Публикация «Тексты новой природы. Комиксы на уроках литературного чтения»
Тексты новой природы. Комиксы на уроках литературного чтения.
Одно из несомненных завоеваний культуры ХХ века являются комиксы. Конечно, в том или ином виде истории в картинках существовали и раньше, но развитие жанра пришлось именно на последние сто лет.
Современные комиксы появились в газетах США в 90-х гг. 19 века. Особое распространение они получили с 30-х гг. 20 века, в том числе комиксы известного кинорежиссера-мультипликатора У. Диснея. К середине века комикс стал одним из самых популярных жанров так называемой «массовой культуры».
В современном мире комиксы занимают определённую нишу, так в учебной деятельности яркие, насыщенные красками, образы комиксов, по мнению многих учителей, помогают лучше запомнить написанное. Школьнику в процессе обучения запомнить большое количество правил иногда очень нелегко. Комиксы на школьную тему помогут просто наглядно и доходчиво усвоить учебный материал.
Таким образом, комиксы как средство обучения в современном учебном процессе являются актуальными и до конца не изученными.
Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках.
Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Исследуя комиксы, мы выявили, что им характерна четкая композиция, сюжет, образы.
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. Самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура, но встречаются научно-фантастические комиксы, комиксы на основе исторических событий, мистические, детективные и другие виды комиксов. В то же время многие комиксы представляли собой микс из этих жанров.
Когда сюжет истории придуман и написан, необходимо сделать раскадровки. Раскадровки - это схематический рисунок, излагающий сюжет в логичной последовательности.
Существует также макроплан, в котором показывают отдельные детали.
Важным пунктом в правилах построения комиксов является композиция – это умение управлять вниманием зрителя, то есть составлять объекты и выстраивать планы изображения так, чтобы взгляд мог скользить по картинке, обращая внимание на ключевые элементы. Данная композиция комфортна для восприятия.
В комиксах обычно присутствует текст, который прописывают в «облачке» над головой героя (это его мысль) или возле губ ( это его речь). Здесь необходимо обратить внимание не только на месторасположение «облачка», но и на его форму, с помощью которой можно передать интонацию, громкость, нюанс реплики.
Огромным воздействием на читателя является - начертание текста и надписей в комиксах, а именно: форма и цвет шрИфта, размер букв и интервала между ними, положение текста относительно других элементов изображения. В эмоциональных сценах, отдельные реплики персонажей выделяются ярким цветом, броским и увеличенным начертанием или, наоборот, в спокойных сценах шрифт подчеркнуто сдержанный, монотонный и маловыразительный, не отвлекающий от смыслового содержания.
Авторские комментарии располагаются внизу кадра или над ним.
Существуют комиксы с очевидным сюжетом, который понятен читателям и без слов.
Комиксы – это, прежде всего, картинки, поэтому визуальные средства выражения, такие как форма и цвет играют ведущую роль. Необходимо обратить внимание на выбор цветовой гаммы, так как это является важным средством на эмоциональное воздействие читателя. Синий, зеленый, серый придают рисунку таинственность, ссора сопровождается обычно оранжевыми, красными тонами, теплые цвета говорят о приближении чего-то неприятного, а спокойное романтическое связано с пастельными тонами.
Методы создания комиксов:
Рисование вручную. Комиксы создаются простым карандашом на бумаге.
Рисование с помощью компьютера. Преимуществом этого подхода является непосредственное получение картинки на компьютере без необходимости сканирования и обработки.
Использование иллюстраций из книг. Идея в том, чтобы подобрать к выбранной иллюстрации подходящий сюжет и оформить его в виде кадров и пузырей с текстом.
Фотокомиксы. Использование фотографий, а затем построение серий кадров с подходящим текстом.
Скиншоты из игр. Используется готовая картинка + авторский текст.
Коллаж. Берутся фотографии, а вырезаются из них только персонажи. Затем подбирается подходящий фон (тоже фотографию, или картинку) и размещаются на нем герои и текст.
Кукольные постановки. В этом случае вы должны приготовить нарисованных кукол всех персонажей и строить каждый кадр в виде сценки, а затем фотографировать результат и добавлять текст реплик на компьютере.
Конструкторы комиксов. В интернете существует онлайн-конструктор, с помощью которого можно за несколько кликов мышкой выбрать персонажей и набрать текст разговора.
Использование комиксов на уроках литературного чтения
На уроках литературного чтения в начальной школе мы предлагаем использовать комиксы, так как яркие, насыщенные красками, образы помогают лучше запомнить прочитанное. Комиксы помогут просто наглядно и доходчиво усвоить учебный материал.
Рассмотрим несколько приемов по применению комиксов на уроках литературного чтения.
Сочинения в картинках. Ученики дополняют рисунками свое сочинение, отзыв или дают иллюстрированную оценку прочитанному произведению.
Биография в картинках. Ученики могут описать жизнь известной исторической личности, проиллюстрировав её фотографиями, рисунками, комментариями.
Словарик. Не просто написать определение термина, а составить к этому определению комикс.
Отчет по обобщающему разделу. Можно подготовить фотоотчёт с текстовым сопровождением.
Недостающие кадры. В комиксе по литературному произведению несколько кадров удалены. Ученики должны восстановить кадры, продумать логические цепочки между ними.
Вписать пропущенные слова или реплики. Это упражнение мотивирует к творчеству.
Расставить реплики или картинки в правильном порядке. Упражнение можно выполнять как самостоятельно, так и в группах. На уроках литературного чтения ученики соревнуются, кто расставит картинки в правильном порядке быстрее всех.
Прочитать комикс и ответить на вопросы. В этом случае комикс заменяет обычный текст, который можно анализировать, отвечать на вопросы и выполнять задания после прочтения.
Выводы
Комикс – это новый образовательный инструмент с новыми свойствами и новым воздействием на ребенка. Комикс повышает мотивацию к изучению, читать комиксы гораздо легче и интереснее. А веселые картинки обеспечивают визуальную поддержку обучению.
Ученику в его образовательной и учебной деятельности требуется изучить большое количество информации, текста, правил. Конечно, перевести все учебники в формат комикса не выход. Но для закрепления пройденного или особо проблемного материала, отобразить его в комиксе возможно.
Также, комиксы способствуют развитию визуального мышления учащихся.
Комиксы повышают мотивацию к изучению, они способны приковать наш взгляд и заставить прочитать реплики героев. Читать комиксы гораздо легче и интереснее, чем длинные тексты. Чтение и понимание коротких комиксов может вселить уверенность в своих способностях, которая порой так необходима в процессе обучения, а их создание помогает творческому развитию учащихся.