12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каменкова Лилия Рафаиловна50
Учитель начальных классов. Интересуюсь психологией; люблю музыку, живопись, танцы.
Россия, Смоленская обл., Смоленск
3

Выступление "Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

КРУГЛЫЙ СТОЛ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Развитие младшего школьника через исследовательскую и

проектную деятельность»









Тема выступления «Проектная деятельность

как средство развития

коммуникативной компетентности

младших школьников»






Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 36

им. А. М. Городнянского»

Каменкова Лилия Рафаиловна



2019-2020 учебный год

План выступления:



Актуальность проблемы введения в обучение исследовательских и проектных видов деятельности с точки зрения развития коммуникативной компетенции школьника.

а) Общение как базовая потребность ребенка.

б) Совместная деятельность обучающихся как основа организации работы над проектом. Работа в группах.

в) Этапы образования групп.

2. Организация коллективных проектов. Краткий рассказ о некоторых проектах.

- Проекты по математике.

- Проекты по окружающему миру «Изменчивая Луна», «Солнце»

- Проекты «Дневник», «Календарь нашего класса»

- Проекты «Родословная», «Лента времени»

3. Выводы.


Главным условием развития и воспитания
детей является общение. Ключом к успешной
деятельности, ресурсом эффективности и
благополучия будущей жизни ребенка,
является коммуникативная компетенция.

Л. С. Выготский

Коммуникативная компетентность

 Современная система школьного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея создания оптимальных условий развития личности младшего школьника, развитие его активности.

Необходимым условием становления социально активной личности является развитие ключевых компетенций младших школьников.

Л.С. Выготский считал, что коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. 

 Коммуникативная компетенция включает следующие структурные элементы:
- знание способов взаимодействия с окружающими;
- умение и навыки использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения;
- практическое овладение диалогической и монологической речью, культурой устной и письменной речи;
- владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, навыками работы в группе, коллективе;
- способность к осуществлению учебного сотрудничества;
- владение различными социальными ролями;
- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

Человек - существо социальное, поэтому общение – главное условие развития и базовая потребность человека. Базовая – значит, жизненно необходимая!

Вне социума, вне взаимодействия не могут складываться ни речь, ни мышление ребенка. Вспомним известные науке случаи детей-маугли, детей, выращенных животными. Лишенные общения с людьми, эти дети впоследствии так и не смогли стать полноценными членами человеческого общества.

К сожалению, в современных условиях, многие дети находятся примерно в той же ситуации. Родители чуть ли не с пеленок предлагают детям вместо общения так называемые гаджеты. «Компьютерный и телевизионный экраны всё больше подменяют для малышей физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими взрослыми»

(Е. О. Смирнова- психолог, член комиссии по экспертизе детских игрушек)

Смысл слов и понятий (так важный для понимания устной речи, содержания текстов) ребёнок сможет осознать только из собственного опыта деятельности с реальными предметами. К примеру, яблоко. Оно имеет тяжесть, цвет, форму, запах. Когда ребенок действует с предметом (ест, режет, чистит, трет на терке и т.п.), взрослый должен проговаривать под его действия: «Яблоко красное, тяжелое, хрустящее, твердое, мягкое, ароматное, сочное» и т.п. Каждое слово – это образ, рождающийся в сознании, когда звучит речь. Образ, наполненный запахами, звуками, ощущениями. В основе осмысленной, выразительной речи лежит огромный опыт предметной деятельности.

На практике, дети с рождения все меньше действуют с предметами. Психологи бьют тревогу: Е. О. Смирнова пишет « Взрослые делают всё возможное, чтобы оградить детей от каких-либо усилий и самостоятельной деятельности». Массовым явлением в среде первоклассников становится недоразвитие элементарных навыков самообслуживания (неумение одеться, зашнуровать ботинки и т.п.) «Многие современные дети с трудом пользуются ножом, вилкой, ножницами, не говоря уже об иголке с ниткой или спицах». (Степанова В.В. - психолог, автор педагогической технологии «Росток»)

Взрослым проще предложить детям изображение предмета (картинки или фильмы) вместо реальных действий. А без опыта деятельности с предметом речь пополняется разве что новыми названиями. Никаких ассоциаций они не вызывают. Речь становится бедной, скудной. Понимание смысла приблизительное или его вовсе нет.

Именно такие процессы и происходят сейчас. Мы все чаще слышим в речи детей и взрослых примитивные выражения, усеченные, исковерканные слова (клево, круто,велик, лясик и т.п.), жаргонизмы, ненормативную лексику. Когда предлагаешь людям объяснить значение некоторых слов или назвать явление по-другому (подобрать синоним, к примеру), они чаще всего не могут выполнить задание.

К сожалению, бедная примитивная речь свидетельствует о таком же бедном, неразвитом мышлении. О каком понимании и сотрудничестве между людьми может идти речь?

Выводы:

Большинство наших учеников испытывают нехватку общения и, как следствие, проблемы с речью, с пониманием устных и письменных высказываний.

Многие обучающиеся к началу обучения в школе имеют недоразвитие моторики: и крупной, и мелкой, в результате нехватки предметной деятельности в раннем возрасте.

Следствием недостаточности моторного компонента, является неразвитость внутриглазных мышц. (Экраны, пассивность, мало деятельности: мышцы глаза не развиваются).

Проектная деятельность

В наших силах создать такие условия, чтобы дети хотя бы частично компенсировали нехватку общения и деятельности.

Дети хотят общаться между собой и, безусловно, со взрослым - с учителем. Проектная и любая исследовательская деятельность и есть тот ключ к развитию школьника и более качественному усвоению образовательной программы.

Велика роль проектной деятельности и в метапредметности, выстраивании связей между учебными дисциплинами. Например, тема проекта по математике может включать в себя знания по географии, истории, биологии, литературе и т.д. В результате знания оказываются вплетёнными в картину мира ребёнка, становятся живыми, ощутимыми, и при каждом следующем их использовании, закрепляются. Чем больше ассоциативных связей между дисциплинами, тем прочнее эти знания.

ФГОС призывает учителей применять системно-деятельностный подход и как можно чаще организовывать совместную работу обучающихся в группах.

К сожалению, реализовать эти требования непросто. Группы нельзя сформировать сверху. Они должны «вырасти» в течение первого класса и дальнейшего обучения в начальной школе

Этапы образования групп

За первый год обучения дети должны научиться выражать себя (свои представления): с помощью речи, индивидуального рисунка, поделки, движения (танец). Учитель обращает внимание детей на творческие работы товарищей; хвалит за найденные способы рисования, средства выразительности.

С первых дней дети объединяются для выполнения различных очень простых заданий учителя (построиться в шеренги по 10 человек, встать в круги по 6 человек, вместе показать на пальцах какое-либо множество и т.п.). Затем, позднее, объединение происходит для выполнения творческих работ (к примеру, общий рисунок, общая поделка) по собственному желанию.

Детям нужно давать возможность вместе создавать единый продукт: общий рисунок, общую поделку, вместе придумать задачу, придумать серию упражнений, которые все дети в группе смогут выполнить одновременно и мн.др.

Ребенок еще работает индивидуально, но ему становится интересны символы товарищей, т.е. понимание рисунка другого лица.

Участники группы учатся работать вместе, создавать общий рисунок (это уже единый групповой символ, понятный всем в группе).

Совместная деятельность - главное условие существования любого сообщества, в том числе детского коллектива.

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» Д. Уэбстер

Проекты, о которых я хочу рассказать, являются коллективными. В их создании принимает участие весь класс или подгруппы обучающихся. Все проекты направлены на создание учебных пособий для класса и связаны с учебной программой.

Организация работы над любым проектом настолько объемна и сложна, что многие специалисты считают ее недоступной для самостоятельной деятельности младшего школьника. Этот груз, конечно можно переложить на родителей обучающихся. Но я считаю, что гораздо продуктивнее выполнять проекты всем коллективом.

Система взаимодействий и взаимоотношений между учениками и учителем строится на принципе работы учителя с подгруппами учащихся (по 4-6 человек).

На всех этапах работы над проектом дети могут работать в группах:

При выборе темы, проблематики проекта - обсуждение, внесение предложений по названию проекта.

На этапе выдвижения гипотез возможно обсуждение в группе, выбор рабочих гипотез.

Создание общего рисунка, модели для удержания контекста в период проверки гипотез.

Уточнение, доработка, совершенствование модели или оформление проекта.

Презентация. Выступление тоже возможно всей группой или представителями от группы.

Этапы работы над проектом

1 этап. Учитель предлагает всему классу тему, проблему. Дети выдвигают гипотезы. Они всегда бывают неточными, недостаточно полными, часто ошибочными, но благодаря им учатся все. Ученики делятся на группы в зависимости от выбранной гипотезы, а группа – создает модель, рисунок, чтобы легче было понять друг друга, чтобы удерживать контекст общего разговора.

этап. В процессе дальнейшей работы над проектом модель, пособие уточняется, совершенствуется, детализируется благодаря новым знаниям

этап. Завершение продукта проекта. Выступления групп. Подведение итогов.

Деятельность

Деятельность – это динамическая система, направленная на взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которой человек сознательно, целенаправленно воздействует на мир, переустраивает его с целью удовлетворения собственных потребностей.

Вне включенности в деятельность невозможно обучение, не устанавливаются связи в коре головного мозга. Я говорю о конкретной практической деятельности, без которой современные дети порой просто не в силах понять нас.

Как правило, в первый класс приходили дети с развитым наглядно-образным мышлением. В условиях нехватки общения и предметной деятельности (проблемы, о которых речь шла выше) все больше становится детей с наглядно-действенным типом мышления. Им необходимо манипулировать с предметами, чтобы понять суть изменений.

Но действовать, оперировать с наглядным материалом необходимо всем! Вспомните, в советские годы обязателен был набор первоклассника со счетным материалом, разрезная азбука и касса цифр. Дети учились читать и считать, действуя (переставляя карточки-слоги или математические знаки).

Без практической деятельности (в начальной школе) невозможно обучение: не устанавливаются связи в коре головного мозга, не развивается речь.

Метод проектов, в том числе, исследовательских работ, применяю на уроках математики, русского языка, окружающего мира, во внеурочной деятельности.

Математика.

Самый первый проект «Множество». Прежде, чем начать изучение знаков (цифр) много работаем со счетным материалом: выкладываем множества, изготавливаем своими руками карточки множеств; выполняем творческие работы, например, составляем узоры, повторяя определенное множество.

Почему не сразу берем цифры? Счет – это оперирование в образном плане: если ребенок представляет себе множества, а не цифры, то он хорошо считает.

Множеству 10 уделяется особое внимание. Это основная счетная единица. Дети делают ее из самых разных материалов разными способами. Чем богаче разнообразие материала (фасоль, палочки, горох, пуговицы) - тем мощнее обобщение.

С карточками изучаем названия десятков до 100, счет в пределах 100.

Например, выражение 29 + 34

Дети выкладывают числа в парах: один – десятки, другой – единицы. 29 – 2 десятка, 9 единиц, аналогично – 34. Затем вместе считают, перекладывая десятки и единицы, и объясняют: десятки складываем с десятками (2+3= 5 дес.). Единицы складываем с единицами. 9+4=13. Получаем еще один десяток. Заменяем 10 единиц на карточку-десяток. Ответ: 63.

Следующая счетная единица: 100. При переходе к счету сотнями, дети изготавливают карточки – сотни. Подобным образом изучаем счет в пределах 1000.

Тысяча становится зримой, осязаемой при изучении темы «Величины. Площадь», когда появляется сделанное своими руками пособие «Модель квадратного метра». Счет в пределах 10 тысяч отрабатывается и с его помощью.

При изучении темы «Величины. Длина» (выполняется одноименный проект), дети своими руками делают модель метра, затем измеряем с ее помощью длину класса, рекреации, дорожки возле школы, стены школы, длину дорожки школьного стадиона и т.п.

Затем, вводится понятие «дециметр» и дается в готовом виде картонная полоска длиной 10см. Дети еще не изучали «сантиметр». Поэтому пользуются полоской как шаблоном и совершают «открытие»: в метре 10 дециметров. Нужно дать ученикам время для измерения с помощью меры «дециметр» длины и ширины крышки стола, длины учебника, пенала и множества других предметов в школе и дома, чтобы дети смогли пользоваться в речи данной мерой, переводить метры в дециметры, а дециметры в метры.

Только после этого вводится мера «сантиметр». Дети измеряют с помощью коротенькой полосочки (длиной 1 см) предметы небольшой величины: ластик, точилку и т.п. И опять «открытие»: в дециметре 10 сантиметров!

Наконец, дети изготавливают модель метра, разделенную на дециметры и сантиметры. Впоследствии ее можно будет дополнить: останется нанести миллиметры. У каждого ученика своя модель метра, они постоянно находятся в классе и применяются для измерений до окончания начальной школы.

Следующий проект «Величины. Площадь». Измеряем величину поверхностей: стола, учебника, конторки с помощью условных мерок. Условной меркой может быть поверхность ладони, шапка, поверхность пенала, т.е. любого предмета, который удобно обвести. Дети обводят предмет мелом многократно, пока не будет заполнена вся измеряемая поверхность.

Когда ученики могут объяснить, что они измеряют, а именно, величину поверхности, мы даем ей название: «площадь».

Учитель сообщает, что единицей измерения площади является «квадратный метр». Объявляется соревнование «Какая группа быстрее сможет изготовить новую меру». Для работы предоставляется большое количество бумаги (рулон обоев, пачка газет), ножницы, клей, скотч. Группы начинают экспериментировать. В процессе совместного обмена мнениями, дети в группе решают, как они будут выполнять задание, планируют свою работу.

Несмотря на большую подготовительную работу (измерение площади с помощью условных мерок), очень часто дети совершают ошибки при изготовлении модели квадратного метра. Это не страшно. Главное, чтобы дети обратили внимание на слово «квадратный», кто-то догадывается, что это должен быть квадрат. Но даже после этого, возможен такой вариант: дети склеивают листы бумаги, получают полосу длиной 1 метр и считают работу законченной. Вопросы учителя «Это и есть квадрат?», «Как склеить квадратный метр из бумаги?» помогают исправить ошибки. И модель меры «квадратный метр», наконец, готова. Каждая группа делает такое пособие для совместной работы. Каждый ребенок понимает, что один бы он не справился так быстро, что вместе легче.

С помощью данной модели дети измеряют теперь уже площадь класса, доски, школьного коридора. Модель квадратного метра изготовленная на скорую руку, часто рассыпается, рвется.

Следующая модель будет добротнее, аккуратнее, точнее.

А открытия продолжаются! Следующая мера площади «квадратный дециметр» уже не вызывает затруднений при изготовлении. Но сколько их понадобится, чтобы покрыть всю поверхность квадратного метра?

Дети в группах делают предположения, договариваются, называют, обычно: 10, кто-то 15, 25.

Учитель объявляет: «Проверяем!». И каждая группа принимается за работу: дети должны вырезать квадраты площадью в 1 кв.дм. Уложив первые 10 кв. дециметров, дети понимают, что этого недостаточно. Теперь уже многие понимают, что необходимо изготовить 100 кв. дециметров.

Опять продолжается работа, дети с азартом стараются сделать как можно больше квадратов, соревнуясь между группами. Иногда, это может повредить качеству, не забываем напоминать о точности работы, измеряем принесенные детьми квадраты и не принимаем прямоугольники, ромбы и т.п.

На этом этапе, уместно вспомнить, что такое квадрат? Какие у этой фигуры углы? Какие должны быть стороны?

После изучения меры «квадратный сантиметр», на модель квадратного метра можно нанести квадратные дециметры и квадратные сантиметры.

Теперь легко повторять устный счет в пределах 10 000, ведь в одном квадратном метре 100 квадратных дециметров и 10 000 квадратных сантиметров. Повторяем десятки, сотни, тысячи: каждый кв.дм имеет по длине 10 кв.см, по площади это 100 кв.см. Каждые 10 квадратных дециметров на модели кв.метра – это 1000 кв. см.

К работе с моделями квадратного метра возвращаемся при необходимости измерить площадь объектов или, если нужно повторить материал по теме «Площадь».

Наиболее важными считаю проекты, направленные на изучение сложнейшей для учеников начальной школы темы «Время» на уроках окружающего мира, математики, во внеурочной деятельности (Кружок «Путешествие по реке Времени»)

Идея, понимание времени как развития, изменения очень важна для понимания сути многих физических, биологических, исторических и культурных явлений, закономерностей.

Отсутствие глубокого понимания этой идеи (на ее освоение в начальной школе отводится очень незначительное время) ведет, по мнению В. В. Степановой, к фрагментарности и деформированности формирующейся у ребенка картины мира.

Изучение времени начинается во втором классе с работы над проектами «Дневник» и «Календарь нашего класса», связанными с анализом событий прошедшего дня и наблюдениями за погодой (дети ведут дневники, в которых отмечают все изменения в своей жизни и жизни природы). Благодаря ежедневной работе в течение всего года дети приобретают ощущение, а затем и понимание того, что такое сутки, неделя, месяц, год.

Каждый день начинается с воспоминания, что самое интересное запомнилось из предыдущего, прожитого дня в школе. Дети зарисовывают события. Затем из страничек дневника «вырастает» календарь. Проходит 2-3 недели, листочки на классной доске накапливаются, пока кто-то из детей не догадывается объединить их к группы. Так рождается понятие «неделя». Затем мы начинаем наблюдать за луной, дети вечером зарисовывают изменение лунного диска. В классе вывешиваются рисунки, мы наглядно видим, как месяц растет, превращается в «половинку круга», затем появляется полный круг (полнолуние) и начинается уменьшение лунного диска. Дети мучаются над разрешением вопросов «Что происходит с Луной? Почему она каждый день меняется?». Ученики обращаются за помощью к родителям, открывают детские энциклопедии и справочники, пытаясь разобраться. Так, каждый день постепенно добавляется, накапливается, уточняется необходимая информация. Одновременно мы пытаемся замоделировать движение Луны вокруг Земли с помощью мячика (Луна) и фонаря, лампы (Солнце).

Наблюдения за изменением формы и размеров лунного диска на небе приводят детей к заключению, что мера времени «месяц» появилась не случайно, что она связана с лунным циклом. Становится понятным астрономическое значение слов «месяц» и «год» (12 месяцев).

Это проект, отражающий важнейшие события, происходящие в классе за каждый месяц, а также изменения погоды и фазы луны, учит детей анализировать события прошедшего дня, осознавать течение времени, наблюдать, фиксировать изменения и т.п.

Проект «Солнце». Параллельно в течение 2-ого года обучения идет наблюдение за Солнцем. С помощью гномона (шеста на подставке) мы измеряем длину тени в разное время дня (утром, в полдень, вечером), отмечаем относительно ориентиров изменение положения Солнца на небосводе в течение дня, изменение высоты Солнца над горизонтом.

Следующий проект вытекает из предыдущего «Смена времен года. Почему это происходит?» Дети задаются вопросом, с чем связано изменение времен года и пытаются найти ответ вместе с товарищами в группах. Ученики начинают строить модели Земли и Солнца из пластилина, выдвигают свои гипотезы, затем представляют работу группы, выступая вместе.

Наиболее важным считаю проект «Лента времени», в который вплетен проект «Родословная». Проект является личностно значимым для каждого ребенка и для каждой семьи. Кроме того, работа над данным проектом, способствует усвоению более длительных промежутков времени, которые невозможно пронаблюдать (десятилетие, век).

Дети вынуждены обращаться за информацией о своей семье к родителям и другим ближайшим родственникам. Вместе с родителями дети находят фотографии, семейные реликвии, связанные с жизнью людей ушедших поколений (прабабушки, прадедушки).

Обобщая информацию о жизни ближайших родственников, дети знакомятся с событиями, прошедшими через жизнь каждой семьи (Великая Отечественная война, трудные послевоенные годы, восстановление народного хозяйства страны, первый полет человека в космос и др.). Ближайший по времени ХХ век становится более зримым, понятным, эмоционально близким.

Создание ребенком генеалогического древа своей семьи носит, конечно, индивидуальный характер, но параллельно весь коллектив начинает выстраивать ось времени, или ленту времени. Минимальный отрезок времени на оси – год, 10 лет образуют десятилетие, десять десятилетий – столетие (век). Десять столетий – тысячелетие.

Каждый ребенок наносит на ленту времени события, связанные с его семьей. Затем время словно продолжает «двигаться вспять». Следующий, ХIХ век, знакомство с которым происходит через призму великих имен А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Дети находят из дополнительных источников информации подробности об их жизни и времени. Происходит погружение в культурное пространство того времени: важно выяснить, как люди одевались, передвигались, чем питались, какими вещами пользовались и мн.др. Огромное влияние на мировоззрение писателей и поэтов ХIХ века оказали события Отечественной войны 1812 года. Работа над этой темой очень важна с точки зрения дальнейшего изучения этого вопроса на уроках литературы и истории России в старших классах.

Следующий шаг: знакомство с первыми шагами человечества. Изучение отдельных страниц древнейшей истории дает представление о том, с чего все начиналось.

На ленте времени дети обозначают нужную дату, обозначают событие собственным рисунком, картинкой, условным значком.

Работа над проектом позволяет детям почувствовать связь времен, связь поколений, ощутить себя частью этого процесса, установить связи между предметами.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в процессе коллективной проектной деятельности складываются все формы взаимодействия, способы общения, или коммуникативная компетентность: умение слушать, понимать товарища; умение высказать свою позицию, отстаивать ее; умение договариваться, находить пути взаимодействия по реализации замысла, представления его сообществу одноклассников.

Дети убеждаются, что большинство практических заданий возможно выполнить только вместе, помогая друг другу, сотрудничая, договариваясь. Групповая работа учащихся на уроке становится насущной необходимостью: дети вынуждены объединяться с теми, чьи гипотезы они поддерживают, вместе ищут подтверждения, доказательства своей гипотезы, сопоставляют, сравнивают, делают выводы.


Показателем эффективности проектной деятельности и развития коммуникативных умений считаю высокий уровень мотивации у учащихся, активность, любознательность, широкий кругозор, самостоятельность, умение работать в группе, умение применять полученные знания на практике, доброжелательное отношение к людям.


Включенность в деятельность, владение знаково-символическими умениями дают возможность ребенку чувствовать себя субъектом учебного процесса, осознающим собственную деятельность на уроке, несущим ответственность за свой вклад в результат работы группы; - создающим новые способы деятельности в совместной групповой работе,

оценивающим свою деятельность, деятельность своей группы и работу коллег из других групп.

Обучающиеся в совместной работе овладевают ценностными установками культуры; находят способы эффективного взаимодействия в группе, способы самовыражения, возможности для передачи собственного представления. Развиваются исследовательские качества, интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности.


t1646639756aa.gif

ВЫВОДЫ

Проектная форма обучения в начальной школе имеет огромный потенциал для использования: она эффективна при вхождении в новую тему, а так же в момент обобщения пройденного материала; может быть использована во внеурочное время, в дополнительном образовании.


Занятия, выстроенные в форме работы над проектом, направлены на освоение систематических знаний. Ценность их состоит в том, что они в гораздо большей мере, чем классно-урочная форма, соответствуют механизмам деятельностного подхода, в рамках которого развиваются способности.

































Литература:

Степанова В.В., Толстых Н.Н. Роль коллективной деятельности и коллективных представлений в развитии интеллекта, личности и индивидуальности младшего школьника // Социальная психология в образовательном пространстве. – М.: МГППУ. 2013. –  С. 81-84.

Степанова В.В., Толстых А.В. Психолого-педагогические основы дошкольного и начального школьного образования (взгляд из 1996 года). – Самара: Центр эстетического воспитания РАО, 1997.

Степанова В.В. Становление письменной речи. Краткие методические рекомендации к программе "Росток" Смоленск - М. Универсум 2003 

Смирнова Е.О. Современная детская субкультура и ее последствия/ Консультативная психология и психотерапия, 2015, № 4 .

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др./ под ред. А.Б. Воронцова










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.