12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скрипкина Ирина31
2

Статья на тему «Формирование патриотического отношения к малой Родине»

Скрипкина Ирина Владимировна

учитель начальных классов,

высшая категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1

г.Красный Сулин

Ростовской области

Формирование патриотического отношения к малой Родине.

Тезисы:

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Формы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников чувства любви к своему родному краю (из опыта работы).

3. Воспитание патриотического отношения к малой родине через изучение регионального курса краеведческого характера «Доноведение» (авторский коллектив педагогов под руководством Е.Ю.Сухаревской).

4. Цели и задачи патриотического воспитания на основе регионального компонента.

 

Патриотическое отношение к Родине, по мнению известного психолога П.И.Пидкасистого - это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к её людям, с которыми он проживает события жизни, говорит на родном языке. [1 ]

Глубокое патриотическое чувство формируется в ходе всей жизни человека, но в младшем школьном возрасте требует специальных условий.

О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится другой и современная система развития российской школы: в центре её – формирование духовно богатой, высоконравственной образованной и творческой личности. Восстанавливается важнейшая функция школы – воспитательно - образовательная и патриотическая. И это учитывается в ФГОС начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [2]

Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности. Патриотическое воспитание по- прежнему сохраняет свою актуальность. Это связано, прежде всего, с тем, что в СМИ содержится огромное количество отрицательной информации, подрывающей веру и любовь к своему народу.

Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших граждан, объяснение добра и зла, сформированное представление о значимости России и ценности нашей малой Родины. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершить подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны. Патриотизм основан на многовековых традициях и многочисленных устоев своей страны. Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика.

Для детей младшего школьного возраста воспитание патриотизма должно осуществляться в занимательной и игровой форме.

В своей работе по формированию патриотизма, я использую такие формы воспитания

как: тематические классные часы («Государственные символы России», «Что значит Родину любить»), различные деловые игры, викторины («Знаешь ли ты свой город?»), коллективные творческие дела («Улица на которой я живу», «Кормушки»), выставки рисунков («Мой любимый Красный Сулин»), конкурсы сочинений (на тему «Мой любымый город»), выездные экскурсии ( по местам боевой славы, достопримечательности города и района, краеведческие музеи). Много различных мероприятий, связанных с историей и бытом казачества. Это и праздник Покрова, Святки на Дону и семейные посиделки. Творческие дела («Письма доброты», тематические концертные программы), праздничные встречи с ветеранами, с пожилыми людьми, которые во время ВОВ маленькими детьми жили в оккупированном фашистами городе Красный Сулин, ветеранами тыла и просто с одинокими пожилыми людьми из социального центра. Эти встречи проходят «со слезами на глазах» и оставляют неизгладимый след в душах ребят и взрослых. С первого класса создаем совместно с родителями архив «Спасибо деду за Победу». Это вообще отдельная страничка в нашем творчестве: сбор информации, встречи с родственниками, поиск документов, изучение фотоальбомов, семейных писем и дневников, запросы в архивы разных городов, создание презентаций и публичные выступления.

Участие в этом процессе семьи, где воспитывается ребенок, немаловажно, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их родные совершали героические подвиги, служа и защищая Отчизну во время войны. Необходимо чаще рассказывать детям об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен ВОВ.

В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию использую:

-родительские собрания гражданско- патриотической направленности;

-помощь родителей в организации внеклассных мероприятий;

-привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

-совместные внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы, экскурсии).

Ежегодно участвуем в районной – научно-практической конференции «Юный исследователь » Красносулинского филиала ДАНЮИ с исследовательскими работами по краеведению. Рассказывая о своих родных, ребята проникаются чувством глубокого уважения к ним, их труду, служению своей семье, своему народу.

Становление патриотического отношения к малой родине, безусловно, способствует создание и реализация региональных программ краеведческого характера. В нашем Красносулинском районе учителя единодушно пришли к выводу о том, что идея патриотического воспитания путем изучения истории и культуры родного края удачно представлена в содержании интегрированного курса «Доноведение» авторским коллективом педагогов под руководством Е.Ю.Сухаревской. [3]

В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

Я и окружающий мир,

Природа Донского края,

Человек и природа,

Жизнь на Дону,

Яркие страницы истории земли Донской.

Целью курса предусмотрено формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно- нравственное, гражданско- патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Ростовской области.

Для успешного изучения курса перед нами учителями начальных классов встает задача: найти эффективные средства достижения поставленной цели.

Приступая к реализации, главным в работе считаю следующее:

-формирование патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к этнокультурному наследию родного края;

- становление духовно-нравственных качеств младших школьников;

- развитие творческой личности ребёнка в процессе осуществления его речевой, трудовой и эстетической деятельности;

- воспитание положительных привычек учащихся начальных классов в организации ими собственного досуга.

При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Я использую следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой); - командные игры, когда класс делится на две команды. Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом).

Большую роль в формировании патриотического отношения к своему родному краю играет отбор учебного содержания. Ученики читают и слушают легенды, рассказы, стихотворения о родном городе и области. Художественные и научно-познавательные тексты способствуют развитию у школьников эмоциональной отзывчивости, сопереживания, восхищения подвигами и достойной жизнью своих земляков, родившихся и живших в нашем городе и районе. Этот раздел помогает учащимся увидеть, что люди, достойные уважения и восхищения, могут жить совсем рядом- на соседней улице, в соседнем доме, может быть, в собственной семье, что позволяет формировать образ сулинца - настоящего гражданина своей Родины. Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к окружающему миру-малой родине и людям, жившим и проживающим сегодня на сулинской земле. Каждая встреча с малой родиной, основанная на литературно-краеведческом материале, несомненно, оставляет неизгладимый след в душе ученика.

Очень важно, при решении задач патриотического воспитания выстраивать свою работу на основании следующих условий индивидуальных особенностей младших школьников:

- воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;

- к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;

-учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;

-разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.

Каждому учителю нужно принять во внимание основные направления работы, которые ведутся в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма на занятиях внеурочной деятельности курса «Доноведение». Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – родного дома, улицы, где он проживает. Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, предлагаю придерживаться следующих советов:

- необходимо часто обращать внимание ребенка на красоты родного края;

-вместе с детьми принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего двора;

- постоянно расширять кругозор своих детей;

- часто читать интересные книги о родном крае, его героях, о традициях, культуре своего народа.

-необходимо учить детей адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих.

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно- нравственных представлений. И очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.

Считаю, что описанный выше опыт патриотического воспитания младших школьников, применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание организационно-педагогических условий позволяют обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания учащихся начальной школы, достичь положительных результатов.

Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных задач современной школы. Но планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи могут дать положительные результаты, стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 

[1 ]-П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. .

[2]-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

[3] -ДОНОВЕДЕНИЕ (внеурочная деятельность)

ПРОГРАММА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1- 4 КЛАССЫ

Авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.