План-конспект урока русского языка «Текст как единица языка и речи» (4 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Текст как единица языка и речи
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Шевченко Светлана Ивановна |
Место работы | МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Тема и номер урока в теме | Что такое текст? (№ 1) |
Базовый учебник | Н. А. Чуракова Русский язык 4 класс |
Цель и задачи урока
Предметные УУД - Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации). Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной
Личностные УУД – в первую очередь, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.
Регулятивные УУД – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.
Познавательные УУД – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.
Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.
Тип урока: Урок – введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности обучающихся.
Формы работы учащихся: объяснительно-демонстрационные
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Минутка вхождения в день | (читает стихотворение) Доброе слово - Добрый день, мои милые детки! Садитесь. Приветствует, проверяет готовность к уроку. | 1-2 мин | ||
2 | Организация класса | -Девизом нашего урока будет пословица, записанная на доске «Через тернии к звездам». - Что такое тернии? | -Тернии это препятствия. (cообщение о пословице). | 3 мин | |
3 | Минутка чистописания | - Откройте тетради, возьмите ручку в руке, закройте глаза. Представьте, что ручка это легкое перышко птице, бабочка, порхающая над цветком, капелька росы в ладошке. | Т ттт тернии звезда Через тернии к звездам. | 2 мин. | |
4 | Повторение (термологический диктант) | Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? что? Слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопрос какой? какая? какие? Общая часть однокоренных слов? Слова, обозначают действия предмета и изменяются по временам? Часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов? Часть слова, которое стоит после корня? | Индивидуальная работа | 7 мин | |
5 | Словарная работа | -Отдохните и расслабьтесь. Прислушайтесь к звукам. Ваш слух уловит музыку осени, журчание воды, шорох ветвей, звук дождя, голоса птиц и животных. И от радости закружиться голова. И чтобы продлить это наслаждение мы с вами сейчас прослушаем грамзапись с голосами птиц и животных. И ваша задача догадаться голоса каких птиц и животных вы услышали. И слова-отгадки записать в тетради (два ученика работают у доски). | Индивидуальная работа Ворона, корова, воробей, петух, сорока, собака, соловей, медведь. | 3 мин | |
6 | Работа по теме урока | Какое словарное слово было последним? Что вы знаете про этого зверя? Составьте словосочетание со словом медведь. С любым из записанных словосочетаний составьте предложение Составьте два или несколько предложений о медведе. Можно ли эти предложения назвать текстом? Что такое текст? Почему? - Сегодня на уроке мы будем накапливать опят и более глубоко и тонко учиться понимать текст. Текст имеет несколько признаков. Сегодня на уроке мы с вами остановимся на 3-х признаков текста: тема, главная мысль текста и заголовок текста. (название терминов вывешивается на доске) Ребята я предлагаю вам составить текст о том, как зимует медведь – это будет наша тема. - У вас на партах лежат карточки с напечатанными на них предложениями. Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке. 1. В берлоге медведь спокойно спит всю зиму. 2. В феврале у медведя на лапах меняется кожа. 3. Сила у медведя велика. 4. Медведь любит разорять муравейники. 5. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу. 6. Зимой он живёт за счёт жира, который он накопил за лето и осень. 7. Он ест растительную пищу. Что у вас получилось? Это текст? Давайте вспомним, какая тема нашего урока. Посмотрите, все ли предложения, соответствуют нашей теме. Найдите и укажите только те предложения, в которых говориться о том, как зимует медведь. - Прочитайте какие предложения вы взяли? Какие предложения вы не взяли? Оставшиеся предложения расположите в логической последовательности Подберите к этому тексту точный заголовок 1. Медведь. 2. Медведь в лесу. 3. Берлога медведя. 4. Как зимует медведь. (использование ЭОР) | Фронтальная работа Медведь Словосочетание Предложение Ответы Работа в парах Ответы 1,2,5,6 3,4,7 Они не на тему как зимует медведь зимой Они не главные. В берлоге медведь спокойно спит всю зиму. Зимой он живёт за счёт жира, который он накопил за лето и осень. В феврале у медведя на лапах меняется кожа. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу. Как зимует медведь. Вывод: Текст это… Все предложения в тексте должны быть… Иметь одну… Текст можно | 15 мин | |
7 | Физминутка (ребус) | 1 мин | |||
8 | Закрепление | Учитель раздает каждой группе карточку с текстом - Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте текст. Как вы думаете, какой поступок совершили дедушка и его внук? - Ребята! Мы начали урок со слов «Добрый день» и заканчиваем словами «Доброе дело». Я думаю, что у каждого из вас поднялось настроение. Ведь люди часто стесняються говорить друг другу добрые и хорошие слова, совершать добрые поступки. И поэтому я хочу чтобы сейчас каждый из вас сказал как можно больше добрых ласковых слов. А начнете вы свою речь со слов Я счастлив(а) когда… | Работа по группам 1 гр. Тема – Как цыплята прятались от дождя. Мысль – Что бывает, если не слушаться маму. Заголовок – Курочка. 2 гр. Тема – Говориться о сороке. Мысль – Что сорока нарядная птица. Заголовок – Сорока. 3 гр. Тема – Как дедушка и внук нашли в лесу гнездо. Мысль – Дедушка и внук не тронули, даже не коснулись гнезда. Заголовок – Гнездышко. Ответы В народе говорят, что человек, Ответы | 10 мин | |
9 | Домашнее задание | Написать мини-сочинение на тему: «Животные моего края» | 1 мин | ||
10 | Итог | Как вы чувствовали себя на уроке? - Интересно ли вам было на уроке? - Что нового узнали на уроке? - Спасибо вам. Вы потрудились от души! | 1 мин |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | упражнение | Модуль, текст | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | лекция (конспект) | Модуль, текст | |
3 | Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов | образовательный | Презентация, словарная работа |