Урок внеклассного чтения с использованием приемов мнемотехники на тему «Знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1 класс)

3
2
Материал опубликован 13 October 2020

Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе с использованием приемов мнемотехники.

Тема: «Знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Цель: знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развитие интереса к самостоятельному чтению книг, развитие связной речи, образного мышления, памяти.

Педагогические задачи: развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение словарного запаса детей; развитие художественного восприятия отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», развитие умения анализировать художественное произведение, развитие навыка составления мнемоквадратов.

Планируемые результаты.

Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения.

Регулятивные: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: содействовать осознанию учащихся ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: портреты детских писателей, интерактивная доска, ноутбук, колонки.

Ход урока.

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

-Ребята, я желаю вам провести это занятие интересно и с пользой.

Актуализация знаний

- На уроках внеклассного чтения мы с вами, ребята, знакомимся с произведениями различных авторов, учимся обсуждать их и делиться мнениями. Давайте сейчас вспомним тех, авторов, с которыми мы работали на наших занятиях? (К. Ушинский, В. Бианки, С. Маршак, К.Чуковский и т.д.)

Работа в парах с проверкой

-Молодцы! Как много авторов мы с вами уже узнаем! Но мы не будем на этом останавливаться, и сегодня мы познакомимся еще с одним. Кто это, мы узнаем чуть позже, а пока поработатаем в парах и вспомним произведения, с которыми работали ранее. (Слайд 1)Презентация к уроку внеклассного чтения в 1 классе

- Ваша задача, вместе с товарищем соотнести название произведения с автором. (Работа в парах)

- Давайте проверим (Слайд 2) (Отвечает одна пара).

- Поднимите руку те, кто выполнил это задание без ошибок?

- Поднимите руку те, кто сделал в задании одну ошибку?

-Кто допустил больше одной ошибки? Какой вывод для себя вы сделаете?

-Я уверена, что в следующий раз у вас все непременно получится!

- Посмотрите, пожалуйста, на нашу доску с именами авторов. Мне кажется, что тут какая-то ошибка: у нас остался один писатель без названия произведения. Как вы считаете, случайная ли это ошибка? (Дети догадываются, что это писатель, с творчеством которого мы будем работать на занятии.)

- Совершенно верно, этот автор попал сюда не случайно. С произведением этого автора мы сегодня познакомимся. А как зовут писателя, вы, наверняка, сможете мне сказать (Слушаем ответы детей).

Знакомство с биографией Пушкина. Портрет

-Думаю, каждый из вас слышал про такого писателя, как Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд 3) Александр Сергеевич – великий русский писатель. А как вы считаете, почему его так называют? (Заслушиваются ответы детей.)

- На самом деле, дети, Пушкин был воистину гениальным человеком. Он занимался не только литературой, т.е. сочинял сказки, писал стихи, но и активно занимался философией, политэкономикой, историей. Александра Сергеевича считают основоположником русской литературы. Как вы понимаете слово «основоположник»? (Заслушиваются мнения детей)

-Ребята, основоположник – это тот, кто основал, создал какое-либо учение, направление, науку. В нашем случае, Александр Сергеевич вывел нашу литературу на совершенно новый, высокий уровень, благодаря своему таланту красиво писать.

- А как вы думаете, ребята, каким был учеником Александр Сергеевич? (Заслушиваются мнения детей).(Слайд 4)

Пушкин учился в лицее, как известно, средне: по математике у него частенько красовалась оценка «0». Наука о числах ему не давалась! Однако это не помешало ему стать «солнцем русской поэзии». Среди самых известных его произведений можно назвать «Сказку о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», поэма «Руслан и Людмила» и многие другие.. И вот сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила». Думаю, что большинство из вас так или иначе слышали о Лукоморье. А что такое Лукоморье? Обратимся к словарю! (Слайд 5)

Лукоморье – это морской залив, изгиб морского берега.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Чтение и обсуждение текста

-А сейчас мы познакомимся с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила». (Звучат звуки моря). Давайте закроем глаза и внимательно послушаем отрывок.

(Учитель читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит;

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы неведомых зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

- Какие чувства у вас возникли во время слушания отрывка? (ответы детей)

- Как вы считаете, как бы вы себя чувствовали, оказавшись там? (ответы детей)

- Давайте немного пофантазируем: представьте, что мы попали к этому лукоморью, каких еще сказочных существ мы встретим? (ответы детей)

Работа с содержанием текста

- А теперь давайте поиграем. (Слайд 6). Перед вами текст нашего отрывка, но некоторые слова пропущены. Вам надо восстановить текст с помощью картинок.

(работают в парах или самостоятельно)

- Отлично! Вы все поработали на славу. И теперь мы готовы приступить к заполнению мнемотаблицы.

Работа с фрагментом, составление мнемотаблицы.

- Давайте вспомним, как мы работаем с мнемотаблицей? И для чего? (ответы детей).

- Итак, у вас на столах лежат листки с заготовками мнемотаблицы. Давайте все вместе начнем ее заполнять.

- Прочитаем первую строку: «У лукоморья дуб зеленый…». Как вы считаете, сколько мнемоквадратов нам потребуется, чтобы зарисовать эту строку? (Ответы детей).

-Совершенно верно, два. Давайте подумаем, что и как мы изобразим? Приступаем к работе! (Дети рисуют на листках, а учитель на интерактивной доске)

* ( Аналогично прорабатываются остальные строки. Пример готовой мнемотаблицы в Приложении 1)

Рефлексия деятельности на уроке

- Итак, что мы научились делать на уроке внеклассного чтения? (ответы детей)

- Что вызвало у вас трудность? (ответы детей)

- Что было сделать просто? (ответы детей)

10. Итог урока.

- Ребята, мы сегодня не просто познакомились с отрывком из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», но и попытались сделать к нему мнемотаблицу. Эта мнемотаблица поможет вам запомнить этот отрывок быстрее!

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Пример готовой мнемотаблицы.

t1602597072aa.jpg

t1602597072ab.jpg

t1602597072ac.jpg

t1602597072ab.jpg

t1602597072ad.jpg

t1602597072ae.jpg

t1602597072af.jpg

t1602597072ag.jpg

t1602597072ah.png

t1602597072ai.jpg

t1602597072aj.jpg

t1602597072ak.jpg

t1602597072al.jpg

t1602597072am.jpg

t1602597072an.jpg

t1602597072ao.jpg

t1602597072ap.jpg

 

t1602597072aq.jpg

t1602597072ar.jpg

t1602597072as.jpg

t1602597072at.jpg

t1602597072au.jpg

t1602597072av.jpg

 

 

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/18/sbornik-fizminutok-dlya-nachalnoy-shkoly

https://www.culture.ru/poems/4447/u-lukomorya-dub-zelenyi

https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за работу, Анастасия Николаевна!!! Приглашаю Вас в гости на мою страничку!

13 October 2020

Анастасия Николаевна, интересный урок. Люблю использовать мнемотехнику. Реально работает!

2 July 2021

Похожие публикации