Конспект занятия в средней группе на тему «Мальчики и девочки спешат на помощь»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Коррекционная общеобразовательная начальная школа-детский сад»
Тема: « Мальчики и девочки спешат на помощь»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в средней группе
Макеева Галина Ивановна
Куса, 2014 г.
Цель:
Создание эмоционально приятной атмосферы в группе, формирование и закрепление представлений о сходстве и различии мальчиков и девочек.
Задачи:
Образовательные:
расширять гендерные представления у детей, закреплять знания детей о своей принадлежности к полу и его отличительных особенностях.
Развивающие:
развивать классификационные умения на примере предметов одежды, характере и поведении.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение быть внимательными друг к другу и окружающим.
Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Используемые материалы:
2 конверта с письмами от Эльфа;
воздушный шарик с лентами розового и синего цвета;
иллюстрации с изображением младенцев;
аудиозапись произведения «Цветы незабудки», мелодия для танца;
песенка в исполнении Юлии Степановой – Пинус к игре «Не скучай и попляши»;
песенка Кота Леопольда ;
панно сказочной страны Фей и Эльфов;
шапочки-маски пчел, шмелей, цветов;
кукла-колдунья Клякса Малякса;
коробочка с заданиями;
куклы Миша и Маша с одеждой;
цветок с отрывными лепестками
игрушка-сердце.
Методы и приемы:
Словесные – рассказ воспитателя, речевая ситуация, художественное слово, ситуативные вопросы, отгадывание загадок.
Практические –дидактическая игра, подвижные игры.
Наглядные – рассматривание иллюстраций, панно сказочного леса.
Предварительная работа:
заучивание приветствия «Весело шагают девчонки и мальчишки»;
беседа на тему «Мы девочки и мальчики»;
дидактические игры:
«Подбери одежду для девочек (мальчиков)»;
«Где чьи инструменты»;
«Подбери головной убор»;
«Что лишнее»;
«Одень куклу Машу»;
прослушивание песни «Из чего же?» слова Халемского Я., музыка Чичикова Ю.;
чтение сказки «Дюймовочка» Г-Х Андерсен;
рассматривание иллюстраций «Феи и Эльфы»;
раскрашивание сказочных персонажей из серии «Феи в волшебном лесу».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель приглашает детей:
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг!
Приветствие:
Весело шагают девчонки и мальчишки,
Друга выбирают наши ребятишки.
Здравствуй, здравствуй, милый друг,
Оглянись скорей вокруг.
Здравствуй, здравствуй, улыбнись,
И друг другу поклонись.
(дети шагают на месте, проговаривают слова, кланяются друг другу)
Воспитатель: Ребята, у нас в группе необычная ситуация. Рано утром нашу группу посетил сказочный Эльф и оставил вам письмо (приложение1). Так как это письмо для вас, я не стала его вскрывать, мы сделаем это вместе (открываем и читаем письмо)
Текст письма: Просим помощи, просим помощи! Злая колдунья Клякса Малякса перепутала все в нашей стране и мы, маленькие Феи и Эльфы, забыли кто же из нас девочки, а кто мальчики.
Воспитатель: это призыв о помощи. И если кто-то просит помощи, нужно ее оказать. А вы готовы отправиться на помощь к жителям волшебной, сказочной страны?
(ответы детей)
Я предлагаю отправиться в их страну на воздушном шаре (приложение №2).
Воспитатель: я предлагаю девочкам взять красную ленту, а мальчикам синию. А знаете почему?
(ответы детей)
Воспитатель берет картинку с изображением младенцев (приложение 3) и произносит текст:
Когда у мамы рождается девочка, она пеленает ее в розовое одеяльце и перевязывает розовым (красным) бантом. А когда рождается мальчик, то пеленает его в синее одеяльце и перевязывает синим бантом.
Ну что, готовы? Занимайте места на нашем воздушном шаре (девочки берут красные ленты, мальчики – синие). Идут по кругу дробным шагом, проговаривают:
Здравствуй, здравствуй солнышко,
Ярче нам свети.
Помогай нам солнышко,
Крепнуть на пути.
Воспитатель: мы с вами удачно приземлились, чувствуете землю под ногами? Интересно где мы?
(ответы детей)
Мы подошли к долине Тишины (приложение 4). Здесь живут Феи и Эльфы, которые охраняют сон цветов. Садитесь вокруг цветов. Мы должны притаиться и помолчать. Маленькие Феи и Эльфы должны привыкнуть к нам (звучит аудиозапись спокойной музыки «Цветы незабудки»), а потом предлагает поиграть в игру.
Проводится подвижная игра «Цветы и пчёлы».
Педагог предлагает детям распределиться на две команды — девочек и мальчиков. Педагог договаривается с ними о том, что девочки будут изображать пчелок, а мальчики — цветы. (Надевают шапочки-маски) (приложение 5). Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: «в-з-з-з-з». Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки. По сигналу педагога дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж...», а девочки изображают красивые цветы.
Воспитатель: А кто это нас встречает? (обращает внимание на грустного Эльфа и письмо под цветком) (приложение 6).
(ответы детей)
У Эльфа под цветком конверт с письмом: В нашей стране царили мир, согласие и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, девочки добрые и заботливые. Все жили дружно и весело и никогда не ссорились. Но вот злая колдунья пошутила над нами и все перепутала. И сказала, что навести порядок и расколдовать сказочных человечков могут только мальчики и девочки с добрым сердцем. А для этого она приготовила задания, которые вы должны выполнить без ошибок. И только тогда она расколдует маленьких жителей сказочной страны Фей и Эльфов.
Звучит смех и появляется Клякса Малякса (приложение 7) с волшебной коробочкой (приложение 8) и предлагает выполнить задания.
Первое задание:
Загадки
У неё косички, длинные реснички,
Юбочка с воланами, платьице с карманами.
Кто же это: белочка, мальчик или девочка?
(ответы детей)
- А почему вы так решили?
(ответы детей)
-Молодцы! Правильно!
У кого на курточке
Пять карманов или шесть.
Носовой платок – не знаю,
А рогатка точно есть.
Авторучка, батарейки, ремешки от телогрейки,
Кто же это: робот, мальчик или девочка?
(ответы детей)
- А почему вы так решили?
(ответы детей)
-Молодцы! Правильно!
Второе задание:
Воспитатель:
(от имени Кляксы Маляксы)
-А сейчас я предлагаю вам встать в круг и ответить на вопросы:
-Кто из наших мальчиков самый высокий?
- Кто из наших девочек самая высокая?
- Кто из мальчиков низкого роста?
- Кто из девочек низкого роста?
- У кого самые темные (светлые), вьющиеся волосы?
- У кого на голове есть бант (два банта), заколки, резинки?
- Кто носит платья, сарафаны, юбки?
- Какую обувь носят девочки?
-Какую обувь носят мальчики?
В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети смогли убедиться и убедить Кляксу Маляксу в том, что в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие». Все люди отличаются друг от друга.
Игра «Мы — разные»
Третье задание:
Воспитатель:
(от имени Кляксы Маляксы)
-А сейчас я предлагаю одеть правильно куклу мальчика и куклу девочку.
Дети берут одежду и классифицируют её, обсуждают правильность выбора, одевают кукол.
Игра «Наряди Машу и Мишу» (приложение 9).
Четвертое задание:
Воспитатель:
(от имени Кляксы Маляксы)
-Ребята, у меня для вас приготовлены еще интересные задания. Посмотрите на картинки и объясните, почему надо поступать так, а не иначе (приложение 10).
1. Мальчик уступает дорогу девочке.
2. Мальчик уступает место девочке за столом.
3. При выходе из автобуса мужчина подает руку женщине.
4. Мальчики и девочки всегда должны жить дружно.
5. Мальчик помогает нести сумку девочке.
6. Мальчик дарит цветы.
Ответы детей
Молодцы ребята, всё правильно сказали - вы настоящие, верные друзья!
Пятое задание:
Воспитатель:
(от имени Кляксы Маляксы)
-А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете веселиться
В ходе игры девочки приглашают потанцевать только мальчиков, а мальчики – только девочек.
-Молодцы, повеселили Кляксу Маляксу!
Подвижная игра «Не скучай и попляши»
Шестое задание:
Воспитатель:
(от имени Кляксы Маляксы)
Игра «Волшебный цветок» (приложение 11).
Я предлагаю собрать «Цветок», но для этого нужно каждому взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества мальчиков – сильный, смелый, ловкий, храбрый, умелый и девочек – аккуратная, нежная, ласковая, слабая, заботливая; соединяют лепестки с серединкой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
(от имени Кляксы Маляксы)
- Молодцы, ребята, порадовали Кляксу Маляксу, со всеми заданиями справились и мое злое сердце превратилось в доброе, и все Эльфы и Феи снова превратились в настоящих девочек и мальчиков (достает сердечко).
Это сердечко доброе потому, что тот, кто берет его в руки, может говорить другому человеку только добрые, хорошие слова и пожелания. Давайте сделаем большой круг, посмотрим друг – другу в глаза и скажем хорошие, добрые слова (звучит песенка Кота Леопольда)
Игра «Пожелание».
Дети становятся в круг, дарят друг другу игрушку-сердечко (приложение 12) и говорят пожелания: «Я желаю тебе…
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень теплые, добрые слова вы сказали друг другу. А такие слова говорят только настоящие друзья – щедрые, смелые, сильные! Давайте будем и дальше крепко дружить и помогать всем, кто попал в беду!
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими героями и в путь. Занимаем места на нашем воздушном шаре.
Используемая литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник игр) http://www.maam.ru
Игры-беседы по гендерному воспитанию http://sadskazkaluchegorsk.jimdo.com
Большая книга раскрасок «Феи в волшебном лесу», художник Л.Двинина.- М.:Астрель; СПб.: Сова, 2011.