Тема детей и животных в рассказах А. И. Куприна «Белый пудель», М. М. Андреев «Кусака» К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Теплый хлеб».
Тема: «Тема детей и животных в рассказах А. И. Куприна «Белый пудель», М. М. Андреев «Кусака» К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Теплый хлеб».
Цель: Узнать, что общего в этих рассказах.
Планируемые результаты: учащиеся сделали вывод о том, что объединяет тему детей и животных, пришли к выводу, что нужно заботиться о братьях наших меньших.
(до начала урока дети делятся на 4 группы)
Начать наш урок хочу с восточной притчи.
«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
- Ребята как вы думаете, какое отношение имеет эта притча к теме нашего урока?
- Давайте сегодня попробуем разобраться в поступках наших героев и оценить их с точки зрения нравственности.
- А что такое нравственность? Открываем тетради и записываем.
В словаре НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
(у детей на столах лежат конверты, в которых лежит ладошка из бумаги, пословицы, название рассказа, лист оценивания)
- Откроем конверты и увидим, что нас там ждёт. У каждого в конверте лежит название рассказа, с которым будет работать группа на протяжении всего урока. А в конце выступит со своим ответом.
1. Возьмём ладошку и на большом пальце напишем название рассказа, которое бы вы придумали сами.
2. На указательном пальце напишем персонажа-животное, которое играло главную роль. Добавьте к нему ассоциации (например, лиса – хитрая, медведь – сильный)
3. Теперь напишем имя ребенка, который играл одну из ролей в тексте. Составим синквейн про него.
Синквейн
- существительное
- прилагательных
- глагола-действия
- Фраза, предложение.
- Существительное-вывод.
4. На следующем пальце – безымянном напишем, кто являлся старший наставником ребенка. Какую роль он сыграл в жизни ребенка?
5. Чему учит нас эта сказка? Написать 4-5 существительных.
- Расскажите о своей истории. Что у вас получилось? Приклеить ладошку на лист.
- Вывод: Почему ладошка? Протянуть руку помощи тем, кто нас слабее.
- Почему сердце? Нужно любить и защищать тех братьев наших меньших.
- Оцените свою работу на уроке (лист оценивания).
- Объяснить цитаты, применительно к своему тексту.
Карточки с цитатами (каждый ребенок получает по 1 цитате и письменно объясняет с опорой на текст)
«Заячьи лапы»
Помни, добро возвращается добром.
Доброе дело само себя хвалит.
Благодарность – признак благородства души.
Доброе сердце о чужой беде болит.
Делай другим добро, будешь сам без беды.
На добрый привет добрый и ответ.
Помогающий другим найдёт и себе помощь.
«Тёплый хлеб»
Без раскаяния нет прощения
Что посеешь, то и пожнёшь.
Добро помни, а зло забывай.
Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Хлеб всему голова.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Коли хочешь себе добра, никому не делай зла.
Где хлебно и тепло, там и жить добро.
«Белый пудель»
Один за всех и все за одного.
Сам погибай, а товарища выручай.
За деньги друга не купишь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Друг познаётся в беде.
Бедный да честный.
У богатого правда в деньгах.
«Кусака»
Доброе слово и кошке приятно.
Нет плохих собак, есть плохие хозяева.
Чужой собаке на селе жилья нет.
Без друга сирота, а с другом – семьянин.
Не замахивайся палкой – собака не залает.
Собака на того не лает, чей хлеб ест.
Верный друг лучше сотни слуг.
Друг познаётся в беде.
Желающие зачитывают свои размышления вслух.
В конце урока демонстрируем плакат с приклеенными ладошками и делаем вывод, что только в дружбе мы сможем жить вместе.