Тема духовного поражения в рассказе А.П.Чехова «Анна на шее»
Методическая разработка урока родной литературы (русской)
Название работы - Тема духовного поражения в рассказе Анна на шее
8 класс
Разработчик- учитель русского языка и литературы
Сазыкина Инна Сергеева
Место работы- 357390, Ставропольский край, Предгорный район, ст.Суворовская, ул.Шоссейная, 54в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
ст .Суворовская , 2020 г.
Тема программы: Литература XIX века.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель методическая: дать возможность обучающимся более глубоко осмыслить внутренний мир Анны.
Цели образования (обучения, воспитания, развития):
формирование умения анализировать прозаическое произведение, работать с текстом художественного произведения;
воспитание у обучающихся нравственного отношения к близким;
совершенствование речи учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный экран, проектор, компьютер .
Межпредметные и внутрипредметные связи: помимо внутрипредметных, в методической разработке прослеживаются межпредметные связи с историей, музыкой, русским языком, обществознанием.
Карта урока:
Дидактичес-кая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач | |||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | |||
Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся, целевая установка, активация необходимых знаний. | Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский. | Беседа, просмотр видеосюжета, работа с текстом | Применение ИКТ, индивидуальная и групповая работа, создание комфортной психологической ситуации на процесс обучения, создание проблемной ситуации, использование наглядности, развитие умения критически мыслить. | Мультимедийные , наглядные, технические, тестовые, средства, художественный текст, учебник | Фронтальный, индивидуальный, коллективный | Умение обучающихся верно сделать выбор , дать аргументированный комментарий своему выбору, . |
Ход урока
Мотивирование на учебную деятельность.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
Дети, время не теряем
И урок наш начинаем!
Внимание на экран!!! Предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по Чеховским местам. (Видеосюжет)
Актуализация знаний.
Чехов – удивительный писатель. Он необыкновенно чуток , однако предъявляет высокие требования к жизни. Заставляет задуматься над тем, почему материальное благополучие вытесняет в человеке главное – высоконравственную суть. Чехов не дает прямых оценок, но мы чувствуем за лаконичностью его прозы, за простотой языка, ясностью речи осуждение безнравственности. Чехов тревожит совесть, уснувшую в людях. Чехов «заставляет задуматься над жизнью и очищает душу».
Приём «Лови ошибку»
Универсальный прием, активизирует внимание учащихся.
Где слова А.П.Чехова?
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы ее испортить.
Правильный ответ!
Целеполагание,постановка проблемы .
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Анна на шее».Давайте определим тему нашего урока и проблему ,которую нам предстоит решить! Для этого нам важно следовать данному алгоритму:
Вспомнить
Узнать
Научиться
Прием «Яркое пятно»
Звучит русская народная песня “У церкви стояла карета…”.На экране репродукция картины В.В. Пукирева “Неравный брак”
Ребята, вы прослушали фрагмент русской народной песни “У церкви стояла карета”, а перед вами репродукция картины В.В. Пукирева. Что объединяет эти два произведения? (Общая тема)
- Попробуйте ее определить. ( Неравный брак.)
История создания картины “Неравный брак”
Картина В. В. Пукирева (,Неравный брак,) (1862), рассказывает о печальной судьбе одной из “бесприданниц”. На картине изображена сцена венчания молоденькой девушки и пресыщенного жизнью старого сановника, который годится ей в деды. Противоестественность происходящего заставляет зрителя внимательно всмотреться в полотно, на котором группировка персонажей со всей ясностью говорит об их взаимоотношениях. Невеста, одетая в атлас и кружева, стоит перед священником с печально склоненной головой. Зажженная свечка поникла в ее безвольно опущенной руке. А другую руку, потупив глаза, она нерешительно протягивает священнику. Отчаяние, охватившее невесту, сопоставляется с холодностью, бездушием и чопорностью жениха, который выражает явное недовольство смятением своей будущей жены. Фигурами второго плана являются родственники и знакомые жениха и невесты. На одних лицах написано угодничество, на других - возмущение происходящим. Особенно выразительно охарактеризованы художником друзья невесты, среди которых выделяется шафер со скрещенными на груди руками. Он явно осуждает жениха. В основу замысла картины легла личная драма художника. Этот старый важный сановник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками – это сам В. В. Пукирев.
-А как вы считаете, что значит неравный брак?
- Что побуждает дам к такому шагу?
- Глядя на картину , в рассказе «Анна на шее» каким был брак главных героев?
Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ А.П. Чехова “Анна на шее”, в котором тема неравного брака звучит особенно остро.
К каким последствиям может привести неравный брак?
Тема урока: Губительность торжества материального над духовным в рассказе А.П.Чехова «Анна на шее».
Проблема: Попробуем выяснить, почему Анна так поступила и возможно ли, что она изменит свое поведение?
Поиск путей решения проблемы.
Групповая работа.
- Определите лексическое значение слов «материальный мир», «духовный мир», « прозрение»
Взаимопроверка.
- Анна должна прозреть! Прозреть – это…
- Что может этому способствовать?
Предполагаемые варианты:
Возрождение зависит от самого человека.
От характера.
От взглядов и мировоззрения.
От случая, везения, среды, окружения.
От собственного выбора.
Любовь всему начало.
Решение проблемы.
-Давайте обратимся к рассказу и постараемся ответить на интересующие нас вопросы.
Приём «Инсерт»-чтение с пометами,метод аналитического чтения.
Выполнее задания,которое ранее было непосильным.
Коррекция.
Главная тема рассказа – жизнь 18- летней девушки Анны, ставшей женой 52-летнего богатого чиновника Модеста Алексеича. Перед нами типичный неравны й брак, как на известной картине Пукирева.
История не новая, примеров таких в жизни было много. Но ведь Чехов не заостряет внимание на неравном браке.
Что важно для писателя? | Нравственное падение героини, опошление её души. |
Рассказ делится на две части. О чем говорится в первой части? | В первой части речь идет о том, как Анна жила в доме отца, потом замужество, мужа боялась, ненавидела его, было стыдно. |
О чем говорится во второй части? | Анна уже другая, гордая, ей не стыдно, смеется, забыла о доме, о братьях, об отце. |
Автор нарушает хронологию событий. О жизни Анны в своем доме говорит после венчания. Почему так? | Это позволяет ощутить глубину нравственного падения Анны, увидеть проявление той уродливой морали, которую отрицает автор. |
Что мы знаем о Модесте Алексеиче ? | Доволен собой, его цель – получить повышение по службе. Он думает только о себе. Ради этого готов использовать жену . |
Из дальнейшего повествования мы узнаем, как Анна живет в доме богатого, но жадного мужа. Как? | Анна ненавидит себя, злится на себя, её охватывает ужас, но ничего поделать с собой не может. |
А можно ли было приспособиться? | Можно, но она была гордая, воспитана в правилах чести, порядочности, поэтому не смогла приспособиться. |
- Обратите внимание на последнюю фразу 1 главы: «Брать тайно или просить она не хотела». О чем она говорит? | Эта фраза определяет нравственные качества героини. Но Анна «оторвалась от берега». |
Когда человек отрывается от берега, это всегда определенная опасность – а что там, в море, на реке, когда прибьется лодка к суше? Её оторвало не только от мужа, но и от родных, от мира, частью которого она была, от мира бедного, но чистого,где любовь была началом всех начал. | Анна пустилась во все развлечения света. |
Что вкладывает Чехов в слова «удивительная перемена» произошла в её жизни? | Чехов осуждает ее тонко, ненавязчиво, с интонацией сожаления. |
Значит произошло страшное: губительность торжества материального над духовным в рассказе А.П.Чехова «Анна на шее» восторжествовала? | Да,Анна потеряла совесть,ее нравственный маяк перестал светить в бушующем море жизни. |
Можем ли мы с вами представить, как сложится судьба Анны в будущем? | Будет жить весело; Останется одна; Раскается, но будет поздно |
Чехов «заставляет задуматься над жизнью и очищает нашу душу». Совершая дурной поступок, мы всегда остаёмся наедине со своим поступком…и слышим голос совести.
Нечистая совесть спать не даёт.
Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.
Платье черненько, да совесть беленька.
Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы.
ПИРАМИДА СОВЕСТИ
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
Самостоятельная работа полученных с использованием знаний
Прием « Синквейн»-
Совесть |
вечная ,мудрая |
терзает, направляет, учит |
В ком стыд, в том и совесть. |
Покаяние |
Систематизация знаний «Анна на шее» - один из многих рассказов Чехова, который он писал, не изменяя своему почерку.
Писатель, безусловно, наполнил свое произведение глубоким моральным смыслом. Автор, прежде всего, пишет о пагубном влиянии богатства, о слабости человека, на которого вдруг обрушивается бремя власти. Именно бремя, да. С одной стороны, современная теория феминизма, вероятно, сказала бы, что Анна отстаивала свои интересы и собственное достоинство. Но с другой стороны, обретя стабильное положение в социуме, девушка утратила свое истинное светлое лицо. Эта власть нравственно развратила юную красавицу, изменив внутренний мир, духовные ценности и идеалы героини.
Приём «Составление кластера»,связь с жизнью.
Произведение датируется концом XIX века, писателю удалось затронуть наиболее болезненные темы современного общества. Проблематика, раскрываемая Чеховым на страницах этого текста, кажется такой животрепещущей именно потому, что здесь охватываются все главные аспекты человеческой экзистенции.
Кластер «Корабль жизни»
Чтобы лучше понять, как важно беречь духовные ценности, представим жизнь человеческую в виде моря. Оно может быть спокойным, может штормить. Человека можно сравнить с кораблём, несущимся по волнам. И только маяк указывает нам дорогу.
Что помогает капитану обнаружить, что корабль сошёл с правильного пути, курса?
- Компас.
А есть ли такой компас в человеческой душе?
- Это совесть.
Если мы совершили певерный поступок , то совесть говорит в нас. Как?
- Становится тяжело на душе.
- В таких случаях говорят: «Совесть гложет».
На доске вы видите корабль. Он плывёт по морю жизни. Чтобы корабль не утонул, нужно на его палубу взойти с чистой совестью, с хорошими помыслами, делами, поступками. На ваших партах лежат билеты на этот корабль. Нужно написать на нём хорошие поступки Анны, положительные качества ее характера.Если такие имеются!
Эти хорошие дела и качества не дадут утонуть кораблю,на котором плывет Анна.Пока вы думаете,я расскажу вам одну притчу.
Притча «Чаши жизни»
Два младенца родились в один миг: один в богатой, а другой в бедной семье. Два ангела-хранителя поднялись на небеса, чтобы наполнить из небесных источников чаши жизни для своих младенцев. Один ангел-хранитель был допущен к источнику богатства. Он обрадовался и наполнил чашу жизни младенца до краев. Второй ангел был приведен к источнику бедности. С горьким вздохом он наполнил чашу жизни из этого источника. Но ангел не стал наполнять чашу до краев, надеясь, что его младенцу достанется еще что-нибудь, кроме бедности.
Когда оба ангела спускались на Землю, мимо пролетала Богиня Любви. Хрустальные слезы любви капали из ее глаз. Одна капля любви упала в неполную чашу. Вторая чаша была уже полна, и в нее ничего не попало.
Встретились оба ангела на Земле.
— Посмотри, я несу своему младенцу богатство, — похвастался первый ангел.
— Напиток твой горчит, — заметил второй ангел. — Зависть, предательство и одиночество всегда плавают в источнике богатства.
— Неужели бедность и лишения слаще?! — возмутился первый ангел.
— Нет, они горьки, но небесная капля любви, которую Богиня влила в мою чашу жизни, уменьшит ее горечь и наполнит жизнь светом.
Объяснение домашнего задания
Задание на выбор
Эссе «Капля в море»(Анализ притчи,провести параллель с рассказом «Анна на шее»)
2-Написание сочинения «Губительность торжества материального над духовным»
Рефлексия
Попрошу вас закончить фразу: урок заставил меня задуматься над…
Я выбираю…
Ребята, закончить наш сегодняшний урок я хочу фразой: «Когда в жизни идёт дождь - смотри на радугу. Если стало темно - ищи звезды...»
Спасибо за урок!
Список использованной литературы.
Громов М. П. Книга о Чехове. М.: Современник, 1989.
Два письма Н. К. Михайловского А. П. Чехову//Переписка А. П. Чехова. В двух томах. Том первый. М., "Художественная литература", 1984.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 9 класс. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2011.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. . Поурочные разработки по литературе 10 класс II полугодие. Вторая половина XIX века. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2011.
Кройчик Л.Е. Поэтика комического в произведениях А. П. Чехова. Воронеж, 1986.
Розанов В. В. Наш «Антоша Чехонте» // Соч. М, 1990.
Сайт «А.П. Чехов» http://apchekhov.ru/biography/index.shtml
Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.
Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати
томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы
(1895 - 1904). - М.: Наука, 1986.
Чехов А.П.Рассказы. Повести. – М.: Дрофа: Вече, 2002.
Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987.
Чуковский К.И. Чехов. М.: ДетГИЗ, 1958.
Эйхенбаум Б. О Чехове // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отделение, 1969.
Ясинская С.Г. Рассказы А.П. Чехова на уроках литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста//http://www.zavuch.info/methodlib/157/48330/
Интернет источники.
11