12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Проскурина Вера Леонидовна3574
Россия, Орловская обл., Орел
7

Конспект урока русского языка на тему «Текст. Признаки и структура текста»

Конспект урока русского языка на тему

«Текст. Признаки и структура текста»


Метапредметные результаты:

Коммуникативные: научиться понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы слушания, формирование действий по ведению учебного диалога; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

Регулятивные: научиться выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия;  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

Познавательные: формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формулировать тему, идею текста.

Предметные: научиться обобщать и систематизировать знания о тексте и его признаках; закреплять знания о типах и стилях речи; совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.

Личностные: умение формировать положительную мотивацию изучения родного языка; нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.

Средства обучения: тексты (рабочие материалы), доска, схема.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел русского языка, который называется «Текстоведение».

- Что изучает этот раздел?

- Какая будет тема урока?

Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, его признаки, вспомним типы и стили речи. А также будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.

- Запишем тему урока в тетради «Текст. Признаки и структура текста».

2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

(У каждого ученика на парте лежат листы с тремя текстами).

- Перед вами рабочие материалы. Давайте посмотрим на первый текст. О чем он? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

1. «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов». «Лопай, что дают»… «Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». «Добродетелью украшайтесь». «Катинька, я вас люблю безумно!»

(Это не текст и даже не отрывок из него. Каждое предложение здесь совершенно автономно: между ними нет связи, во всех говорится о разном).

- А второй текст?

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(Да, это текст).

- Почему?

(Потому, что он похож на другие тексты. Потому, что в нём есть законченная мысль. Потому, что предложения связаны друг с другом).

3. Мотивация

- Можем ли мы считать набор предложений текстом?

- Для чего нам нужны знания о тексте и его признаках? (Чтобы создавать собственные тексты)

4. Актуализация имеющихся знаний.

- Мы сказали, что одним из основных признаков текста является единство темы и наличие авторской мысли. Давайте вспомним что это?

- Что такое тема текста? (Тема – о чем этот текст).

- Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста).

- Давайте определим тему второго текста (стихотворение Тургенева «Русский язык»).

5. Объяснение нового материала.

- Что такое текст? Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

- По каким признакам мы определяем текст? (выясняем на примере данного текста).

Составление схемы (коллективно, письменно)

Запись в тетради. Признаки текста:

Текст

t1613329719ae.gift1613329719ad.gif             t1613329719ac.gif           t1613329719aa.gif t1613329719ab.gif

Тематическое единство;

Смысловая и грамматическая связь;


Относительная законченность;

Наличие главной мысли;


Смысловая цельность.


Обобщение знаний о типах и стилях речи.

- Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете? - Чем они отличаются друг от друга?

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. (При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

- Кроме того, одним из основных признаков текста является стиль. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

I. Разговорный

II. Книжные

1. Художественный

2. Официально-деловой

3. Научный

4. Публицистический

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

- Научный стиль используется для точной передачи научных знаний.

- Официально-деловой. Основная цель данного стиля – точная передача деловой информации.

-Художественный. Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.

-Разговорный стиль используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами.

- Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то убедить, к чему-то призвать?

6. Закрепление. Работа с текстом.

Возьмите текст № 2. Задание:

Прочитайте текст, определите тему, идею, тип и стиль речи. Прокомментируйте пропущенные орфограммы. В выделенном предложении пропущены запятые. Объясните, где и почему вы их поставите.

У каждого писателя есть главная, та единстве(н,нн)ая, (не)написа(н,нн)ая книга, которая терпеливо(медленно) оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопле(н,нн)ого душевного опыта. Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная, ибо тр..пинки сознания, по которым он (не)зримо идет, не всегда ясны.

Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу высказав в ней все он вероятно больше бы не писал ничего ибо высказал самое нужное самое сокрове(н,нн)ое. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.

Главная книга - это откровение о себе и это книга, в которой ясно и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего. Это (не)обычный взлет высокой души и это исповедь и писателя и его поколения.

Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку ее, один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном. Бывает так, что вы идете домой, торопитесь и испытываете странное ощущение радостного нетерпения, будто вас ждет старый, вернувшийся издалека, умный друг. Этот друг - книга. Вы читаете ее не залпом, не сразу. Вы читаете ее не спеша, по нескольку раз одну и ту же страницу, как перечитывают письма разделенные расстоянием любящие.

Ю.Бондарев

(Тема - Главная книга, идея – у каждого в жизни есть главная книга, которая является другом. Стиль- публицистический, тип речи – рассуждение. Орфография: единственная, сокровенное – прилагательные с суффиксом -енн-; ненаписанное – причастие совершенного вида с суффиксом –нн-, образовано от глагола на –ать, не- пишется слитно, т.к. нет пояснительных слов и противопоставлений. Накопленного – причастие совершенного вида с суффиксом –енн- образовано от глагола на –ить; терпеливо-медленно – пишется через дефис, обозначает качество с дополнительным оттенком. Незромо – наречие, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (скрытое от взора, таинственно), с не- приобретает противоположный оттенок. Необычный – прилагательное, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (особенный), с не- приобретает противоположный оттенок.

Пунктуация: деепричастный оборот, вводные слова, придаточное причины, однородные дополнения).

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- При каком условии мы можем говорить, что перед нами текст? Повторим основные признаки текста.

Текст - несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. У каждого текста есть стиль и тип речи.

Признаки текста: тематическое единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; наличие главной мысли, смысловая цельность, относительная законченность.

- Когда вам пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?

8. Домашнее задание:

1) Составить плана записанного текста; определить проблему, поставленную автором в тексте. Согласны ли вы с тем, что у каждого есть такая книга в жизни? Какая книга для вас стала «старым другом»?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.