12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горелова Вера Васильевна161
Россия, Брянская обл., Брянск

План-конспект урока русского языка в 10 классе на районном семинаре учителей русского языка и литературы.

Учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ Вадьковская СОШ

Горелова Вера Васильевна.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме.

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол как часть речи».

2. Развитие и закрепление познавательных компетенций.

3. Развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе.

4. Подготовка к ЕГЭ.

5. Воспитание нравственных качеств личности.

6. Воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

экран, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, таблички с указанием всех морфологических признаков глагола листы самооценки с позиции личностно-ориентированного обучения, записи на доске.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Слайд 1) Запись числа в тетради.

(Слайд2)Сообщение темы урока и запись в тетрадь.

Слово учителя

Глагол - весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех.

(Слайд3) В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы- значит дать движение фразе».


 

2. Мотивация. Актуализация.

-Как вы думаете, о чём, по-вашему, пойдёт речь на уроке?

-Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

(Слайд4) Ребята, а вот какие цели урока поставила я.

(Слайд 5) Чтение со слайда, что должны знать и уметь учащиеся.

Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.

3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне.

(Слайд 6) Прочитайте информацию на слайде и отберите ту часть, которая отражает мнение Л.Н.Толстого о глаголе.

(Ответ: №3- без глагола не построить предложений, не передать собеседнику никаких сообщений.)

Учитель: Действительно, глагол- удивительная часть речи. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов 2500!.

Целеполагание: Итак, задача- вспомнить постоянные и непостоянные признаки глагола, составить его «визитную карточку».

На доске вывесить табличку «Глагол».

(Слайд 7) Уч: Рассмотрите таблицу на слайде, отберите важную информацию. Расскажите, что вы знаете о глаголе.

Ответ ученика.

Вывесить таблички «вид», «время»,«н.и б. вр. «, «пр. вр»

-Почему так называется вид :совершенный и несовершенный? Какое действие выражают глаголы сов. Вида? А несов. Вида?

(Слайд8) Отберите важную информацию и составьте ответ.

Ответ о спряжении.

Вывесить табличку «спряжение».

-Назовите глаголы-исключения (Стихотворный ответ.)

-А теперь проверьте ответ по слайду (Слайды9, 10)

-Ребята, зачем надо знать спряжение глагола?

(Слайд 11) –Личные окончания глаголов бывают ударные и безударные.

(Слайд12) Рассмотрите таблицу, проанализируйте окончания 1 и 2 спряжений. Какую особенность можете отметить?

-Работа в тетради. Запишите глаголы, объясните окончания в глаголах.

Знаешь, читают, пишем, стелет.

-Как вы будете рассуждать? Вспомните алгоритм для написания безударных личных окончаний.

Демонстрация слайда 13 после ответа ученика.

-(Слайд14) Обратите внимание на то, что глаголы хотеть и бежать –разноспрягаемые. А почему?

Ответ ученика как результат наблюдения по слайду. И грамматические нормы употребления глаголов в повелительном наклонении.

Вывесить табличку «переходность/непереходность».

(Слайд15) –Какие глаголы являются переходными?

Работа в тетради. Запишите предложения, решите орфографическую задачу(Демонстрация слайда 16).

-Многие сёла в последние годы обезлюдели, потому что молодёжь уехала в город.

-В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сёл и деревень.

-Определите переходность глаголов. Что они обозначают?

(Суффикс Е указывает на то, что действие совершено было самим предметом, т.е. глагол- непереходный.

Суффикс И указывает на то, что действие совершено над предметом или лицом, т.е. глагол- переходный.)

Работа по учебнику. Обратитесь к учебнику, найдите ещё один постоянный признак глагола.

(Ответ: это возвратность.) Вывесить табличку «возвратность»

- какая морфема показывает возвратность глагола?


 

Учитель: Итак, все постоянные признаки глагола определены. Теперь соберем непостоянные.

(Слайд 17) Вывесить табличку «наклонение».

-какие наклонения вам известны? Что они обозначают?

(Слайд18) –Как образуется глагол в условном наклонении? А в повелительном?

-В каком наклонении есть категория времени?

(вывесить табличку»время».)

(Слайд 19) Прочитайте примеры внизу и скажите, какие морфемы выделены красным цветом в глаголе повелительного наклонения и изъявительного?

Работа в группах (по 4 человека). Задание на слайде и распечатке. Определите синтаксическую роль неопределённой формы глагола (по 2 примера на группу)

-обменяйтесь листами, оцените работу.

Вывесить после ответов табличку «синтаксическая роль».

Работа у доски (2 ученика).

№1. Синтаксический разбор предложения, дать характеристику, построить схему. –Самостоятельная работа.

Поведение- это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

№2. Морфологический разбор глагола показывает с комментированием.


 

-Вопросы 1 ученику: -Как вы понимаете смысл этого предложения?

-Почему в глаголе надо писать суффикс ЫВА?

(Слайд21) Сравните, так ли был дан ответ.

(Слайд 22) –Есть и похожие суффиксы в глаголах, их надо различать: -е(ва) и –ЕВА.

-А что следует писать перед –л-?

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Тренировочный тест. Задания даны на распечатке.

А)Расставьте ударения на распечатке.

(Слайд 24-проверка)Взаимопроверка- исправьте ошибки.

Б)Хитрые глаголы. (Слайд 25)

В)Выберите строку, где пишется буква И (Слайд 26)

Г) )Выберите строку, где пишется буква Е (Слайд 27)

Д) )Выберите строку, где пишется буква Е (Слайд 28)

Взаимопроверка по слайдам 30-33.

2. Устно. Кто быстрее? Исправьте речевые ошибки в употреблении глаголов.

Демонстрация слайда 34.

Вывод: Итак, Сократ сказал:»Заговори, чтоб я тебя увидел».

-Как вы понимаете эти слова?

6. Здоровьесберегающая пауза (Любопытная Варвара.)

7. Чтение текста учителем. Задание каждой группе дано на обороте листа.(искать группы орфограмм)

Вопросы по тексту.

1. Какое впечатление произвёл на вас текст?

2. Как поступили бы вы, если оказались в такой ситуации? Забрали бы книгу или подарили?

3. Какую проблему поднял автор в тексте?

(Нравственную, актуальную в наши дни. Это проблема неоправданной жестокости к товарищам, проблема отверженных людей.)

4. Вспомните произведение В.Железникова «Чучело». Разве не в такой же ситуации оказалась Лена Бессольцева?

5. Ответьте на вопрос №1 на листе. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

(№3: не стоит сожалеть о своих давних поступках, нужно просто не совершать новые.)

6. Так что считает автор важным, как следует поступвть , чтобы не было больно и стыдно? (предложение №33)

- И снова без глаголов мы не обошлись.

Демонстрация слайдов 35,36,37- это глаголы необходимые для того, чтобы составить предложения в сочинение на ЕГЭ. (Составление предложений учащимися.)

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.(Самооценка.)

1.А)1гр.- не с глаголами- ответ и формулировка правила.

Б) 2 гр.- безударные личные окончания глаголов- примеры, правило.

В)3 гр.- правописание суффиксов глаголов- примеры, правило.

-Какая орфограмма ещё встретилась в тексте? (ТСЯ и ТЬСЯ, Ь в повелительном наклонении и форме 2 лица единственного числа- ответы учащихся. )

2. Определите наклонения глаголов

А) 1гр.- пр. №17.

Б) 2 гр.- пр. №21.

В) 3 гр.- пр .№ 30,31.

-Чему учит автор текста? Вспомните предложение, которое разбирали на уроке. Пусть ваш лик и ваше поведение будут красивыми.

8. Рефлексия (Слайд38)

-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

-Было ли тебе интересно? – Сумел ли показать свои знания?

9. Самооценка. (Слайд 39)

-Оценка учителя.

10. На дом (Слайд 40)

1. Сборник заданий С.И.Львова, И.П.Цыбулько №399-№404.

2. Параграфы 47,48.

3. Упр. 258 или написать сочинение- рассуждение по тексту.

Урок окончен. Спасибо за работу. (Слайд 41, 42.)

Опубликовано в группе « В помощь начинающему учителю русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.