Тема коучинга: «Диалоговое обучение как средство развития коммуникативной компетентности»
Тема коучинга : «Диалоговое обучение как средство развития коммуникативной компетентности.»
Цель: Оказать содействие участникам коучинга в понимании «проблемно-диалогового обучения» и в применении данного модуля в учебном процессе.
Задачи:
Ø Учителя обзорно будут знать основы ДО
Ø Учителя умеют различать признаки трех типов беседы в диалоговом обучении, знают преимущества исследовательской беседы
Ø Овладеют навыками организации ГР, смогут взаимодействовать между собой, по окончанию занятия смогут организовать работу в группах у себя на уроках, применяя предложенные методы и приемы
Результаты обучения:
Участники коучинга познакомятся с одним из семи модулей программы «диалоговое обучение» и поймут важность применения данного модуля в учебном процессе.
Тезисы:
Ø «Скажи мне, и я забуду, покажи мне,- и я запомню, а если ты вовлекешь меня, то я и пойму».
Ø А. Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший -учит ее находить.
Ø «Технология диалогического обучения – это для учителя ключ к успеху и творчеству; для ученика - интересный и понятный урок; для образования - реализация развивающего обучения.»
Ход коучинга.
№ |
Вид деятельности |
Действия коуча |
Действия участников |
ресурсы |
ответственные |
1 |
Организационный момент. |
Приветствие участников коучинга |
Приветствуют друг друга |
|
Учителя лидеры |
2 |
Разминка «Круг» |
Участники становятся в два круга. Внешний круг задает вопросы, а внутренний отвечает на вопросы. -Какие методы вы использовали при выполнении этого задания? |
Определение темы тренинга |
|
Золотухина Т.Ю. |
3 |
Деление на 2 группы «Ленточки» |
В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивает ленточку... потом судя по цветам они расходятся на команды. |
Собираются в команды согласно цвету |
Бумажные ленты |
Золотухина Т.Ю. |
4 |
Презентация материала |
Информировать о: · Модели обучения, · «Типы беседы по Мерсеру» · Понятие диалога, беседы. · Пирамида обучения по Дейлу · факторы, тормозящие диалог |
Слушают, конспектируют |
Интерактивная доска, презентация |
Егоровская Н.В. |
5 |
Беседа с аудиторией. «Активный и пассивный класс» |
Определить отличия активного и пассивного класса |
Обсуждают, дополняют |
Интерактивная доска, презентация |
Егоровская Н.В |
6 |
Работа в группах.
|
Составить по картинке вопросы для бесед: 1-я группа: беседа – дебаты; 2-я группа: кумулятивная беседа; 3-я группа: исследовательская беседа.
|
Выступление команд Итог: от правильно поставленных вопросов зависит качество диалога и степень усвоения информации |
Бумага, маркеры |
Егоровская Н.В |
7 |
Физ минутка «Ламбада» |
Танцуют под музыку |
Танцуют под музыку |
СD |
Егоровская Н.В |
Презентация «Таксономия Блума» |
Рассматривают какие ключевые термины используются для побуждения учащихся. Глаголы действия. |
Знакомятся с вопросами высокого и низкого порядка |
Интерактивная доска, презентация |
Золотухина Т.В. |
|
9 |
Работа в группах
|
Составление вопросов высокого и низкого порядка на примерах русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». |
Тренируются в составлении вопросов, анализируют работу команд |
Листы А4 |
Золотухина Т.В. |
10 |
Работа в группах |
Задание: Какие условия необходимы для эффективного ведения беседы? Обсудите в группе, ответы запишите на постере. От каждой группы по одному спикеру зачитывают ответы, условие: услышанное не повторять. |
От каждой группы по одному спикеру зачитывают ответы, условие: услышанное не повторять. |
Ватман, маркеры |
Золотухина Т.В. |
11 |
Приёмы для развития диалогового обучения на уроках |
Познакомить с приёмами развития диалогического обучения с целью повышения мотивации учащихся.(«Да-нетка», «Словарь», «Кто кого запутает»)
|
Обсуждают, дополняют |
Бумага, маркеры, яблоко, картинки с животными |
Золотухина Т.В. Егоровская Н.В |
12 |
Тест «Технология проблемно-диалогического обучения» |
Участникам предлагается ответить на вопросы теста
|
Обсуждают в группах, сравнивают ответы |
Тестовые задания |
Егоровская Н.В. |
13 |
Рефлексия |
Коуч подводит итог коучинга путем одного из методов критического мышления «5+5+1»: · написать 5 предложении о сегодняшнем коучинг занятии, · сократить до 5 слов, · сократить до 1 слова.
|
Определяют главные идеи модуля «Диалоговое обучение» |
бланки |
Егоровская Н.В. |
14 |
Подведение итогов |
Учителя лидеры подводят итоги тренинга и отмечают наиболее активных участников коучинга. |
Выступление участников по желанию |
музыка |
Учителя лидеры |
Рефлексивный отчет коучинга «Диалоговое обучение как средство развития коммуникативной компетентности.»
12.12.15 согласно графику проведения коучингов, учителями Золотухтной Т.Ю. и Егоровской Н.В. был проведён тренинг по теме «Диалоговое обучение как средство развития коммуникативной компетентности». На коучинге присутствовали 11 человек.
Для установления доброжелательной атмосферы коучинг начался с вводной игры «Круг». Коллегам, внешнего круга было предложено задавать только толстые вопросы, а участники внутреннего круга отвечали развернутыми ответами. После игры была определена тема коучинга. С помощью лент разных цветов разделили учителей на группы. Егоровская Н.В. подготовила презентацию, где она рассказывала о , о моделях обучения, типах беседы по Мерсеру, о Пирамиде обучения по Дейлу , обсуждали с участниками понятия «Активный и пассивный класс», а также выявляли факторы, тормозящие диалог.После презентации идискуссий, участники коучинга резюмировали, что
- диалог занимает центральное место на уроке;
- диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении;
- интерактивное обучение и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их конгнитивному развитию;
- ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.
Далее, участникам тренинга, была предложена работа в группе. Они учились составлять вопросы по картинкам, которые отражают разные типы бесед. Так например: исследовательская беседа- «Почему дети выбрали именно это место для игры?»; беседа дебаты-«Где родители?, куда они смотрят!»; кумулятивная беседа- «В какую игру играют дети?» После выполнения этого задания учителя пришли к выводу, что на уроках они чаще задают тонкие вопросы или вопросы, требующие «запрограммированного» ответа, и реже вопросы, которые развивают функциональную грамотность учащихся.
В связи с этим, Золотухина Т.Ю. показала и прокомментировала презентацию «Таксономия Блума». В частности она сказала, что от правильно поставленных вопросов зависит качество усвоения материала. Качество вопросов влияет на желание самостоятельно искать ответы, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы. Участники групп учились составлять вопросы в соответствии с уровнями познания Блума на примерах русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Это упражнение показало коллегам, что умение организовать диалоговое обучение требует от учителя умения проявить гибкость мышления, поведения и способность откорректировать, дополнить, углубить содержание информации. Так же, участники коучинга обсуждали условия необходимые для эффективного ведения беседы. Во время презентаций группы говорили, что при ведении диалога важно: проявлять искренний интерес к собеседнику, улыбаться, относиться к собеседнику с уважением, быть наблюдательным, строить сообщения просто и понятно и т д.
Коллегам было предложено выполнить тест «Технология проблемно-диалогического обучения». Учителя обсуждали вопросы в группах и сравнивали с ответами коллег из другой группы.
Егоровская Н.В. познакомила коллег с некоторыми технологиями диалогового обучения: .«Да-нетка», «Словарь», «Кто кого запутает». Учителям были предложены адреса интернет сайтов, где можно найти описание приёмов развития коммуникативной компетенции школьников.
В заключении коучинга, коллеги выполняли рефлексию «5+5+1», которая помогла слушателям и организаторам подвести итог занятия: технология диалогического обучения – это для учителя ключ к успеху и творчеству; для ученика - интересный и понятный урок; для образования - реализация развивающего обучения.