Урок русского языка в 5 классе «Главные члены предложения. Подлежащее»
Открытый урок
в 5 классе по теме:
«Главные члены предложения.
Подлежащее»
Проведен в 5 классе
учителем Русского языка и литературы
Цилюрик А.И
Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.
Задачи:
Образовательные:
- повторить понятия «грамматическая основа предложения», «главные члены предложения»;
- рассмотреть способы выражения подлежащего
Развивающие:
- развивать устную и письменную связную речь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений .
метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,
личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, таблицы “Загадки членов предложения”, листы самооценки, дифференцированные задания для работы в группах, раздаточный материал.
Методические приемы: объяснения учителя, беседа, выполнение упражнений, групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. ( 1 мин)
- Доброе утро! – вас сказали
- Доброе утро! - ответили вы,
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно.
- Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник.
- Записываем число, классная работа.
Индивидуальные задания по карточкам.
Карточка 1. Ф.И._________________________________________ 1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены каждого предложения. М_росит. Ветер срывает с дерев_ев омытые дождём лист_я. Они падают в грязь. Ни_ко над землёй ползут серые облака. В лощинах дымится туман. 2. Постройте схему односоставного предложения: __________________________________________ |
Карточка 2. Ф.И._________________________________________ 1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены каждого предложения. В__черело. Быстро сгущались сумерки. На высоком небе ро__ко проступали первые звёздочки. Деревья сл__вались в одну тёмную массу. Стояла мёртвая тиш__на. 2. Постройте схему односоставного предложения: __________________________________________ |
2.Актуализация знаний: (5 мин)
Учитель:
А начнем мы наш урок с орфографической минутки и проверим ваши знания орфограмм.
У некоторых из ребят на партах – ноутбуки, они будут выполнять индивидуальную словарную работу. У некоторых – карточки. А остальные ребята внимательно смотрят на доску. Нам с вами нужно найти среди представленных заданий «четвертое лишнее».
(найти лишнее слово, объяснить выбор)
- (не)сделаешь,(не)здоровится,(не)стерпел,(не)выполнил.
- о дочер.., о ноч…, о песн…, о брош…
- разв ..валось (на ветру), разв….валось (быстро), зас…делся, уд…вление
3.Ввведение в тему урока: (2 мин)
— Ребята, мы уже несколько дней гостим в королевстве Синтаксиса и Пунктуации. Чем занимается король Синтаксис? Что изучает? А Пунктуация? Почему они правят страной вместе ? (входят в раздел грамматики)
Достойны ли мы с вами быть гостями этого королевства и покажет наш урок.
- Что такое предложение? ( Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу и грамматически и имеющие смысловую и интонационную законченность.)
- Чем предложение отличается от словосочетания?
- А что не может быть словосочетанием?
-Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)
-Что такое грамматическая основа?
Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.
Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.
Число, классная работа.
4. Целеполагание . (1мнн)
- Чем же мы сегодня будем заниматься?
Вспомним, что такое подлежащее;
Научимся находить его в предложении;
Узнаем способы выражения подлежащего;.
- Мы с вами сформулировали задачи урока.
Эта тема вам знакома, многое знаете из курса начальной школы. Давайте вспомним, что мы знаем о подлежащем.(2мин)
- Чем чаще всего выражено подлежащее? (существительным, местоимением.).
Запомните! Слово в В.п. часто хочет выдать себя за подлежащее. Чтобы не ошибиться, используйте совет:
Кто? Что? --- Им.п.
Кого? Что? ---В.п
Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
Клён намочил дождь.
5. исследовательская работа.
Работа с учебником. (2 мин). Все ли мы с вами правильно сказали, поможет выяснить учебник. П.31, 32, стр.75
Учитель: а сейчас давайте немного отдохнем:
Вновь у нас физкультминутка (2 мин)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
6. Тренировочные упражнения. Закрепление.
На практике проверить можно точно,
кто смог теорию усвоить прочно.
Запись предложений с карточек. (5мин)
Подчеркните главные члены, над ними надпишите, какими частями речи они выражены.
1. Сырой туман висел над рекой.
2.Я ночую в старой беседке.
3.На печке два мальчика сладко посапывали.
Учитель сообщает учащимся, что подлежащим может быть синтаксически неделимое словосочетанием.
Коллективное выполнение работы. (3 мин)
На экране предложение, учащиеся находят его грамматическую основу. При выполнении упражнения учащиеся пользуются правилом-помощником (упражнение выполняется устно).
Осень лесу каждый год платит золотом за вход.
Мы смотрим в окна.
Восемь делится на два.
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
У папы три капли упали со шляпы.
7. Работа с текстом в группах «Творческая командировка» (10 мин)
- Послушайте внимательно.
Золотая осень – прекрасная пора. Идем по тропинке в лесу. Как разбушевался листопад! Листья покрыли все кругом.
- Что я прочитала?
- Докажите, что это текст.
- О чем данный текст?
- А вы любите осень?
Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в заочную экскурсию.
1-я группа отправляется в лес. Ваша задача написать мини-сочинение или сочинение-миниатюру на тему “Осень в лесу”. В помощь вам я предлагаю пейзажи осенней природы (слайды 14 репродукций картин и иллюстрации на тему осень).
2-я группа отправится в осенний парк и опишет, как преобразились деревья в парке с приходом осени. Можете встать и посмотреть в окно, чтобы лучше представить картину, которую хотите описать.
3-я группа составит несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему “Осенний день”, выбрав и употребив слова и словосочетания, записанные на доске.
Пасмурный день, солнечное утро, легкий морозец, свежий ветерок, разноцветные листья, осенний листопад, темные тучи.
- Молодцы, вам удалось передать красоту осеннего пейзажа.
- А вот как описывают осень мастера слова в поэзии:
Прекрасна ты, осенняя пора!
Задумчивой природы увяданье.
В прозе:
Красив, наряден русский лес ранней осенью. Кругом желтые березы, ярким костром горят рябины. Словно груды малахита, зеленеют красавцы дубки. Веселым многоцветьем радуют клены, осины. Разноцветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.
- Я надеюсь, что и мы с вами научимся также хорошо и красиво говорить и писать без ошибок.
Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Давайте же подведем итог нашей с вами совместной работы.
Тест по вариантам. (2мин)
Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга ошибки. Нет ошибок 5.
8. Рефлексия (2 мин)
1.Чему вы сегодня научились на уроке?
2.Что показалось вам трудным?
3. Над чем нам еще нужно поработать?
4. Довольны ли вы своей работой на уроке?
9. Оценки.(1 мин)
10. Домашнее задание.(2 мин)
П. 31, 32.Упр. из учебника № 161, выписать примеры разных способов выражения подлежащего из литературы (Абрашкина, Морозов, Чуканова)
11.Контроль знаний. Тест «Подлежащее».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Взаимопроверка.
1 | | | | | | | ||||||||
2 | | | | | | | | | | |||||
3 | | | | | | | | | ||||||
4 | | | | | | |||||||||
5 | | | | | | | | |||||||
6 | | | | | | | ||||||||
7 | | | | | | | | |||||||
8 | | | | | | | | | | |||||
9 | | | | | | | ||||||||
10 | | | | | | | | | |
Запишите слова по горизонтали:
1. Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику. 2. Городской безрельсовый электрический транспорт. 3. Шкаф для одежды. 4. Фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. 5. Комната для занятий, работы. 6. Рисунок, изображающий природу. 7. Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и с трибунами для зрителей. 8. Известие. 9. Преграда. 10. Человек, занимающийся спортом.
р | а | п | о | р | т | | ||||||||
т | р | о | л | л | е | й | б | у | с | |||||
г | а | р | д | е | р | о | б | | ||||||
с | а | л | ю | т | | |||||||||
к | а | б | и | н | е | т | | |||||||
п | е | й | з | а | ж | | ||||||||
с | т | а | д | и | о | н | | |||||||
с | о | о | б | щ | е | н | и | е | | |||||
б | а | р | ь | е | р | | ||||||||
с | п | о | р | т | с | м | е | н | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Подлежащее»
1 вариант
1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
Много подробностей мы узнали о жизни животных.
Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть.
Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.
Мои друзья часто навещали меня.
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
В доме у нас жил ёжик.
Ребята с трудом отыскали тропинку.
Они перепрыгивали с ветки на ветку.
У неё в клюве трепыхалась рыбка.
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.
У папы три капли упали со шляпы.
В конце ноября выпал первый снег.
На снегу виднелись многочисленные следы.
2 вариант
1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
Ночью я вышел на улицу.
Меня поразило невиданное зрелище.
В полной тишине на звёздном небе они увидели светящийся занавес.
При свете луны они видели тёмные макушки деревьев.
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
Медвежонок неуверенно делает шаг в мою сторону.
В один миг вся семейка исчезает в кустах.
Он подходит ко мне всё ближе.
Лягушонок недавно очнулся от зимней спячки.
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
Невдалеке послышался шум крыльев.
У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.
Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.