Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Южи
155630, Ивановская область, г. Южа, ул. Пушкина, д. 2
Конспект урока русского языка
в 4 классе на тему: « Местоимение как часть речи »
Педагог: Чернова Елена Витальевна
Автор учебника: Климанова Л.Ф.
Класс: 4 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Оборудование и технические средства обучения: АРМ, презентация
Наглядные пособия: картинный словарь
Ключевые слова: местоимение, личные местоимения, экология
Рабочие материалы для обучающихся: карточки с заданиями, эталоны для проверки, карточки с местоимениями, учебник Климановой Л.Ф. «Русский язык: 4 класс» ч. 2
№п/п |
Этапы урока |
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Экологический компонент |
1. |
Мотивация |
Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. - Мы сегодня продолжаем открывать тайны русского языка. - Каким вы хотите видеть наш урок?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа |
Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным Записывают число |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
|
2 |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. |
Словарно-орфографическая работа: Слайд 2 Лечебное комнатное растение У кого уши на ногах? Какая трава самая горькая? Какая обезьяна самая большая? Из древесины какого дерева изготавливают спички? У какого млекопитающего самая толстая кожа? У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? Самая душистая ягода нашего леса? – Подчеркните в каждом слове букву-орфограмму и прочитайте получившееся слово.
– Какое слово получилось? - Какая орфограмма в слове экология?
– Что означает слово экология? Ребята, 2017 год объявлен годом экологии. В нашей школе составлен план и ведётся работа в этом направлении. - Кто такой эколог?
|
ученики у доски объясняют пропущенные орфограммы ало. кузнечи. п.лынь горил.а .сина носоро. п.нгвин земл.ника Экология Правописание безударной гласной в корне слова. Проверочное слово эколог Наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы Человек, занимающийся охраной окружающей среды |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Связь с годом экологии |
3 |
Выявление причины и места затруднения. |
- Здравствуйте Елена Витальевна. Можно в класс? - А где же девочки? - Они там! - Где? - Да по дороге сюда. Они его нашли, а он не может летать. А я иду, вижу, они с ним, я им помог его на эту посадить. В общем, они сейчас придут. - Ничего не поняла. Они, с ним, на эту. - А вот и мы. Извините, Елена Витальевна, мы немножечко опоздали. Там у нас по дороге… Ой, такое приключение. - Стоп, стоп, стоп. Расскажите все по порядку. А то Кирилл так разволновался, что мы ничего не поняли. - Мы с Зоей шли на урок. Вдруг видим, в траве птенчик прыгает. А наверху на дереве гнездо. Мы сразу поняли, что птенчик выпал из гнезда. Мы его подняли, а тут идет Кирилл, он помог нам посадить птенчика в гнездо и пошёл на урок. А мы с Надей немножко подождали, и потом тоже пришли на урок. Ой… - Ну, садитесь. Но экологи просят не поднимать птенцов, выпавших из гнезда. Специалисты-орнитологи объясняют: у большинства певчих птиц птенцы покидают гнездо в таком возрасте, когда они еще не умеют летать. Так устроено природой - для того, чтобы хищник, обнаруживший гнездо с птенцами, не мог уничтожить их всех сразу. Именно поэтому птенцам важно покинуть гнездо как можно раньше. Такие птенцы называются "слетками". Они еще желторотые и недостаточно оперившиеся. Если такого малыша обнаружили в парке, то лучше всего отойти подальше и не беспокоить птицу, родители обязательно найдут его и покормят. |
Входит один ученик. Входят две девочки |
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Не брать в руки птенцов, выпавших из гнезда. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания). |
- Елена Витальевна, а почему Вы сказали, что не поняли, что я говорил. Ведь я же словами говорил? - Ребята, какими словами больше всего говорил Кирилл? - Что такое местоимение? - Кто сформулирует тему урока? - Запишите тему урока «Местоимение как часть речи». - Что мы уже знаем о местоимении? На доске появляются записи: Знаю самостоятельная часть речи
указывает на предмет или лицо, не называя его
местоимения бывают личными
- Как вы думаете, всё ли мы знаем об этой части речи? - А что бы вам ещё хотелось узнать о ней? Узнаю Почему так называется?
Какова роль местоимений?
Чем отличаются друг от друга?
Могут ли изменяться?
- Мы сегодня на уроке сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи. |
Местоимениями Часть речи Местоимение как часть речи Записывают тему урока. Это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, не называя его; местоимения бывают личными Нет Почему она получила такое название? Какова роль местоимений? Чем они отличаются дуг от друга? Могут ли изменяться как другие части речи? |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
|
5 |
Реализация построенного проекта. |
Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название. - Назовите эти существительные. - Почему же эта часть речи получила такое название? - Местоимения могут заменять как имена существительные, так и имена прилагательные. – Какое первое открытие для себя сделали? - Выясним, какова же роль местоимения в речи? Работа по вариантам: с зелёной карточкой – 1 вариант, с желтой – 2 вариант. Исправьте речевые ошибки. На рощу напали гусеницы. Гусеницы объедали листву. Могучие дубы стояли голые. Но вот гусеницы стали быстро сползать по стволу к земле. Это гусениц тащили муравьи. Много вредителей гибнет от муравьев. Охраняй лесные дома! Работа в парах с желтой карточкой. Исправьте речевые ошибки. Хорошо гулять по лесу! Вот высокая сосна, К солнцу тянется сосна. На поляне дуб старинный Ветви дуб свои раскинул. Берегите, люди, лес! И тогда тебе и мне Лес воздаст все нам вдвойне! - Какие речевые были ошибки? Прочитайте получившийся текст. - С помощью какой части речи вы избавились от повторения имен существительных? - Какова же роль местоимений? - Это и есть второе открытие. Для запоминания есть стих: Слайд 3 - Теперь выясним, в чем же различие в значении местоимения и имени существительного? - У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Если это группа лиц? - Каким местоимением вы замените существительное окно?
Перечислим еще раз все личные местоимения. Слайд 4
- Сравните местоимения. Чем они отличаются друг от друга? - Значит, как изменяются местоимения? – Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 71. Что нам ещё сообщает профессор Самоваров? - Поэтому, как мы будем ещё различать местоимения? Физкультминутка. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согре ли. Бабочки летали-али, Крыльями махали-али. Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами! Хорошо мы погуляли, Мы немножечко устали! |
вместо имени существительного девочки, птенчик вместо имени Местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные и прилагательные. Работают с карточками Обучающиеся читают и исправляют речевые ошибки. Повтор слов с помощью местоимений Местоимения помогают избежать повторов, делают нашу речь разнообразной, яркой Читают: Я о себе такого мнения: я мы ты, вы к взрослым он, она они оно Читают: Я и Мы, Ты и Вы, местоимения я, ты, он, она, оно – единственного числа, остальные множественного по числам местоимения бывают 1, 2, и 3 лица по лицам Выполняют с движениями |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Охраняй лесные дома (муравейники)! Берегите, люди, лес! И тогда тебе и мне Лес воздаст все нам вдвойне! |
6 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Выполним упражнение 120 на стр. 72 1 ученик у доски |
Выполняют упр. 120, с.72 |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
|
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Работа с белой карточкой. Прочитайте текст. Выпишите личные местоимения. Определите лицо, число и род, если возможно. Защитники зелёного друга Ранним утром по тропинке мы входим в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Я остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Днём жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живёт в земле и объедает корни деревьев. Защитите зелёного друга от вредителей! Проверка - эталон: Слайд 5 -Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку? - Кто допустил ошибки в работе? -Кто не смог справиться с заданием? -В чем была трудность? - Ребята, в начале урока мы с вами вспомнили, что 2017 год – год экологии. А какие экологические проблемы были затронуты на уроке? |
Выполняют задание самостоятельно Меняются тетрадями и проверяют по эталону |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Защитите зелёного друга от вредителей! Нельзя птенцов брать в руки; охранять деревья от вредителей; беречь лес; охранять и беречь природу в целом |
8 |
Включение в систему знаний повторения. |
Тест Слайд 6-7 1. Местоимение: 2. Местоимение:
4. Укажите местоимение: а) ель б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. |
Обучающиеся по одному читают вопрос и выбирают правильный ответ. |
Регулятивные: прогнозирование |
|
9 |
Рефлексия. |
«Дерево» (на каждый ряд по одному) Слайд 8 - Прочитайте стихотворение. Каждая строчка неслучайно написана разным цветом. У вас для каждого ряда по деревцу. Оцените себя. С какой строчкой стихотворения вы согласны, такого цвета и приклейте листочек. Урок полезен. Всё понятно. (прикрепить зелёные листочки)
- У нас получился небольшой лес. Давайте произнесем главные слова по охране природы. |
Ребята каждого ряда прикрепляют листочки на своё дерево Давайте беречь природу |
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
Формирование у детей ответственного отношения к природе |
10 |
Домашнее задание. |
упр. 121 стр. 73 |