Урок литературы в 1 классе «Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»»

4
6
Материал опубликован 17 December 2016

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цели урока:

Цели образовательные:

Познакомить с рассказом Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»;

Сформировать представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей;

Формирование навыка правильного и сознательного чтения;

Формирование основ правильной читательской деятельности.

Цели развивающие:

Формирование универсальных учебных действий: Личностных (осознание потребности в чтении рассказа, формирование установок поведения в ситуации опасности, ответственности за свои поступки) ; Регулятивных (осознание цели чтения, составление плана рассказа, контроль и самоконтроль за правильностью чтения при первичном и вторичном чтении, рефлексивное осознание границы знания и не знания на этапе подготовительной беседы в процессе актуализации сведений об авторе и его творчестве, формирование действия коррекции при исправлении собственных и чужих ошибок, рефлексивная оценка результатов деятельности на уроке чтения); Познавательных (развитие мыслительной операции анализа при анализе художественного текста по частям, развитие синтеза на итоговой беседе по произведению, формирование обобщения на этапе формулировки идеи произведения; умение извлекать информацию из текста, интерпретировать её, понимать идею текста, авторский замысел, устанавливать причину – следственные связи в поступках героях); Коммуникативных (Умение выразить свою точку зрения в процессе обсуждения поведения ребят, формировать умения обосновать свою точку зрения в процессе чтения, формировать умение выслушать чужую точку зрения и принять при анализе поступках ребят);

Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы и подготовке к пересказу.

Цели воспитательные:

Воспитание любви и заботливого отношения к животным;

Воспитание интереса и уважение к произведению отечественных писателей.

Оборудование:

А) Для учителя: Учебник Родная речь. 1 книга. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. Портрет писателя. Иллюстрации: Сени, чулан, ёжик, людоед. Плакаты: Скороговорка, пословицы, план пересказа. Книги: Е. Чарушин “Рассказы про зверей и птиц”, “Моя первая зоология”, “Васька, Бобка и крольчиха”; М. Горький “Воробьишко”. Аудиозапись из М/Ф "Kрай в котором ты живешь". Автор слов - Ю. Энтин , композитор - Г. Гладков.

Б) Для учеников: Учебник Родная речь. 1 книга. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. Тетрадь, ручка

Орг. момент:

Ребята входят под музыку «Край, в котором ты живешь»

Здравствуйте ребята!

Проверьте, готовы ли вы начать урок. У вас на столах должно лежать: Учебник, тетрадь, ручка. Поднимите руку, если у вас чего-нибудь нет.

Проверка Д/З:

С произведением какого известного русского писателя мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с произведением Михаила Михайловича Пришвина)

Какое произведение мы читали? («Ребята и утята»)

Какое было задано домашнее задание? (Прочитать ещё раз рассказ «Ребята и утята» и нарисовать иллюстрацию)

Проверяю как дети выполнили Д/З. (Обсуждаем вместе с детьми иллюстрации к рассказу М.М. Пришвина «Ребята и утята»)

Молодцы, вы хорошо подготовили Д/З!

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать раздел «О братьях наших меньших»

Подготовительная беседа:

Кто изображен на портрете? (Евгений Иванович Чарушин)

Какой у автора взгляд? (Серьёзный, сосредоточенный, внимательный взгляд)

Какие произведения Чарушина вы знаете? (Моя первая зоология, Волчишка, Про Томку, На нашем дворе)

Показываю книги автора:

 


 


 


 


 


 

Давайте вспомним о жизни и творчестве Чарушина:

Что вам известно о жизни и творчестве Чарушина? (Писал о животных)

Сейчас я вам расскажу о Чарушине:

Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965). Вырос в семье архитектора Вятской области.

Был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника». (С. Маршак).

Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знает и любит лес и его обитателей. Свею любовь, и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчишек, лисичек; занимательно рассказывает о поведении животных. В 1930 году вышел его первый рассказ «Щур». Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. В дальнейшем Чарушин совмещал обе свои профессии, писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Д, Мамин-Сибиряка, К. Ушинского, С. Маршака, М. Горького.

«Все мои рассказы, - говорил Чарушин, - так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами, и пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя.

«Больше всего я люблю, - писал Чарушин, - изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

Чарушину замечательно удавались портреты (и живописные и словесные, они соседствуют в его книгах) маленьких, милых, наивных, озорных зверей, совершенно не враждебных человеку.

Сам писатель говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек - хозяин всей природы, тебе все знать нужно»

Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо - сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он немного подрос, стал ловить певчих птиц, ходить на охоту.

С равным искусством владел Чарушин словом, карандашом и кистью.

Показываю книги, которые иллюстрировал Чарушин:


 


 


 


 

Где родился Чарушин? (Чарушин родился в Вятской области)

Кого изображает в своих книгах Чарушин? ( Чарушин в своих книгах изображает медвежат, пушистых зайчишек, лисичек; занимательно рассказывает о поведении животных)

Какой первый рассказ написал Чарушин? (Чарушин написал рассказ «Щур»)

Какими двумя профессиями занимался Чарушин? (Чарушин был писателем и художником)

Чем занимался Чарушин в детстве? (Ходил в лес, собирал семена цветов, выкапывал растения, лечил зверей, ловил певчих птиц, ходил на охоту)

Словарная работа: (показываю иллюстрации)

СЕНИ

ЧУЛАН

Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

Отгадайте загадку:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами

За жуками и мышами

Кто это? (Это ёж)

По каким признакам вы узнали? (Ёж колючий, охотится ночами)

Кто видел ежа? (Анастасия, Саша, Женя)

Чем питается ёж? (Ёж питается жуками и мышами)

Сейчас я расскажу вам о ёже:

 Ёж - хищное ночное животное. Днем он прячется под кучей хвороста и листвы среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие спелые плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу. Тут его поджидает лисица. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при первой же попытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает её.

Вы когда-нибудь были дома одни? (Да)

От чего бывает страх? (Страх бывает от того чего боишься)

Испытывали ли вы когда-нибудь страх? (Да, Нет)

Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчиках, которые остались вечером одни, без взрослых. На даче.

( Ребята записывают в тетради автора и название рассказа)

Первичное чтение:

Закройте книги и слушайте внимательно. ( Читаю рассказ)

Пауза

Интересный рассказ? ( Да)

Что для вас было интересно? (Для меня было интересно как ребята боялись ежика)

Что вы почувствовали, когда слушали рассказ? ( Мы почувствовали чувства страха, удивления)


 


 


 

Чтение по частям и анализ каждой части:

Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией, с веселой, грустной интонацией.

Шесть мышат в камышах шуршат.

А теперь прочитайте быстро, ещё быстрее.

Чтобы лучше понять рассказ почитаем его по частям:


 

( Маша) начинай читать:

Мальчики Шура и Петя остались одни.

Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.

Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает - шуршит; может быть - таракан, а может быть - кто другой!…

Шура и говорит со своей кровати:

- Мне совсем и не страшно.

- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.

- Мы воров не боимся, - говорит Шура.

- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.

- И тигров не боимся, - говорит Шура.

- Они сюда и не придут, - отвечает Петя


 

Достаточно.

Мальчики Шура и Петя жили в городе или на даче? (Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике)

Почему мальчики остались дома одни? (потому что родители ушли в гости)

Что испытывали мальчики, когда остались одни? (Мальчики испытывали страх)

А что они говорили при этом? (- Мы воров не боимся, - говорит Шура. 
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя. 
- И тигров не боимся, - говорит Шура. 
- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.)

Почему они это говорили? (Мальчики пытались не показывать свой страх)

Ребята, вы знаете кто такие людоеды? (Люди, которые едят людей) Показываю картинку людоеда.

Как можно озаглавить эту часть? (Мальчики остались одни)


 

(Вася) начинай читать:

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....

Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

- Не дыши, - говорит Шура Пете.

- Я не дышу.

Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп...

А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

Достаточно.

Что услышали Шура и Петя? (Странные звуки в сенях)

Почему Петя бросился к Шуре на кровать? (Петя испугался)

Почему мальчики испугались? (Потому что они были в доме одни)

Какие звуки услышали мальчики? ( Топ… топ… шлёп… шлёп)

Был ли слышен топот под одеялом? (Да, был слышен)

Почему он был слышен? (Одеяло было тонкое, и поэтому всё было слышно)

Как можно озаглавить эту часть? (Странные звуки)


 

( Оля) начинай читать:

Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол…Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят - да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.

Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули.

Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето.

Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся

Достаточно.

Всё ли рассказали Шура и Петя папе с мамой, когда те пришли домой?

( Шура и Петя все рассказали папе и маме)

Кого нашли родители? ( Родители нашли ёжика)

Что сделали для ёжика? ( Ежика отнесли в чулан и дали ему молока и кусок мяса)

Почему ёжик жил с ребятами на даче все лето? (Ежику у ребят было хорошо. Его кормили. Ему было, где жить)

Как вел себя ёжик ночью? ( Ёжик пыхтел и топал ногами)

Почему Чарушин употребил выражение “топал ногами”, а не “ходил лапками”? ( Топот ёжик был похож на топот тяжелых, неуклюжих человеческих ног; Животное, которое имеет лапки топать так не может)

Учитель: Ежи топают из-за того, что когти у них не втягиваются, как например у кошек. Да и ходят они по дому в ночное время. Это увеличивает шумовой эффект. Еще у ежиков передние лапы небольшие, задние – больше передних)

Боялись ли ёжа мальчики потом? ( Мальчики потом не боялись ёжа)

Почему не боялись? ( Мальчики привыкли к топанью ежа и его уже не боялись)

Как можно озаглавить эту часть? (Неожиданная находка)

Обобщающая беседа:

Кто главные герои? ( Мальчики и ёжик)

Какое чувство в рассказе испытывали Шура и Петя? ( Шура и Петя испытывали в рассказе чувство страха)

Как меняются их переживания? ( Вначале им было не совсем страшно, когда они услышали звуки, они очень испугались, потом они не боялись этих звуков)

Можно ли мальчиков назвать трусами? ( Мальчиков нельзя назвать трусами)

Почему? ( Ребята высказывают свои мнения)

Когда и вам на их месте было бы страшно? (Ребята высказывают свои мнения)

Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? ( Можно/ Нет)

Почему можно/ нельзя? ( Ребята высказывают свои мнения)

Чему учит этот рассказ? ( В случае опасности нужно держаться всем вместе, учит беречь животных)


 

Работа с пословицей:

На смелого собака лает. А трусливого кусает.

Бояться не надо, надо умом раскинуть.

О чём эти пословицы? Что хотел передать в них народ? Какая из них подходит к «Страшный рассказ»? ( Ребята высказывают свои мнения)


 

Почему надо любить и беречь природу? Е. Чарушин ответил так: « Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».


 

Работа над произведением после его чтения и анализа:

Ребята, давайте вспомним, как мы озаглавили первую часть. (Мальчики остались одни)

О чем нужно рассказать в этой части? ( Нужно рассказать о том, как мальчики остались одни, что они делали, чтобы не боятся)

Выделим ключевые слова и запишем их в тетрадь: Остались одни, мама и папа ушли, кто-то ползает - шуршит, не страшно.


 

Ребята, давайте вспомним, как мы озаглавили вторую часть. (Странные звуки)

О чем нужно рассказать в этой части? ( Нужно рассказать о том, как мальчики услышали звуки в сенях, как отреагировали мальчики на эти звуки)

Выделим ключевые слова и запишем их в тетрадь: В сенях, топает ногами, топ.. топ… шлёп… шлёп, бросится.


 


 

Ребята, давайте вспомним, как мы озаглавили третью часть. (Неожиданная находка)

О чем нужно рассказать в этой части? ( Нужно рассказать о том, как родители нашли ёжика, стали кормить его, ёжик остался жить с ребятами)

Выделим ключевые слова и запишем их в тетрадь: Пришли, рассказали, пробежит, чулан, чулан, жил, не боялся.


 

Составим план пересказа (ребята записывают план в тетрадь):

      1. Мальчики остались одни

        Странные звуки

        Неожиданная находка


 

Д/З:

Подготовить подробный пересказ рассказа по плану.

Итоговая беседа:

С каким произведение познакомились? (Мы познакомились с рассказом «Страшный рассказ»)

Кто его автор? ( Автор этого рассказа Евгений Иванович Чарушин)

Хотелось бы вам прочитать другие произведения этого автора? ( Щур, Волчишко, Кот Епифан, Про зайчат, про Томку, про Тюпу, Яша, Кабаны)

Понравилась работа на уроке? Чем понравилась? ( Ребята высказывают свои мнения)

Какие трудности возникли? ( Ребята высказывают свои мнения)

Молодцы, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы (Миши, Оли, Кати). Активнее нужно работать (Серёже, Жени). Не отвлекаться (Антону, Вике).

Урок окончен.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хорошая разработка,соответствует всем критериям

16 January 2017

Большое спасибо!

17 January 2017

Это не вводный урок в предмет : Педагогическое сообщество урок.рф приглашает учителей-предметников и учителей начальных классов принять участие во всероссийском конкурсе методических разработок на тему «Вводный урок». Первый урок – важный урок! Цель таких занятий – выяснить насколько обучающиеся подготовлены к новому курсу, вызвать у них интерес к новым знаниям и создать соответствующую психологическую установку.

16 January 2017

Увы, согласна с коллегой. Работа очень хорошая, но участвовать в конкурсе не может, так как не соответствует условиям.

18 January 2017

К сожалению, работа не соответствует условию конкурса.

18 January 2017

Тема конкурса "Вводный урок". Данный материал не соответствует тематике конкурса.

26 January 2017