12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения27
Россия, Вологда

Инсценирование на уроках литературного чтения


Работу по организации инсценирования мы разделили на несколько этапов. Первый этап – подготовительный. На этом этапе была проведена диагностика коммуникативных УУД у обучающихся 3А класса по методике «Совместное рисование». Необходимо выявить, какие трудности у них есть на данный момент в коммуникативной сфере деятельности и построить свою работу так, чтобы эти трудности нам удалось скорректировать.

В диагностике приняло участие 28 человек.

Цель методики: выявление уровня сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

В рамках урока литературного чтения на тему «Французская сказка «Красавица и чудовище» обучающимся, работающим в группе по 3-4 человека (всего 7 групп), предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению.

Ученики познакомились со сказкой, затем им предложено представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении. Дети должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому, сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.

По итогам работы в четырех группах из семи не наблюдалось трудностей при обсуждении замысла иллюстрации, ее сюжета, методики и техники выполнения. Дети были активны, смогли прийти к единому результату. То есть 16 учеников (57 %) продемонстрировали высокий уровень сформированности коммуникативных УУД. Дети активно обсуждали выбор иллюстрации, не было споров, никто друг друга не перебивал, работа шла уверенно и складно. Остальные три группы – 12 учеников (43 %) продемонстрировали средний уровень сформированности коммуникативных УУД. Дети не были так активны, но все же пришли к общему выбору иллюстрации. Только были разногласия в расположении, цветах и форме.

Диагностика подтвердила необходимость продолжения работы по формированию коммуникативных УУД в данном классе. Для этого мы планируем использовать инсценирование.

Также на подготовительном этапе необходимо выбрать произведения из тех, которые предлагает учебная программа для инсценирования с позиции доступности, понятности и легкости для детей, поскольку дети младшего школьного возраста не могут проинсценировать объемное произведение. На этом первичный этап организации деятельности по формированию коммуникативных УУД в ходе инсценирования на уроке литературного чтения был завершен.

Мы провели урок литературного чтения с использованием инсценировки на тему «Сказка «Волк и лиса братьев Гримм» (Приложение 3).

Цель данного урока – проинсценировать произведение.

В ходе реализации цели нами были поставлены следующие задачи: вспомнить характеры волка, лисы и как должен читать автор; подготовиться к инсценированию с помощью специальных упражнений для мимики лица; инсценировка у доски.

Мы выполнили упражнения из видеофрагмента и приступили к инсценированию. Дети заранее знали свои роли и группы, в которых они должны работать над инсценировкой. Им было дано время – 5 минут на то, чтобы отыграть свои роли в своих группах. Дети довольно спокойно обсуждали и репетировали, но были и моменты, когда становилось шумно в классе. Далее дети выходили к доске и инсценировали отдельные фрагменты произведения, начиная с первой ситуации, и следующая группа продолжала инсценирование второй ситуацией. На этом уроке формировались такие УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнера.

Для следующего урока литературного чтения с использованием инсценирования было выбрано произведение Н.П. Вагнера «Сказка» (Приложение 4).

Цель данного урока – продолжить знакомство обучающихся с произведением Николая Петровича Вагнера «Сказка».

В ходе реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Продолжить читать произведение «Сказка».

2. Проанализировать прочитанное произведение «Сказка».

3. Выполнить инсценировку произведения Н.П. Вагнера «Сказка».

В ходе данного урока мы дочитали произведение «Сказка» и проанализировали его. После нами был выбран фрагмент из произведения для инсценирования. С детьми снова был прочитан этот фрагмент и проанализирован. Мы выяснили, какие роли в данном отрывке присутствуют и проанализировали поведение каждого участвовавшего персонажа. Далее мы разделили их по ролям в зависимости от варианта, на котором они сидят. Всего было три роли: первый вариант – Альмара-душа, второй вариант – Змей-Горыныч, третий вариант – автор.

Детям было дано время на отработку своих полученных ролей и далее по группам из трёх человек дети выходили инсценировать к доске. После каждого выступления, дети анализировали своё выступление сами, также было спрошено мнение детей, которые наблюдали за инсценировкой своих одноклассников с места. По нашему мнению, дети справлялись лучше, чем на первой инсценировке. Речь была более выразительная, были показаны почти все действия и эмоции.

Следующий урок литературного чтения с использованием инсценировки был проведен на тему: Братья Гримм «Рапунцель» (Приложение 5).

Цель данного урока – проинсценировать фрагмент произведения.

Нами также был выбран фрагмент произведения, наиболее подходящий для инсценирования. Так как произведение было прочитано давно, мы снова вспомнили и проанализировали героев. Снова были выполнены специальные упражнения для мимики лица. Мы разделили их на тройки по рядам, начиная с первого ряда. Далее они доставали из мешочков роли. Это было сделано, чтобы не возникла проблемная ситуация. Роль выбиралась ребенком. Инсценировка «Рапунцель» далась сложнее, чем то же произведение Братьев Гримм «Волк и Лиса». По нашему мнению, не смотря на это, мы справились с нашей целью.

До уроков литературного чтения с инсценировкой было проведено два вводных урока. На первом уроке я давала понятие инсценирования и т.д. (Приложение 6). На втором уроке были показаны примеры инсценирования и упражнения для подготовки к нему (Приложение 7).

Благодаря урокам литературного чтения с применением инсценирования, дети стали активнее работать, больше слушать мнение своих одноклассников, не перебивать друг друга, принимать другую точку зрения.

Следующий этап работы – основной. На основном этапе дети непосредственно знакомятся с содержанием и создают первичное впечатление об изучаемом произведении. Особое внимание на основном этапе уделяется логике и построению деятельности учителя по организации непосредственно самого инсценирования.

С целью организации эффективной деятельности по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения, в процессе инсценирования следует придерживаться определенных этапов. Первый этап – самостоятельное прочтение текста, создание первого впечатления о прочитанном произведении. На данном этапе учитель должен вооружить младших школьников знаниями, умениями и навыками, которыми они уже владеют, для самостоятельного прочтения текста и первого впечатления о прочитанном. На этом этапе необходимо в первую очередь уделить внимание осознанности чтения. Выделить героев, их характеристику и т.д. Также проанализировать текст с позиции того, какое впечатление он произвел на ребенка и уже в дальнейшем выяснить мнение ребенка в целом о прочитанном произведении. Следующий этап работы – это обмен мнениями. В процессе обмена мнениями, дети высказывают свою позицию о прочитанном произведении и высказывают, какую роль им хотелось бы проинсценировать. Также на данном этапе происходит формирование групп обучающихся, которые будут показывать те или иные фрагменты. Также происходит выяснение более точной позиции обучающихся о прочитанном произведении. На этапе аналитической работы с текстом, обсуждений и распределении ролей, поделенные на группы дети уже проводят анализ выделенного им фрагмента, и анализ выпавших для инсценирования им ролей. Обсуждают, кому какая роль в группе подойдет больше, опираются на гендерные различия, на то какой ученик сам по себе: активный, пассивный, эмоциональный, с неярко выраженными эмоциями и т.д. Также обсуждается какие действия необходимо будет показать, чему необходимо уделить особое внимание и какие аспекты будут более важными при инсценировании данного фрагмента. Следующим этапом будет уже репетиция.

В процессе репетиции важна актерская и режиссерская деятельность, оформительская работа. Актерская деятельность зависит от обучающихся, следовательно, необходимо проконтролировать, как каждый ребенок перенес на себя роль выделенного ему персонажа. Режиссерская деятельность возлагается на педагога. Он контролирует процесс инсценирования, помогает детям, направляет их в правильную деятельность, помогает наиболее грамотно и точно выразить свои эмоции или показать ту или иную роль на своем примере. Оформительская работа, где в процессе инсценирования необходимо уделить внимание декорациям и костюмам, так как это поможет наиболее точно передать впечатление о данном персонаже, а также поможет создать детям наиболее полную картину происходящего. Следующим этапом является итоговое выступление в аудитории сверстников. На итоговом выступлении необходимо настроить на серьезную работу и взаимопомощь и поддержку, так как дети младшего школьного возраста, не смотря на свою готовность усваивать новый материал и проявлять себя в разных видах деятельности, могут застесняться, и в дальнейшем это может привести к негативным последствиям в формировании личности. После итогового выступления необходимо провести анализ выполненной деятельности. Обсудить достижения каждого ученика, сформулировать выводы о произведении, героях и проблемах, которые были заявлены в данном произведении. В первую очередь при анализе выступлений необходимо выделить обязательно положительные стороны, чтобы ребенок почувствовал себя успешным в том или ином виде деятельности. Спросить мнение ребенка, что было ему трудно выполнить в данной роли, с какими трудностями он столкнулся, на что бы ему в дальнейшем хотелось уделить внимание. Также при анализе выступлений и обсуждении достижений каждого ученика в процессе инсценирования, необходимо контролировать детей, чтобы не произошло таких ситуаций, когда дети подверглись буллингу или насмешкам со стороны одноклассников, чтобы не повредить психическое и эмоционально-волевое состояние обучающихся.

Проведя работу в рамках основного этапа, мы можем перейти к заключительному этапу. На заключительном этапе мы проводим повторную диагностику сформированности коммуникативных УУД у младших школьников и выявляем, какие трудности нам удалось скорректировать, какие изменения в коммуникативных УУД у младших школьников произошли за период проведенной работы.

По результатам повторной диагностики мы сделали вывод о том, какую роль инсценирование сыграло в формировании коммуникативных УУД у младших школьников на уроке литературного чтения.

Таким образом, можем сделать вывод, что знания особенностей младшего школьного возраста, а также знания аспектов коммуникативных УУД, которыми должен овладеть ребенок в младшем школьном возрасте является фактором на которые педагогу необходимо уделить особое внимание. Педагог в данном случае должен уметь правильно организовывать работу по инсценированию, соблюдать все этапы, систематизировать действительность, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся на уроках литературного чтения.



Автор: Ксения Ивановна Тарасова

г. Вологда

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.