12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Конева Алена Владимировна572
Россия, Архангельская обл., п.Глубокий
Материал размещён в группе «Математика - наука великая»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«Перпендикулярные прямые»

 

ФИО (полностью)

Конева Алена Владимировна

 

 

Место работы

   

 

Должность

учитель

 

 

Предмет

математика

 

 

Класс

6

 

 

Тема и номер урока в теме

Перпендикулярные прямые. Первый урок в теме.

 

 

Базовый учебник

Н. Я Виленкин, В.И. Жохов

 

Цель урока: формирование у обучающихся понятия перпендикулярные прямые, перпендикулярные лучи(отрезки).

Задачи:

- обучающие

1. познакомить обучающихся с понятием «перпендикулярные прямые, отрезки и лучи»;

2. показать способы построения перпендикулярных прямых;

3.сформировать умения строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного

треугольника и чертежного транспортира.

 

-развивающие

1. развивать навыки построения геометрических фигур;

2. развивать мышление, познавательный интерес, культуры речи. 3.работать над формированием навыков самостоятельной работы, работы в парах.

4.развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами

 

-воспитательные

1. воспитание чувства ответственности, толерантности;

2. совершенствовать навыки общения.

 

Тип урока урок изучения нового материала

Формы работы учащихся индивидуальная, парная, фронтальная, практическая деятельность

Необходимое техническое оборудование компьютер, видеопроектор, экран.

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

 

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность(«хочу»)

Приветствуют учителя

1 мин

2

Актуализация знаний. Введение в тему.

 

-Тема нашего урока: «Перпендикулярные прямые».

Цель урока.


 


 

-Но для начала нам нужно вспомнить некоторые геометрические фигуры. Посмотрите и скажите, какие геометрические фигуры изображены?

-Какими особенностями обладают эти фигуры? Пересекутся или нет изображенные фигуры? Почему?

Какие виды углов вы знаете?

 

Записывают тему в тетрадь.

-Познакомиться с перпендикулярными прямыми, научиться их чертить.

отрезок АВ, прямая СР, луч ЕТ, прямой угол О

 

Ответы обучающихся.

-прямой, острый, тупой, развернутый

2,5 мин

     

-Как называется прибор для измерения углов?

Дайте определение прямого угла.

Оцените свою работу.

 

-транспортир

-угол, градусная мера которого равна 90°, называется прямым углом.

Самооценка.

 

3

Изучение нового материала («открытие детьми нового знания»)

ЭОР И –типа №1

-Постройте пересекающиеся прямые. Обозначьте их. –Сколько углов получилось при пересечении этих прямых? -Что у них общего?

-Что можете сказать о парах этих углов? (Использование ЭОР шаг1) –Если все четыре угла равны между собой, то каждый угол равен 90°. –Не по клеткам в тетради постройте две прямые так, чтобы при их пересечении получилось четыре прямых угла. -Какие инструменты надо использовать при построении прямых?

 

Строят прямые. Отвечают на вопросы.

-4 угла

-Общая вершина- точка пересечения прямых.

-Они равны.

-Чертежный треугольник с прямым углом, транспортир.

18 мин

   

ЭОР И-типа №1

Определение. Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называются перпендикулярными.(шаг 2,3)

Если при пересечении двух прямых образуется один прямой угол, то и три остальных угла тоже будут прямые.(шаг4)


 

- Изучая геометрические фигуры, вы уже не раз встречались с перпендикулярными прямыми. Например, смежные стороны прямоугольника перпендикулярны. Как убедиться в том, что две линии (прямые) перпендикулярны? С древних пор строители проверяли перпендикулярность стены основанию дома с помощью отвеса, то есть грузика на веревке. Отсюда и произошло название перпендикуляра: латинское «перпендикулярис» означает «отвесной». Обозначают: а в

Слушают, рассуждают.

 
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЭОР И-типа №2

Построение перпендикулярной прямой через точку, лежащую на данной прямой.

-Сначала строим произвольную прямую а, потом отмечаем на прямой произвольную точку М. Берем чертежный треугольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М. Теперь можно провести прямую b вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника. Мы построили перпендикулярную прямую, через точку, лежащую на данной прямой.(Использование ЭОР №2)

Проверочная работа на карточках.

Цель: включение нового знания в систему знаний.


 

Учатся строить перпендикулярные прямые.

Самооценка.

Знакомятся с заданием и выполняют задание с последующей проверкой.

 
     

Текст работы:

Если а перпендикулярна в, то при пересечении прямых а и в образуется …угла.

Если а не … в, то при пересечении прямых а и в … четыре прямых угла.

Если при пересечении прямых а и в образуется … угла, то а … в.

Если при пересечении прямых а и в не образуется …угла, то а в.

Самооценка.

 

4

Физкультминутка

 

Упражнения для глаз, для мышц позвоночника.

Выполняют упражнения.

2 мин

5

Изучение нового материала (продолжение)

ЭОР И-типа №1

ЭОР И-типа№2

Построение двух перпендикулярных прямых через точку не лежащую на данной прямой (шаг5,6,7)

 

У слабых обучающихся алгоритм построения на экране слайд ЭОР №2

Учитель контролирует выполнение.

Самостоятельно строят перпендикулярные прямые.

9 мин

   

ЭОР И-типа№1

- Ребята, попробуйте провести через эту же точку еще одну перпендикулярную прямую. Получилось? Какой вывод можно сделать? Правильно: через любую точку плоскости можно провести единственную прямую, перпендикулярную данной.(шаг8)

- Отрезки (или лучи), лежащие на перпендикулярных прямых, так же называют перпендикулярными отрезками (или лучами).(наглядное пособие-таблица)

Задание: начертить перпендикулярные отрезки и лучи.


 

Решают проблемную ситуацию.

В тетрадях чертят

1в. два перпендикулярных луча;

2в. два перпендикулярных отрезка. Выполняют взаимопроверку.

Взаимооценка.

6 мин

6

Решение геометрических задач.

 

- Решение геометрических задач:

 
     

«В треугольнике АВМ угол А – прямой. Установите, перпендикулярны ли прямые:

1. АВ и АМ;

АВ и ВМ;

ВМ и АМ.

 

- Как по рисунку доказать, что прямые перпендикулярны? - Конечно же, многие задачи можно решить устно путем логических рассуждений, не делая чертежи. Давай те попробуем:

1. Прямые СЕ и МР пересекаются в точке К. Угол СКР равен 900. Найдите остальные три угла, образовавшихся при пересечении СЕ и МР.

2. Прямые СМ и ОЕ пересекаются в точке К. Один из углов, образовавшихся при пересечении – прямой.


 

Обычно дети отвечают «нужно построить треугольник», поэтому есть смысл потренироваться в построении перпендикулярных прямых, обязательно найдется ученик, который по названию угла определит нужные прямые, если нет, то стоит детей подвести к этой простой версии

-Нам поможет чертежный треугольник или транспортир.

Устно решают задачи

90̊

     

Образовался ли при этом хотя бы один не прямой угол?

3. Прямые АВ и ОС пересекаются в точке М. Один из углов, образовавшихся при пересечении – не прямой. Образовался ли при этом хотя бы один прямой угол?»

Нет

3.Нет

Самооценка.

7

Выполнение обучающимися контрольного задания.

ЭОР К-типа №3

Анализирует ответы обучающихся.

Выполняют задание.

Самооценка.

8

Домашнее задание

 

Задает домашнее задание.

Записывают в дневник домашнее задание п.43 №1365, №1366или 1367.

9

Подведение итогов урока

Рефлексия.

 

Оценивает работу обучающихся.

Самооценка.

-Я сегодня на уроке..

-Мне было …

-Я думаю ..

Приложение к плану-конспекту урока

Перпендикулярные прямые

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae5dab21-1f64-4b3c-ae8a-5279b4796eb8 /%5BM56_6-24%5D_%5BMP%

И-тип

Презентация (8 шагов) со звуком

 Новый материал

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52e6fd2c-060c-4743-bc75-08ed15db0eb7 /%5BM56_6-24%5D_%5BPK_07%5D.swf

И-тип

Презентация

 Справочник

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03255728-a363-420f-b726-fb43e9cdc169 /%5BM56_6-24%5D_%5BPK_09%5D.swf

К- тип

Контрольные вопросы

   Опрос

Опубликовано в группе «Математика - наука великая»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.