возле берлоги он просыпается

и вылезает наружу.

Как зимует медведь.

Вывод:

Текст это…

Все предложения в тексте должны быть…

Иметь одну…

Текст можно

15 мин

7

Физминутка (ребус)

     

1 мин

8

Закрепление

 

Учитель раздает каждой группе карточку с текстом

- Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте текст.

Как вы думаете, какой поступок

совершили дедушка и его внук?

- Ребята! Мы начали урок со слов «Добрый день» и заканчиваем словами «Доброе дело». Я думаю, что у каждого из вас поднялось настроение. Ведь люди часто стесняються говорить друг другу добрые и хорошие слова, совершать добрые поступки. И поэтому я хочу чтобы сейчас каждый из вас сказал как можно больше добрых ласковых слов. А начнете вы свою речь со слов

Я счастлив(а) когда…

Работа по группам

1 гр. Тема – Как цыплята прятались от дождя.

Мысль – Что бывает, если не слушаться маму.

Заголовок – Курочка.

2 гр. Тема – Говориться о сороке.

Мысль – Что сорока нарядная птица.

Заголовок – Сорока.

3 гр. Тема – Как дедушка и внук

нашли в лесу гнездо.

Мысль – Дедушка и внук не тронули,

даже не коснулись гнезда.

Заголовок – Гнездышко.

Ответы

В народе говорят, что человек, 
Когда он что-то доброе свершает, 
То свой земной, свой человечий век 
Не менее чем на год продлевает. 
А потому, чтоб жизнь не подвела 
И чтоб прожить вам более столетья, 
Шагайте, люди, избегая зла, 
И помните, что добрые дела – 
Вернейшая дорога в долголетье.

Ответы

Приложение № 2

10 мин

9

Домашнее задание

 

Написать мини-сочинение на тему:

«Животные моего края»

 

1 мин

10

Итог

 

Как вы чувствовали себя на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Спасибо вам. Вы потрудились от души!

 

1 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

упражнение

Модуль, текст

http://fcior.edu.ru/card/12481/tekst-tema-teksta-p.html

2

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

лекция (конспект)

Модуль, текст

http://fcior.edu.ru/card/12478/tekst-tema-teksta-i.html

3

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

образовательный

Презентация, словарная работа

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/87ee1bf9-529d-4830-b4b8-307f89280bd4/?fullView=1&from=f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f&interface=pupil&class=44&subject=8&rubric_id[]=105174

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.