Урок по математике «Координаты точки. Координатный угол» для 6–7 классов

5
0
Материал опубликован 9 January 2017 в группе

Технологическая карта урока «Координаты точки. Координатный угол.»

Предмет:

Математика

Класс:

4

Учитель:

Скокова Татьяна Борисовна – учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №7 г.Шахты

Учебник:

Математика. 4 класс. Часть3./Л.Г.Петерсон.-М.:Ювента. 2013г.

Тема урока:

«Координаты точки. Координатный угол»

Количество часов, отведённое на изучение темы:

13

Номер урока:

1

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Форма урока

Проблемно-поисковый урок

Цель урока:

Создание условий для усвоения и осмысления понятиями пара элементов, координата в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии деятельностного метода и технологии критического мышления..

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий по определению координаты точки или клетки.

Содержательная цель: формирование системы понятий по теме «Координаты точки».

Задачи урока:

Образовательная задача

сформировать представление о координатах точки на плоскости через решение простейших задач на определение координаты точки на плоскости

Развивающая задача

создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать.

Воспитательная задача

 

Повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе в команде и индивидуально.

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи:

Физика, георгафия, шахматы, экономика, история, литература, рисование.

Необходимое оборудование и программное обеспечение:

Выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства, презентация PowerPoint, учебники по математике, раздаточный материал, листы самооценивания

Сокращения

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая);

УУД –универсальные учебные действия (Л –личностные, Р –регулятивные, К – коммуникотивные);

ЭОР –электронные образовательные ресурсы;

С№ - слайд №;

РСИ - ресурсы сети Интернет

Организационная структура урока

этапа

Этап урока.

Цель этапа.

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(ФОУД)

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

ЭОР

 

Мотивационный.

Сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом.

2

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Выдвигает проблему, побуждает к высказыванию своего мнения.

Ребята, кто из вас ходил в кино? Что нужно знать, чтобы найти свое место в зале?

Как найти квартиру в многоэтажном доме?

Описание того, где расположен тот или иной объект или предмет называют его координатами.

Однажды польский писатель Станислав Лем сказал,

« Для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать». Вы уже знакомы с координатным лучом и умеете выполнять две операции: определять координату точки и отмечать заданную координату точки на числовом луче. В жизни с похожей ситуацией мы сталкиваемся при движении по трассе, вдоль которой стоят столбы с километровыми отметками, такое движение изучает один из разделов физики, с которой вы начнете знакомиться в 7 классе.

Если же движение происходит по морю, где нет никаких столбов, или по воздуху, или даже в космосе, то с определением места нахождения объекта дело обстоит сложнее.

Как вы думаете нужно человеку знать где он находится или где находится корабль, или где находится его поселок Ново-Азовка?

Что именно предстоит изучать? Зачем?

Что вы об этом материале знаете?

Ф. Приветствуют учителя, слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме;

Л. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Р. Целеполагание, планирование

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

С№ 1;

С№2;

С№3

 

Ориентировачный.

Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели.

4

Организует устную и письменную работу на выяснение опорных знаний, умений учащихся работы с координатой точки на луче.

Какую кординату имеет точка А, В, точка С?

Верите ли вы, что координата точки С равна 4? Д(6)?

Выдвигает проблему.

Как быть?

Необходимы еще какие-то данные, чтобы правильно назвать координаты точек С и Д?

Давайте попробуем сформулировать цели предстоящей деятельности план урока.

Что нужно делать на уроке, чтобы быть успешным, получить новые знания и пользоваться ими в процессе решения задач, да и в жизни?

П. Анализируют , высказывают свои предположения в паре, записывают в тетрадь

Ф. Отвечают на вопросы, анализируют, выявляют закономерность.

Структурирование собственных знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы

Л. Самоопределение, смыслообразование;

Р. Целеполагание, планирование, прогнозирование.

К. Постановка вопросов, разрешение проблемы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

С№4

 

Исполнительский.

Реализация плана действий составленного на предыдущем этапе.

22

Формулирует задание, побуждая к высказыванию своего мнения.

Предлагаю сыграть в шахматы.

Я буду переставлять фигуру, а вы запишите в тетради, где она находится.(2 человека у доски с обратной стороны)

Что сначала определяем? (букву). Покажите рукой, в какую сторону идут буквы? Потом (число), покажите другой рукой.

Какая фигура получилась?

Переставляю 5-6 фигур.

Организует взаимопроверку

Проверим. Открывайте доски.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что надо провести еще один луч.

А какая фигура получится при определении своего места в кинотеатре? ( ряд, место). Покажите руками.

Представте себе, что С и Д шахматные фигуры. Что нужно достроить, чтобы определить координаты этих «фигур»?

На магнитной доске показывает. От точки О проведем еще один числовой луч, но уже вертикальный.

Для удобства на горизонтальном луче напишем буквы на вертикальном числа. Тогда координаты тоски С будут (Г;1), Д (Д;2).

Добавлю еще точек. Какие у них координаты?

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Чем отличаются координаты точек А, В, С, Д?

- Попробуйте сформулировать алгоритм действий по определению координаты точки С, Д.

- как определить координату точки с помощью координатного угла?

Устный счет. Праверим усвоение нового материала. Перед вами таблицы для устного счета. Я называю фамилию, затем букву и цифру примера, а вы считаете. Поехали!

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников.

Я попросила _____________________ подготовить небольшое сообщение об истории координат. Давайте послушаем и заодно отдохнем.

История возникновения координат и системы координат начинается очень неожиданно, первоначально идея метода координат возникла ещё в древнем мире в связи с потребностями астрономии, географии, живописи. Древнегреческого ученого Анаксимандра Милетского (жившего около 610-546 до н. э.) считают составителем первой географической карты. Он четко описывал широту и долготу места, используя прямоугольную сетку. Более чем за 100 лет до нашей эры греческий учёный Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу и обозначать их числами. География нам предстоит учить уже в 5 классе.

Обеспечивает мотивацию выполнения самостоятельной работы в группах. Контролирует выполнение работы, ведет коррекционную работу.

Откройте учебники. Работая группой, выполним упражнения

Упр.1 стр.46 – записать координаты;

Упр. 3 стр.46 – отметить точки с координатами;

Организует взаимопроверку.

Проверяем правильность выполнения заданий, ждля этого меняемся тетрадями: по часовой стрелке передаем тетради в соседнюю группу.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников

__________________ прочитает нам отрывок из стихотворения К. Симонова - Сын артиллериста.

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал, 
Пока по радио утром
Донёсся первый сигнал:
Всё в порядке, добрался,
Немцы левей меня,
Координаты (3;10),
Скорее давайте огня!
Орудия зарядили,
Майор рассчитал всё сам.
И с рёвом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
Немцы правей меня,
Координаты (5; 10),
Скорее ещё огня!

Наводящими вопросами помогает выявить возможности использования полученных знаний и умений в жизни.

Предлагаю желающим найти на карте: Москву 55° 45’ 7" (55° 45’ 13) северной широты 37° 36’ 56" (37° 36’ 93) восточной долготы; Ростов-на-Дону 47° 13’ 52" (47° 13’ 88) северной широты 39° 43’ 23" (39° 43’ 39) восточной долготы.

Ранее мы с вами выяснили, что координаты точки применяются при прямолинейном движении в физике, теперь мы выяснили, что и другие науки используют их. Например география и даже литература, но и в жизни они нам очень необходимы. Приведите примеры.

И. Ана-лизируют, формулируют выводы наблюдений, осуществляют:

самопроверку.

Ф. Анализируют, выявляют закономерность, формулируют выводы наблюдений,

формулируют алгоритм нахождения координаты точки

И. Отвечают на вопросы преподавателя;

Слушают сообщение, делятся впечатлениями

Г. Решают предложенные задания в группах с проговариванием алгоритма решения вслух. Выполняют взаимопроверку.

Слушают стихотворние, делятся впе-чатлениями

Ф. формулируют выводы о необходимости полученных знаний.

Владение символическим языком математики; владение приемами самопроверки; самостоятельное создание алгоритмов; контроль за усвоением знаний,

Л. Смыслообразование

Р. Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

К. Реализация выведенного алгоритма; управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РСИ «Гроссмейстер»

http://www.chessgames.com.ua/download/Chess/

С№5

C№6

С№7

 

Физкульт минутка.

1

Создает эмоциональный настрой на продолжение урока

Делают упражнения

     

 

Контрольный.

Проверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели.

10

Обеспечивает мотивацию выполнения индивидуальной самостоятельной работы. Контролирует выполнение работы, ведет коррекционную работу. Организует самопроверку.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

1 вариант.

Упр. 4(а) стр.47;

Упр. 5(а) стр.47;

Дополнительно (для учащихся, быстро справившихся с работой) Упр.9 стр.48

2 вариант

Упр. 4(б) стр.47;

Упр. 5(б) стр.47;

Дополнительно (для учащихся, быстро справившихся с работой) Упр.9(1столбец) стр.48

Проверяем правильность выполнения заданий.

Организует повторение ранее изученного материала.

Отработка вычислительных навыков.

Упр. 12, стр.48.

И. выполняют самомтоятельную работу на отработку «новых» знаний, осуществляют самопроверку.

Записывают решение в тетради.

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, самостоятельное выполнение действия по алгоритму, контроль над усвоением знаний.

Л. формирование самооценки

Р. Контроль, коррекция, оценка.

 

 

Рефлексивный.

Проанализировать пути решения поставленной задачи,оценить их оптимальность.

3

Коментирует домашнее задание.

Домашнее задание.

- Кто из вас желает сыграть в «Морской бой»? Вам самостоятельно необходимо изучить правила этой игры на стр.45, 46.

Письменно в тетради выполнить:

Упр. 7.стр.47 - игра «Морской бой», упр. 10.стр.48. Дополнительно упр.15 стр.48

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

1.Чем отличается положение двух точек с координатами А(7) и А(7;2)?

2. Сформулируйте алгоритм определения координаты точки с помощью координатного угла?

3. Для чего нужны нам эти знания?

4. Для чего нужна математика?

- Математика учит нас не только считать, но и строить, играть, разбивать клумбы и сады, собирать компьютеры и многому другому.

Организует самооценку деятельности, предлагая ответить на вопросы:

1) что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил поставленную задачу;

2) как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ;

3) как я себя чувствовал, понравилась  ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему.

4) Посчитайте «+» и оцените результаты своей деятельности на уроке:

Кто получил: «5», «4», «3»

Двоек надеюсь не получил никто!

Спосибо за урок. До свидания.

Записывают в дневник

Ф.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Построение логической цепи рассуждений, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л. формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Р. Коррекция, оценка.

К. оценка действий партнеров;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

«Лист само-, взаимопроверки, самооценки»

Фамилия, имя

Деятельность на уроке

Участвовал в обсуждении и формулировании темы и плана урока

(Максимально 1 балл или +)

Работа в паре

по определению координат точек А и В;

«Верите ли вы, что…»

(Максимально 3балла или +++)

Индивидуальная работа «Шахматы»

(Максимально 5 баллов, т.е. 1балл или + за каждый верный ответ)

Устный счет

(Максимально 1 балл или + за верный ответ)

Работа в группе

Упр.1 стр.46 – записать координаты;

Упр. 3 стр.46 – отметить точки с координатами;

(Максимально 3 балла или +++)

Самостоятельная работа

1) Упр. 4 стр.47;

2) 5 стр.47.

(Максимально 10 баллов, т.е. 1 балл или + за каждый верный ответ)

Участвовал в обсуждении конечных результатах учебной деятельности

(Максимально 1 балл или +)

               

Итого баллов:

Оценка:

Критерии оценки: «3» - 10 - 15 баллов; «4» - 16-20 баллов; «5» - 21 и более баллов

 


 

Оценка деятельности учащихся при работе в группе или парой:

Участвовал в обсуждении, предлагал способы решения, помогал другим - 3 балла или +++;

Обсуждал, решал, но другим не помогал – 2 балла или ++;

Списывал готовое решение -1 балл или +.


 

Подсказка

Работая в группе мне:

было легко и все понятно

возникали трудности, которые мы преодолевали

работать трудно, много непонятного

работа в группе была эффективной

каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.

Чтобы быть успешным на уроке, получить новые знания Я собираюсь:

Слушать,

участвовать в обсуждении,

анализировать и делать выводы,

задавать вопросы, если непонятно,

отвечать на вопросы,

помогать соседу по парте,

записывать.


 


 

УСТНЫЙ СЧЕТ

5

Во сколько раз 70 меньше 210?

Переведи:

8дм 4см =…см

Переведи:

9м 6дм = …дм

На сколько

28 меньше 90?

Переведи:

6 мин = ….сек

Вычисли:

30+60-70+40-50=

4

60 увеличить в 4 раза

Найти разность чисел:

84 и 48.

Найти сумму чисел: 73 и 56.

Вычислить: 20+80-70+20-30 =

100 уменьшить в 4 раза

Переведи:

2 ч = … мин

3

Найти сумму чисел: 46 и 47.

Вычислить: 48:8.3:9.70=

Во сколько раз 480 больше 8?

Найти разность чисел:

73 и 56.

Вычислить: 360:9.7 =

Переведи:

1т =…кг

2

Найти произведение чисел:

18 и 5

Найти сумму чисел:

36 и 57.

На сколько 36 меньше 70?

Вычислить: 90:3:10.4:6 =

Вычислить:

80:2:4.6:3 =

Вычислить: 240:8.9 =

1

Вычислить: 56:7.3:6.8 =

Найти разность чисел: 84 и 48.

Во сколько раз 560 больше 8?

720 увеличить на 70

Переведи:

1км = …м

Найти произведение чисел:

16 и 4.

 

А

Б

В

Г

Д

Е


 

ИСТОЧНИКИ:

Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч.  Петерсон Л.Г.

РСИ «Гроссмейстер»http://www.chessgames.com.ua/download/Chess/

К. Симонов. «Сын артеллериста».

Физминутка. http://studydoc.ru/doc/387397/fizminutki.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #13061 был удален 18 January 2017