Урок внеклассного чтения с использованием приемов мнемотехники на тему «Знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1 класс)
Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе с использованием приемов мнемотехники.
Тема: «Знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Цель: знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развитие интереса к самостоятельному чтению книг, развитие связной речи, образного мышления, памяти.
Педагогические задачи: развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение словарного запаса детей; развитие художественного восприятия отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», развитие умения анализировать художественное произведение, развитие навыка составления мнемоквадратов.
Планируемые результаты.
Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения.
Регулятивные: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: содействовать осознанию учащихся ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование: портреты детских писателей, интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
-Ребята, я желаю вам провести это занятие интересно и с пользой.
Актуализация знаний
- На уроках внеклассного чтения мы с вами, ребята, знакомимся с произведениями различных авторов, учимся обсуждать их и делиться мнениями. Давайте сейчас вспомним тех, авторов, с которыми мы работали на наших занятиях? (К. Ушинский, В. Бианки, С. Маршак, К.Чуковский и т.д.)
Работа в парах с проверкой
-Молодцы! Как много авторов мы с вами уже узнаем! Но мы не будем на этом останавливаться, и сегодня мы познакомимся еще с одним. Кто это, мы узнаем чуть позже, а пока поработатаем в парах и вспомним произведения, с которыми работали ранее. (Слайд 1)Презентация к уроку внеклассного чтения в 1 классе
- Ваша задача, вместе с товарищем соотнести название произведения с автором. (Работа в парах)
- Давайте проверим (Слайд 2) (Отвечает одна пара).
- Поднимите руку те, кто выполнил это задание без ошибок?
- Поднимите руку те, кто сделал в задании одну ошибку?
-Кто допустил больше одной ошибки? Какой вывод для себя вы сделаете?
-Я уверена, что в следующий раз у вас все непременно получится!
- Посмотрите, пожалуйста, на нашу доску с именами авторов. Мне кажется, что тут какая-то ошибка: у нас остался один писатель без названия произведения. Как вы считаете, случайная ли это ошибка? (Дети догадываются, что это писатель, с творчеством которого мы будем работать на занятии.)
- Совершенно верно, этот автор попал сюда не случайно. С произведением этого автора мы сегодня познакомимся. А как зовут писателя, вы, наверняка, сможете мне сказать (Слушаем ответы детей).
Знакомство с биографией Пушкина. Портрет
-Думаю, каждый из вас слышал про такого писателя, как Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд 3) Александр Сергеевич – великий русский писатель. А как вы считаете, почему его так называют? (Заслушиваются ответы детей.)
- На самом деле, дети, Пушкин был воистину гениальным человеком. Он занимался не только литературой, т.е. сочинял сказки, писал стихи, но и активно занимался философией, политэкономикой, историей. Александра Сергеевича считают основоположником русской литературы. Как вы понимаете слово «основоположник»? (Заслушиваются мнения детей)
-Ребята, основоположник – это тот, кто основал, создал какое-либо учение, направление, науку. В нашем случае, Александр Сергеевич вывел нашу литературу на совершенно новый, высокий уровень, благодаря своему таланту красиво писать.
- А как вы думаете, ребята, каким был учеником Александр Сергеевич? (Заслушиваются мнения детей).(Слайд 4)
Пушкин учился в лицее, как известно, средне: по математике у него частенько красовалась оценка «0». Наука о числах ему не давалась! Однако это не помешало ему стать «солнцем русской поэзии». Среди самых известных его произведений можно назвать «Сказку о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», поэма «Руслан и Людмила» и многие другие.. И вот сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила». Думаю, что большинство из вас так или иначе слышали о Лукоморье. А что такое Лукоморье? Обратимся к словарю! (Слайд 5)
Лукоморье – это морской залив, изгиб морского берега.
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Чтение и обсуждение текста
-А сейчас мы познакомимся с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила». (Звучат звуки моря). Давайте закроем глаза и внимательно послушаем отрывок.
(Учитель читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит;
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы неведомых зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
- Какие чувства у вас возникли во время слушания отрывка? (ответы детей)
- Как вы считаете, как бы вы себя чувствовали, оказавшись там? (ответы детей)
- Давайте немного пофантазируем: представьте, что мы попали к этому лукоморью, каких еще сказочных существ мы встретим? (ответы детей)
Работа с содержанием текста
- А теперь давайте поиграем. (Слайд 6). Перед вами текст нашего отрывка, но некоторые слова пропущены. Вам надо восстановить текст с помощью картинок.
(работают в парах или самостоятельно)
- Отлично! Вы все поработали на славу. И теперь мы готовы приступить к заполнению мнемотаблицы.
Работа с фрагментом, составление мнемотаблицы.
- Давайте вспомним, как мы работаем с мнемотаблицей? И для чего? (ответы детей).
- Итак, у вас на столах лежат листки с заготовками мнемотаблицы. Давайте все вместе начнем ее заполнять.
- Прочитаем первую строку: «У лукоморья дуб зеленый…». Как вы считаете, сколько мнемоквадратов нам потребуется, чтобы зарисовать эту строку? (Ответы детей).
-Совершенно верно, два. Давайте подумаем, что и как мы изобразим? Приступаем к работе! (Дети рисуют на листках, а учитель на интерактивной доске)
* ( Аналогично прорабатываются остальные строки. Пример готовой мнемотаблицы в Приложении 1)
Рефлексия деятельности на уроке
- Итак, что мы научились делать на уроке внеклассного чтения? (ответы детей)
- Что вызвало у вас трудность? (ответы детей)
- Что было сделать просто? (ответы детей)
10. Итог урока.
- Ребята, мы сегодня не просто познакомились с отрывком из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», но и попытались сделать к нему мнемотаблицу. Эта мнемотаблица поможет вам запомнить этот отрывок быстрее!
Приложение 1.
Пример готовой мнемотаблицы.
|
|
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/18/sbornik-fizminutok-dlya-nachalnoy-shkoly
https://www.culture.ru/poems/4447/u-lukomorya-dub-zelenyi
https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html
Пролубщикова Наталья Владимировна
Надежда