Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся

1
0
Материал опубликован 21 April 2020


Пендик Ю.Н.

учитель географии


Мастер-класс по теме:

«Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся»

Цели:

Обеспечить развитие умений педагогов использовать методы и приемы диалоговых технологий, способствующих решению образовательных задач урока.

Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности.

Содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.


Ход занятия


Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения

 и становления индивидуального сознания

Л.С. Выготский


1.Актуализация и мотивация к деятельности участников мастер-класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.

- Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки».

Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать условия, в которых ученик будет учиться общению, сможет пережить радость достижений и горечь поражений, сможет осознать свои способности, поверит в себя.

Девиз нашего мастер- класса: «Учить общению общаясь».Диалог, игра, живое общение, языковая коммуникация, - фундамент работы.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Согласно ФГОС Основного Среднего Образования, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2.Представление опыта работы

Возникновение опыта связано с включением школы в апробацию федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

В 2013-2014 учебном году был проведён мониторинг среди учащихся 5-х классов с целью определения уровня сформированности коммуникативных компетенций. Данные диагностики отражены на диаграмме.

t1587443411aa.gif

Анализ исследования показывает, что учащиеся испытывают затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод.

Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать, их нужно учить это делать на каждом школьном уроке.

Для организации учебного процесса при формировании коммуникативных компетенций целесообразно использовать приёмы коммуникативно-диалоговых технологий.


Прием

Характеристика

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.

Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя?Где в обычной жизни…?).

Толстый и тонкий вопросы

«Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.

Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Зигзаг

1 этап – учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.

2 этап – рассаживаются в группы экспертов (по номерам), каждая группа получает определённое задание, в группе изучают, составляют опорные схемы, план.

3 этап – возвращаются в основные группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

Техника аквариума

Разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Её процедура выглядит таким образом:

Постановка проблемы ведущим.

Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.

Каждая подгруппа выбирает одного его члена, который будет представлять позицию подгруппы всей аудитории.

Дается коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения.

Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы.

Остальные имеют право задавать провокационные вопросы своим оппонентам.

Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять тайм-аут или в письменном виде (записка) подсказать.

Анализ качества аргументации выступающих; подведение итогов; выявление лучших.

Свободное письмо

Аргументированное письмо, в котором в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме.

Турнир ораторов

Выбираются из аудитории два конкурсанта – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам. Остальные – члены жюри, которые должны оценить выступающих. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий – оценка нескольких членов жюри.

Интеллектуальная дуэль

Форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория – секунданты, которые оценивают качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность). Методом голосования определяется победитель

Перекрестная паутинка

Лист расчерчивается на 3 колонки: средняя - формулировка вопроса, ответом на который могут быть два противоположных утверждения. Суть в том, чтобы ученик выбирал из текста те доказательства, которые противоречат друг другу

5-минутное эссе

Ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку… Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.


Двойной дневник

Лист делится на две колонки, в левой ученик выписывает аргументы из текста, а, напротив - в правой - факты (или свои комментарии).

Опрос в форме диалоговой пары

Предлагаются вопросы, с заранее проставленными баллами, которые ученики могут получить  при выполнении каждого задания. Затем ученики в паре выбирают вопросы, готовят ответы, оценивают работу.

Интеллектуальный штурм

Применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме.


Остановимся на некоторых из них.

Прием «Интеллектуальный штурм» применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученногопо теме.

Прием Перекрестная паутинка: лист расчерчивается на 3 колонки: средняя - формулировка вопроса, ответом на который могут быть два противоположных утверждения. Суть в том, чтобы ученик выбирал из текста те доказательства, которые противоречат друг другу.

Приемом "Зигзаг" используется на уроке, еслитребуется за урок освоить большой по объему материал.Класс делится на группы с равным количеством участников. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

1.Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.

2.Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект.

3.Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

4.После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста.

5.Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.

3. Проведение имитационной игры

-Уважаемые участники мастер-класса! Предлагаю вам познакомиться с приемом работы «Зигзаг» на примере урока по теме «Канада». (Участники мастер-класса работают с текстом в соответствии с приемом «Зигзаг»).

4.Моделирование:

- Уважаемые коллеги, на этапе моделирования я предлагаю выполнить следующее задание: у вас на столах лежат буклеты, в которых приведены приемыкоммуникативно-диалоговых технологий.

Задание 1группе: 1) Подберите те приемы, которые, по вашему мнению, подойдут наилучшим образом на этапе актуализации знаний. 2) Продемонстрируйте один из выбранных вами приемовна примере вашего учебного предмета.

Задание 2 группе: 1) Подберите те приемы, которые, по вашему мнению, подойдут наилучшим образом на этапе открытия новых знаний. 2) Продемонстрируйте один из выбранных вами приемов на примере вашего учебного предмета.

Задание 3группе:1) Подберите те приемы, которые, по вашему мнению, подойдут наилучшим образом на этапе первичного закрепления. 2) Продемонстрируйте один из выбранных вами приемов на примере вашего учебного предмета.

- Итак, время вышло, давайте представим полученные результаты.

5. Результативность

Таким образом, коммуникативно-диалоговые технологии, применяемые в образовательном процессе, обеспечивают овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога, воспитание коммуникативной культуры и социальной мобильности в условиях мультикультурной среды. Эти технологии позволяют сделать знания не просто более осознанными, но и личностными. Кроме того, они развивают мышление и такие его свойства, как логичность, гибкость, критичность.

Использованием коммуникативно-диалоговых технологий дает возможность учителю ввести в организацию уроков поиск новых решений, а главное способствовать личностному развитию учащихся, коммуникативной сущности личности ученика.

Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для другихучителей.



Благодаря целенаправленной системной работе по развитию коммуникативных компетенций с применением методов и приемов коммуникативно-диалоговых технологий, были достигнуты определенные результаты, о чем свидетельствуют данные диаграммы.


t1587443411ab.gif


Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, участвуют в районных конкурсах, где занимают призовые места.

6.Рефлексия

- Спасибо большое коллеги за Вашу активную работу.

- На своих столах вы видите ладошки.Каждыйпалец-этовашапозиция, покоторойнадовысказатьмнение:

большой–дляменяэтоважноиинтересно…

указательный–яполучилконкретныерекомендации…

средний–мнебылотрудно (непонравилось)…

безымянный–мояоценкапсихологическойатмосферы…

мизинец–дляменябылонедостаточно…

- Закончить свой мастер - класс мне хотелось бы словами одной известной притчи:

«Что ты делаешь?»- с таким вопросом обратился к монахам, работающим на стройке, странствующий философ.В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».

Каждыйчеловеквжизнируководствуетсясвоимипринципами, каждогоманятсвоиогни-маяки. Но, пожалуй, нетсферы, вкоторойэтицелитакпрозрачныитактруднодостижимы, каквпедагогике.

И. Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, а другой – отражающиеся в ней звезды».

И в заключении хотелось бы сказать следующее:

Жизнь есть театр, и люди в ней актеры”

И кто сказал: Учитель не актер?

Актеры, сценаристы, режиссеры…

Наш с вами, сударь, беспредметен спор.

Звенит звонок, терзая трелью нервы.

Один – не три: последний – он же первый,

И опоздавшие появятся… на сцене,

С беспечностью срывая представленье.

Звенит звонок сомнений и тревог –

Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!






Текст для проведения имитационной игры

Канада

Географическое положение Канады.

Площадь - 9,97 млн км2. Население - 33,3 млн человек. Государство в составе Содружества - десять провинций и три территории Столица – Оттава.

Канада расположена в северной части Северной Америки и занимает 2/5 ее территории. По площади - это вторая страна мира после России. Омывается она водами трех океанов: Северного Ледовитого на севере и Тихого на западе и Атлантического на востоке, имеет чрезвычайно длинный морской границе, который составляет почти 120 тыс км. Наибольшее значение для формирования экономических связей имеет побережья Атлантического океана и в частности эстуария реки Святого Лаврентия. На западе Канада омывается водами Тихого океана. Канада имеет сухопутную границу только с США.

Территория Канады вытянулась с юга на север на 4600 км и расположена в умеренном, субарктическом и арктическом поясах. С востока на запад она простирается на 5200 км и размещается в шести часовых поясах. Территория Канады охватывает множество островов и полуостровов, которые еще мало освоены и характеризуются экстремальными климатическими условиями. Главными элементами рельефа являются горы Кордильеры и расположенная между ними Лаврентийская возвышенность с прилегающей низменностями.

Полезные ископаемые

По разнообразию и общими запасами минеральных ресурсов Канада занимает одно из ведущих мест в мире. В ее недрах есть большие залежи энергетических, рудных и нерудных полезных ископаемых, она занимает пятое место в мире по запасам угля, имеет значительные залежи нефти и газа. Значительные залежи этих видов углеводородного топлива открыты в предгорьях Кордильер. Канада является богатой на урановые руды, которые составляют 2/5 от их запасов в развитых странах мира.Территория Канады богата запасами руд цветных металлов (никель, медь, цинк, свинец), железной руды, урана, нефти и природного газа, калийных солей, асбеста, угля. Сказочно богата полезными ископаемыми Лаврентийская возвышенность. Здесь находится уникальная рудная зона: месторождения железа, никеля, серебра, полиметаллов, урана. Месторождения разрабатываются в основном открытым способом. Канада является крупнейшим поставщиком минерального сырья в США и другие индустриально развитые страны.

Канада обладает крупнейшими в мире запасами нерудных полезных ископаемых, а именно калийных солей, что является важной предпосылкой производства здесь калийных удобрений. Канада имеет значительные залежи разнообразной строительного сырья.

Природные ресурсы

Канада имеет огромные водные ресурсы, охватывающие Великие озера и реки Св. Лаврентия, Макензи, Юкон, Нельсон. Значительные запасы пресных вод есть в центральных и особенно в северных регионах Канады, где много в пресноводных озер и полноводных рек. Но слабая освоенность этих регионов не способствует использованию имеющихся здесь водных ресурсов В Канаде много горных рек, поэтому есть большие запасы гидроресурсов.

Примерно половина (43%) территории Канады покрыта лесами, большая часть которых расположена в доступных для освоения районах. По запасам леса (около 20% мировых) Канада занимает третье место в мире п после России и Бразилии.

Только южные районы Канады имеют благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства Сдерживает это развитие на Великих равнинах недостаточное количество осадков (250-500 мм в год) На большей части Канады почвы подзолистые, на юге - серые лесные, черноземные и каштановые 15% территории страны пригодны для возделывания. Почти 70 млн га используется в сельском хозяйстве.









Задания для работы в группах:



Задание 1группе: 1) Подберите те приемы, которые, по вашему мнению, подойдут наилучшим образом на этапе актуализации знаний.

2) Продемонстрируйте один из выбранных вами приемов на примере вашего учебного предмета.



Задание 2 группе: 1) Подберите те приемы, которые, по вашему мнению, подойдут наилучшим образом на этапе открытия новых знаний.

2) Продемонстрируйте один из выбранных вами приемов на примере вашего учебного предмета.



Задание 3группе: 1) Подберите те приемы, которые, по вашему мнению, подойдут наилучшим образом на этапе первичного закрепления.

2) Продемонстрируйте один из выбранных вами приемов на примере вашего учебного предмета.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации