Тема детей и животных в рассказах А. И. Куприна «Белый пудель», М. М. Андреев «Кусака» К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Теплый хлеб».

2
0
Материал опубликован 4 November

Тема: «Тема детей и животных в рассказах А. И. Куприна «Белый пудель», М. М. Андреев «Кусака» К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Теплый хлеб».

Цель: Узнать, что общего в этих рассказах.

Планируемые результаты: учащиеся сделали вывод о том, что объединяет тему детей и животных, пришли к выводу, что нужно заботиться о братьях наших меньших.

(до начала урока дети делятся на 4 группы)

Начать наш урок хочу с восточной притчи.

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Ребята как вы думаете, какое отношение имеет эта притча к теме нашего урока?

- Давайте сегодня попробуем разобраться в поступках наших героев и оценить их с точки зрения нравственности.

- А что такое нравственность? Открываем тетради и записываем.

В словаре НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

(у детей на столах лежат конверты, в которых лежит ладошка из бумаги, пословицы, название рассказа, лист оценивания)

- Откроем конверты и увидим, что нас там ждёт. У каждого в конверте лежит название рассказа, с которым будет работать группа на протяжении всего урока. А в конце выступит со своим ответом.

1. Возьмём ладошку и на большом пальце напишем название рассказа, которое бы вы придумали сами.

2. На указательном пальце напишем персонажа-животное, которое играло главную роль. Добавьте к нему ассоциации (например, лиса – хитрая, медведь – сильный)

3. Теперь напишем имя ребенка, который играл одну из ролей в тексте. Составим синквейн про него.

Синквейн

- существительное

- прилагательных

- глагола-действия

- Фраза, предложение.

- Существительное-вывод.



4. На следующем пальце – безымянном напишем, кто являлся старший наставником ребенка. Какую роль он сыграл в жизни ребенка?

5. Чему учит нас эта сказка? Написать 4-5 существительных.



- Расскажите о своей истории. Что у вас получилось? Приклеить ладошку на лист.

- Вывод: Почему ладошка? Протянуть руку помощи тем, кто нас слабее.

- Почему сердце? Нужно любить и защищать тех братьев наших меньших.

- Оцените свою работу на уроке (лист оценивания).

- Объяснить цитаты, применительно к своему тексту.

Карточки с цитатами (каждый ребенок получает по 1 цитате и письменно объясняет с опорой на текст)

«Заячьи лапы»

Помни, добро возвращается добром.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Благодарность – признак благородства души.

Доброе сердце о чужой беде болит.

Делай другим добро, будешь сам без беды.

На добрый привет добрый и ответ.

Помогающий другим найдёт и себе помощь.



«Тёплый хлеб»

Без раскаяния нет прощения

Что посеешь, то и пожнёшь.

Добро помни, а зло забывай.

Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Хлеб всему голова.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Коли хочешь себе добра, никому не делай зла.

Где хлебно и тепло, там и жить добро.



«Белый пудель»

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

За деньги друга не купишь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Друг познаётся в беде.

Бедный да честный.

У богатого правда в деньгах.



«Кусака»

Доброе слово и кошке приятно.

Нет плохих собак, есть плохие хозяева.

Чужой собаке на селе жилья нет.

Без друга сирота, а с другом – семьянин.

Не замахивайся палкой – собака не залает.

Собака на того не лает, чей хлеб ест.

Верный друг лучше сотни слуг.

Друг познаётся в беде.



Желающие зачитывают свои размышления вслух.

В конце урока демонстрируем плакат с приклеенными ладошками и делаем вывод, что только в дружбе мы сможем жить вместе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.