Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Местоимение как часть речи»

0
0
Материал опубликован 24 September 2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Южи

155630, Ивановская область, г. Южа, ул. Пушкина, д. 2

Конспект урока русского языка

в 4 классе на тему: « Местоимение как часть речи »

Педагог: Чернова Елена Витальевна

Автор учебника: Климанова Л.Ф.

Класс: 4 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование и технические средства обучения: АРМ, презентация

Наглядные пособия: картинный словарь

Ключевые слова: местоимение, личные местоимения, экология

Рабочие материалы для обучающихся: карточки с заданиями, эталоны для проверки, карточки с местоимениями, учебник Климановой Л.Ф. «Русский язык: 4 класс» ч. 2

п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Экологический компонент

1.

Мотивация

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

- Мы сегодня продолжаем открывать тайны русского языка.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

 


 

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным

Записывают число

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Словарно-орфографическая работа:

Слайд 2

Лечебное комнатное растение

У кого уши на ногах?

Какая трава самая горькая?

Какая обезьяна самая большая?

Из древесины какого дерева изготавливают спички?

У какого млекопитающего самая толстая кожа?

У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей?

Самая душистая ягода нашего леса?

– Подчеркните в каждом слове букву-орфограмму и прочитайте получившееся слово.


 

– Какое слово получилось?

- Какая орфограмма в слове экология?


 


 

– Что означает слово экология?

Ребята, 2017 год объявлен годом экологии. В нашей школе составлен план и ведётся работа в этом направлении.

- Кто такой эколог?


 

ученики у доски объясняют пропущенные орфограммы

ало.

кузнечи.

п.лынь

горил.а

.сина

носоро.

п.нгвин

земл.ника

Экология

Правописание безударной гласной в корне слова. Проверочное слово эколог

Наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы

Человек, занимающийся охраной окружающей среды

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Связь с годом экологии

3

Выявление причины и места затруднения.

- Здравствуйте Елена Витальевна. Можно в класс?

- А где же девочки?

- Они там!

- Где?

- Да по дороге сюда. Они его нашли, а он не может летать. А я иду, вижу, они с ним, я им помог его на эту посадить. В общем, они сейчас придут.

- Ничего не поняла. Они, с ним, на эту.

- А вот и мы. Извините, Елена Витальевна, мы немножечко опоздали. Там у нас по дороге… Ой, такое приключение.

- Стоп, стоп, стоп. Расскажите все по порядку. А то Кирилл так разволновался, что мы ничего не поняли.

- Мы с Зоей шли на урок. Вдруг видим, в траве птенчик прыгает. А наверху на дереве гнездо. Мы сразу поняли, что птенчик выпал из гнезда. Мы его подняли, а тут идет Кирилл, он помог нам посадить птенчика в гнездо и пошёл на урок. А мы с Надей немножко подождали, и потом тоже пришли на урок. Ой…

- Ну, садитесь. Но экологи просят не поднимать птенцов, выпавших из гнезда. Специалисты-орнитологи объясняют: у большинства певчих птиц птенцы покидают гнездо в таком возрасте, когда они еще не умеют летать. Так устроено природой - для того, чтобы хищник, обнаруживший гнездо с птенцами, не мог уничтожить их всех сразу. Именно поэтому птенцам важно покинуть гнездо как можно раньше. Такие птенцы называются "слетками". Они еще желторотые и недостаточно оперившиеся. Если такого малыша обнаружили в парке, то лучше всего отойти подальше и не беспокоить птицу, родители обязательно найдут его и покормят.

Входит один ученик.

Входят две девочки

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Не брать в руки птенцов, выпавших из гнезда.

4

Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания).

- Елена Витальевна, а почему Вы сказали, что не поняли, что я говорил. Ведь я же словами говорил?

- Ребята, какими словами больше всего говорил Кирилл?

- Что такое местоимение?

- Кто сформулирует тему урока?

- Запишите тему урока «Местоимение как часть речи».

- Что мы уже знаем о местоимении?

На доске появляются записи:

Знаю

самостоятельная часть

речи

 


 

 

указывает на предмет или лицо, не называя его

 

 

 

местоимения бывают

личными

 


 


 

- Как вы думаете, всё ли мы знаем об этой части речи?

- А что бы вам ещё хотелось узнать о ней?

Узнаю

Почему так называется?

 

 

Какова роль местоимений?

 

 


 

 

Чем отличаются друг от друга?

 

 

 

Могут ли

изменяться?

 

 

- Мы сегодня на уроке сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи.

Местоимениями

Часть речи

Местоимение как часть речи

Записывают тему урока.

Это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, не называя его; местоимения бывают личными

Нет

Почему она получила такое название? Какова роль местоимений? Чем они отличаются дуг от друга? Могут ли изменяться как другие части речи?

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

 

5

Реализация построенного проекта.

Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название.
- Вместо какой части речи Кирилл употребил в предложениях местоимения?

- Назовите эти существительные.

- Почему же эта часть речи получила такое название?

- Местоимения могут заменять как имена существительные, так и имена прилагательные.

Какое первое открытие для себя сделали?

 

- Выясним, какова же роль местоимения в речи?

Работа по вариантам: с зелёной карточкой – 1 вариант, с желтой – 2 вариант. Исправьте речевые ошибки.

На рощу напали гусеницы. Гусеницы объедали листву. Могучие дубы стояли голые. Но вот гусеницы стали быстро сползать по стволу к земле. Это гусениц тащили муравьи. Много вредителей гибнет от муравьев. Охраняй лесные дома!

Работа в парах с желтой карточкой. Исправьте речевые ошибки.

Хорошо гулять по лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется сосна.

На поляне дуб старинный

Ветви дуб свои раскинул.

Берегите, люди, лес! И тогда тебе и мне Лес воздаст все нам вдвойне!

- Какие речевые были ошибки? Прочитайте получившийся текст.

- С помощью какой части речи вы избавились от повторения имен существительных?

- Какова же роль местоимений?

- Это и есть второе открытие.

Для запоминания есть стих:

Слайд 3

- Теперь выясним, в чем же различие в значении местоимения и имени существительного?

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?

- Если это группа лиц?

- Каким местоимением вы замените существительное окно?


 

Перечислим еще раз все личные местоимения. Слайд 4


 


 

- Сравните местоимения. Чем они отличаются друг от друга?

- Значит, как изменяются местоимения?

– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 71. Что нам ещё сообщает профессор Самоваров?

- Поэтому, как мы будем ещё различать местоимения?

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согре ли.

Бабочки летали-али,

Крыльями махали-али.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами!

Хорошо мы погуляли,

Мы немножечко устали!

вместо имени существительного

девочки, птенчик

вместо имени

Местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные и прилагательные.

Работают с карточками

Обучающиеся читают и исправляют речевые ошибки.

Повтор слов

с помощью местоимений

Местоимения помогают избежать повторов, делают нашу речь разнообразной, яркой

Читают:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

я

мы

ты, вы

к взрослым

он, она

они

оно

Читают: Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

местоимения я, ты, он, она, оно – единственного числа, остальные множественного

по числам

местоимения бывают 1, 2, и 3 лица

по лицам

Выполняют с движениями

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Охраняй лесные дома (муравейники)!

Берегите, люди, лес! И тогда тебе и мне Лес воздаст все нам вдвойне!

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выполним упражнение 120 на стр. 72

1 ученик у доски

Выполняют упр. 120, с.72

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

 

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с белой карточкой.

Прочитайте текст. Выпишите личные местоимения. Определите лицо, число и род, если возможно.

Защитники зелёного друга

Ранним утром по тропинке мы входим в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Я остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Днём жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живёт в земле и объедает корни деревьев. Защитите зелёного друга от вредителей!

Проверка - эталон: Слайд 5

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с заданием?

-В чем была трудность?

- Ребята, в начале урока мы с вами вспомнили, что 2017 год – год экологии. А какие экологические проблемы были затронуты на уроке?

Выполняют задание самостоятельно

Меняются тетрадями и проверяют по эталону

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Защитите зелёного друга от вредителей!

Нельзя птенцов брать в руки; охранять деревья от вредителей; беречь лес; охранять и беречь природу в целом

8

Включение в систему знаний повторения.

Тест Слайд 6-7

1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос


3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Обучающиеся по одному читают вопрос и выбирают правильный ответ.

Регулятивные: прогнозирование

 

9

Рефлексия.

«Дерево» (на каждый ряд по одному)

Слайд 8

- Прочитайте стихотворение. Каждая строчка неслучайно написана разным цветом. У вас для каждого ряда по деревцу. Оцените себя. С какой строчкой стихотворения вы согласны, такого цвета и приклейте листочек.

Урок полезен. Всё понятно. (прикрепить зелёные листочки)
Лишь кое- что чуть- чуть неясно.  (прикрепить жёлтые листочки) Ещё придётся потрудиться (прикрепить оранжевые листочки)
Да, трудно всё - таки учиться! (прикрепить красные листочки)


 

- У нас получился небольшой лес. Давайте произнесем главные слова по охране природы.

Ребята каждого ряда прикрепляют листочки на своё дерево

Давайте беречь природу
Природа – ведь это мы.
Леса наши, степи и воду
И воздух, и недра земли!

Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Формирование у детей ответственного отношения к природе

10

Домашнее задание.

упр. 121 стр. 73

     

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.