12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шатилова Елена Юрьевна292
Воспитатель детского сада
Россия, Саратовская обл., Балашов
1

Доклад «Особенности культурологического воспитания дошкольников»

Доклад на тему: "Особенности культурологического воспитания дошкольников"

 

Общая для нашего времени тенденция развития отечественной  педагогики по пути особенно актуальна для воспитания и развития культуры народов, населяющих наш регион. Мы считаем, что систематическая деятельность по ознакомлению с бытом и фольклором регионального этноса обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.

В Саратовской области живут представители разных национальностей - русские, казахи, татары, армяне, мордва, чуваши, белорусы, удмурты, таджики. Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и понимании; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни. Народные традиции, являясь ценными элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни разнообразных наций, населяющих регион, но также раскрыть всю полноту самобытности соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

В МДОУ д/с "Лучик" осуществляется разносторонняя деятельность по формированию культурологического аспекта личности через ознакомление с бытом и фольклором регионального этноса.

Значимые и первостепенные направления в деятельности ДОУ по формированию культурологического аспекта личности:

1. Включение в окружение ребенка предметов национального характера. Это поможет детям с самого детства осмыслить и уяснить, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора в его разнообразных формах (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности языка. Знакомя дошкольников с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их приобщают к нравственным ценностям.

3. Народные праздники и традиции.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, с национальным изобразительным искусством. Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

В МДОУ д/с "Лучик" деятельность по формированию культурологического аспекта осуществляется через:

Чтение художественной литературы. В ходе совместной деятельности детей и педагога дошкольники знакомятся с фольклором народов мира: сказк. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Художественно-эстетическое развитие. При организации образовательной деятельности ребята знакомятся не только с коллекциями народных игрушек и посуды (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская, семикаракорская), но и с армянской, украинской посудой и другими предметами интерьера. Систематически в старшей и подготовительной группах организуется работа творческих мастерских, в ходе которой дети принимают участие совместно с педагогом в изготовлении народных костюмов для кукол.

Подвижные народные игры. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. Детям старшего дошкольного возраста нравятся такие игры, как "Надень папаху", "Подними платок", "Скачки", "Дудочка", "Журавли-журавли", "Биляша".

Целевые прогулки по городским улицам, экскурсии в памятные места: краеведческий музей, библиотеки города, посещение выставок и других культурных объектов (экскурсия к церкви, памятникам) имеют большое значение в плане формирования интнреса детей к историческому наследию края, способствуют не только обогащению знаний о местном окружении, но и приобретению новых знаний о реалиях других этнических миров. Так, были организованы встречи детей с сотрудниками краеведческого музея г.Балашова.

Фольклорные праздники, народные посиделки. Фольклорным праздникам в детском саду отводится особенное значение в становлении культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Так, в октябре был организован осенний праздник в форме ярмарки, где дети проявили свои таланты в ролях ложкарей, коробейников, зазывал.

Детям дошкольного возраста интересен язык, традиции и культура быта других народов Поэтому родителям было рекомендовано посетить 4 ноября праздник ко Дню народного единства, чтобы показать детям единство и сплоченность наций в нашей стране.

Инновационным методом ознакомления дошкольников с фольклором народов региона является и Культурный дневник Саратовской области. Это особый документ в электронной форме, с помощью которого дети в доступной форме знакомятся с многообразием и богатством фольклора. А педагоги ДОУ являются кураторами и отслеживают, насколько эффективно и регулярно родители организуют деятельность детей с Культурным дневником.

Несомненно, гуманное отношение к людям разных национальностей формируется у дошкольников в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей. Поэтому одним из значимых педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является вовлечение родителей в эту деятельность. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:

- родительские собрания, на которых решаются вопросы, связанные этнокультурное воспитание детей;

-консультации для родителей («Многообразие традиций», «Семейное чтение», «Мастерим народные игрушки» «Гуляем по городу»);

-совместное творчество детей, родителей и педагогов (были проведены выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Мои родные люди», «Мы - туристы», «Наше семейное древо» и др.);

- вовлечение родителей в организацию и проведение праздников с этнокультурной тематикой;

- создание родителями специальных альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства для создания мини-музея.

Все это способствует активному вовлечению родителей в образовательный процесс, связанный с этнокультурными ценностями.

 

Список использованных источников:

 

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/211078-vospitanie-detej-v-nacionalnyh-tradicijah

http://raduga88.ru/index.php/about/deyatelnost.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.