Урок истории для 7 класса «Искусство возрождения в Европе»
Тема
ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ
7 класс
Задачи урока: Образовательные:
сформировать представление об эпохе Возрождения, создавшей новую культуру, главной ценностью которой был человек; дать учащимся общее представление о развитии культуры Возрождения в XV-XVI вв. в Италии;
уяснить взаимозависимость культуры, социально-экономических и политических факторов;
раскрыть особенности Возрождения как переходного периода от средневековой культуры к культуре нового времени;
познакомить учащихся с биографиями и творчеством великих мастеров эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело;
учить презентовать результаты своего творческого труда;
Развивающие:
развивать творческие способности в поисково–исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
развивать духовный мир, формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на произведения искусства;
развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах;
развивать умения работать с таблицей, иллюстрациями и текстом учебника;
формирование общекультурной компетенции учащихся средствами живописи, архитектуры и скульптуры;
Воспитательные:
выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно–ценностные ориентиры;
воспитывать уважение к творчеству великих деятелей культуры;
воспитывать у школьников чувство прекрасного,
нравственного идеала на примере произведений Леонардо
да Винчи, Рафаэля и Микеланджело;
Основные понятия: гуманизм, культура, античная культура, Ренессанс (Возрождение), идеал.
Ожидаемые результаты
После этого урока учащиеся смогут:
определять условия и состояние развития культуры в XV-XVI вв. в
Италии на основе анализа домашних проектов;
объяснять, почему эпоху Возрождения называют Ренессансом;
называть особенности эпохи Возрождения;
объяснять, что такое гуманизм, античная культура, Ренессанс
(Возрождение), идеал ;
называть имена выдающихся деятелей эпохи Высокого Возрождения;
распознавать и описывать выдающиеся шедевры эпохи Возрождения;
презентовать результаты деятельности домашних групп (проекты);
формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения нового учебного материала
Форма урока: урок - проект
Оборудование: репродукции картин художников Великого Возрождения, мультимедийное оборудование, проекты учащихся, тестовые задания, «Древо знаний», карточки с основными понятиями по теме.
Структура урока
I. Оргмомент. Рефлексия настроения. – 1 мин.
II. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
III.Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов – 2 мин.
IV. Изучение нового материала (объяснения учителя и презентация проектов) - 22 мин.
V. Систематизация и обобщение знаний и умений - 7 мин.
VI. Итоги урока – 3 мин.
VII. Инструктаж по домашнему заданию – 2 мин.
VIII. Проверка знаний и умений – 6 мин.
План урока
1. Характеристика эпохи Возрождения.
2. Титаны Возрождения
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Микеланджело Буанорроти
Ход работы
Оргмомент. Рефлексия настроения.
Учитель: Сегодня наш урок мы проведём в форме презентации
домашних проектов 3 творческих групп, которые в течении 2-х
недель знакомились с творчеством выдающихся деятелей искусства
Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: хотя ученые с каждым годом все больше узнают о былых временах, это не значит, что в истории не осталось ничего загадочного. Например, о том, что происходило в жизни европейцев в Х1-в начале XVI, до сих пор представляется чудом, как бы подробно ни изучали это явление разные специалисты. До того река искусства текла себе во времени плавно и не спешила. И вдруг - словно открылись невидимые шлюзы, и искусство хлынуло на Европу сплошным потоком, особенно мощным в Италии. Впервые зрители, разглядывая работы художников, увидели «настоящее» -самих себя и то, что их окружало. А искусство ненадолго стало частью повседневной жизни. Это была пора, когда по соседству друг с другом жило столько незаурядных личностей, что их хватило бы на несколько столетий.
Это удивительное время продолжалось меньше полутора столетий, но оказалось столь насыщенным, что его назвали Эпохой- эпохой Возрождения, или Ренессансом. О том, что происходило тогда в итальянском искусстве и почему с ним связали слово возрождение, нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.
Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов.
Учитель: Итак, откройте тетради и запишите тему урока «Искусство Возрождения в Европе».
Сегодня нам предстоит выполнить большой объем работы:
расширить свои знания об эпохе Возрождения;
уяснить смысл идейной основы Ренессанса-гуманизма;
познакомиться с творчеством выдающихся деятелей - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело;
презентовать результаты деятельности домашних групп (проекты).
А удалось ли нам выполнить все поставленные задачи покажет нам «Древо знаний»: если оно даст плоды, значит, своей цели мы добились.
IV. Изучение нового материала
1. Характеристика эпохи Возрождения.
Учитель: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины» - это начало «Божественной комедии» Данте, написанной им в XIV в. Примерно так почувствовали себя к тому времени европейцы. «Путь», который они прошли, - предыдущие несколько столетий - известен в мировой истории как средние века. Средневековье и было этим «Сумрачным лесом», когда свирепствовала инквизиция, господствовало учение, согласно которому человек являлся игрушкой в руках Бога, когда люди были погружены в свои мысли.
В XIII веке европейцы начали выходить из своих раздумий, а к XV веку очнулись окончательно. Они выросли из средних веков, как вырастает из одежды человек, прибавляющий в росте. Люди увидели, что вокруг мир - яркий, огромный, красивый, как летний луг. И люди сначала постояли с краю, а потом пошли по этому лугу жизни, наслаждаясь им, исследуя его на каждом шагу, совершая открытия. А попутно они старались нарисовать его, вылепить, по-новому застроить, так что каждый их шаг остался жить в искусстве.
То, что тогда произошло, и называется Ренессансом (Возрождением). Это было временем утверждения преемственности великой античной культуры. Итальянцы считали, что древние римляне и греки знали толк в искусстве, науках, красоте. Но тут вклинились эти средние века и - «распалась связь времен», как сказал Шекспир. Итальянцы решили восстановить эту прямую связь с Древним Римом, на месте которого и выросла Италия и выступили под лозунгом восстановления античной культуры, ее возрождения. Так появился термин «возрождение».
Итак, запишите в тетрадь новое понятие Возрождение (Ренессанс) - эпоха расцвета наук и искусств в Европе.
Учитель: Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма.
• Давайте вспомним, что такое гуманизм. А для этого откройте учебник и прочитайте пункт №1 (§12) А чтобы вы работали более внимательно, каждая группа должна заполнить «Лист опроса «Возрождение»
Дайте определение. Возрождение – это…
Хронологические рамки эпохи Возрождения?
Родина Возрождения?
Характерные черты эпохи Возрождения (не менее 5).
Виды искусства, получившие развитие в эпоху Возрождения.
Почему эпоху Возрождения называют Ренессансом? Откуда пришло это слово?
В каких государствах Ренессанс нашёл распространение?
Гуманизм – это…
Почему родиной Возрождения стала именно Италия? (ответы учащихся)
• Итак, мы можем сделать вывод, что в XV в. первенство Италии в Европе было неоспоримым. Англия вела губительную войну Алой и Белой Роз. В Германии шли не менее жестокие войны. В Италии процесс общественного развития проходил иначе: во многих городах была установлена республика; здесь процветала торговля, привлекавшая капиталы. В отношениях с соседями на первый план вышла дипломатия. Заметную роль в культурной жизни тогдашней Италии играли меценаты, которые хотели у себя во дворцах иметь красивые произведения искусств.
Именно здесь, в Италии, жили и творили великие мастера, воплотившие в своих произведениях идеи гуманизма - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Давайте немного пофантазируем и вернемся на несколько веков назад, а также посетим самые знаменитые музеи мира. А сделать мы это сможем благодаря вашим проектам, которые подготовили ваши группы.
2. Титаны Возрождения
Учитель: Прежде, чем мы начнём знакомиться с творчеством великих мастеров эпохи Возрождения, каждая группа получит своё задание. А после того, как все группы презентуют свои домашние проекты, мы проверим результаты выполнения заданий. Итак,
1-я группа должна на каждого титана Возрождения составить синквейн;
2-я группа должна заполнить таблицу «Мастера и шедевры»
Леонардо да Винчи |
Рафаэль |
Микеланджело |
|
Годы жизни |
|||
В какой сфере деятельности проявил свои таланты? |
|||
Названия шедевров |
3 – я группа должна составить заметку в газету «Творчество выдающихся деятелей эпохи Возрождения».
Работа 1-й группы.
См. Приложение 3. Леонардо да Винчи
Слайд 1.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Учащийся №1. Это было более 500 лет назад. Жители итальянского города Милана попрятались по домам. На улицах бесчинствуют захватчики-французы, грабят лавки, разбивают винные погреба. Вот они врываются на площадь и останавливаются пораженные.
- Вот это великан! - восклицает один из них. - Я бывал в Риме и во Франции, но не видел подобного чуда!
На высоком постаменте словно летит вперед в мощном разбеге огромный конь. Кажется, будто грудь его дышит тяжело и напряженно. Всадник в латах надменно глядит поверх головы иноземцев.
- «Франческо Сфорца», - читают французы - Герцог Сфорца! Враг Франции! - И в воздухе свистят копья. От великана и его коня отваливаются куски.
Так в 1499 году была разрушена модель статуи. Наследники герцога Франческо Сфорца не успели отлить статую из бронзы: надвигалась война, и бронза ушла на литье пушек. Современники утверждали, что в мире не было произведения, столь же прекрасного и могучего.
Статую создал итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий скульптор, художник, архитектор, писатель. Но он был также и великим ученым: физиологом и ботаником, механиком и математиком, инженером и астрономом.
Слайд 2.
Ученик №2: По свидетельству современников, Леонардо был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Одевался щегольски, носил красный плащ, доходивший до колен, хотя тогда в моде были длинные одежды. До середины груди ниспадала его прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная. Он был обворожителен в беседе и привлекал к себе человеческие сердца.
Даже когда он сравнительно мало зарабатывал, всегда держал лошадей, которых любил больше всех других животных.
Слайды 3 - 5
До нас дошло около 7 тыс. страниц, покрытых записями или рисунками Леонардо. Все дело в том, что он писал справа налево, так что читать его труды нужно в зеркале. Да, эти манускрипты - подлинное чудо. Что только не изобрел Леонардо: и прядильные механизмы, токарные станки, экскаватор, литейный цех, гидравлические машины, приспособления для водолазов. Это для общей пользы. А вот и для вреда: гигантский самострел, разрывные снаряды и даже удушливые пары.
Ученик №3: Леонардо да Винчи жил в трудное и далекое от нас время. Многие его творения остались незаконченными или погибли во время войн или по небрежности владельцев, из-за преследований церкви или смены правительств. Но и то, что дошло до нас, поражает высоким мастерством и глубиной мысли.
Слайд 6.
Пострадала (на этот раз от сырости) одна из величайших работ Леонардо - фреска «Тайная вечеря»
Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Сайта Мария деле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызывало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и ...солдаты Бонапарта. После занятия Милана француза в 1796 г.трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.
Даже в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление.
На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. Преследуемый врагами Христос тайно встречается за ужином (вечерей) со своими ближайшими учениками, дает им наставления и затем произносит пророческие слова: «Один из вас предаст меня». Все поражены и стараются угадать имя предателя. И Леонардо показал, как по-разному выражаются чувства людей, придал каждому характерный облик и движение.
Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опушенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос-центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны - и в этом глубокий смысл показанной драмы.
Слайд 7.
Ученица №4: В начале XX века полоумный итальянец похитил из знаменитого Квадратного зала парижского Лувра другой шедевр Леонардо да Винчи «Джоконду», чтобы вернуть его в Италию и там каждый день одному любоваться им, - и эта пропажа была воспринята как подлинная трагедия для искусства. А какое ликование вызвало затем возвращение «Джоконды» в Лувр! Эта картина и слава ее - очевидно, ровесницы. Глядя на этот шедевр испытываешь некое новое высшее наслаждение, и кажется, что сама жизнь не может быть иной. Это и есть магия великого реалистического искусства Высокого Возрождения. Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой» в неустанном стремлении добиться «совершенства над совершенством», и, кажется, он достиг этого.
Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. Все живет и трепещет в фигуре Моно Лизы, она подлинна, как сама жизнь. А на лице ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой, действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом. Что означают они, этот взгляд и эта улыбка? Много писалось об этом, но каждый, кто почувствует на себе их воздействие, откроет в них нечто новое и разительное. Мы видим в них и мудрость, и лукавство, и высокомерие, знание какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия.
Учитель: Прослушав содержательный рассказ учащихся группы №1, можно сделать вывод, что на исходе средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации. И все это-Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он определил свое время на несколько веков вперед. Великий Леонардо-символ безграничных устремлений человеческого разума.
Имена гениев Высокого Возрождения записаны «золотыми» буквами в мировую историю. И одним из них был Рафаель Санти, о короткой, но яркой жизни которого расскажут учащиеся группы №2.
Работа 2-й группы.
См. Приложение 3. Рафаэль Санти
Слайд 1.
Рафаэль Санти
Ученик №1: С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело-мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии.
Слайд 2.
Родился Рафаэль в маленьком итальянском городке Урбино. Его отец, мастер Санти, писал изображения святых для церквей, он и стал первым учителем Рафаэля. Другим учителем мальчика была природа родной Умбрии, ее мягкие пейзажи, овеянные дымкой. Рафаэль рано осиротел, жил в бедности. Ему помогали видные живописцы, которые угадали в подростке огромное дарование.
Слайд 3.
Ему не было 20 лет, когда он создал картину «Мадонна Конестабиле». Мадонна изображена на фоне умбрийского пейзажа. Необычно привлекает задумчивость прекрасных живых лиц матери и ребенка, листающего книгу.
Слайд 4.
Ученик №2: Рафаэлю уже нечего было делать в учениках. Он переехал во Флоренцию, где тогда трудились Леонардо да Винчи и Микеланджело.
В кипучей флорентийской жизни Рафаэль Санти нашел много друзей. Он увидел великие образцы искусства, но учась у всех, он не подрожал никому.
Слайд 5.
Рафаэль создал «Мадонну дель Грандука», «Мадонну со щеглами»-изображения молодых матерей, не святых, а живых и простых женщин - ласковых, любящих. Эта смелость и новизна поражали его современников. Владелец одной из рафаэловских мадонн брал ее с собой даже в походы. Когда папа римский Юлий II вызвал 25-летнего Рафаэля к себе в Ватикан и поручил ему роспись парадных зал-это было весьма почетной задачей.
Слайд 6.
Ученик №3: Духовенство ждало, что молодой живописец прославит своим искусством католическую церковь. Но Рафаэль поступил иначе: прославил своей кистью не святых, а Человека-гения.
В «Афинской школе» создал фигуры величайших мыслителей древности-Аристотеля, Платона в окружении других знаменитых философов и ученых античности (Архимеда, Сократа, Диогена и др.)
Рафаэль был не просто великим живописцем, но и превосходным архитектором. «В мечтах своих, - писал он, я думаю о будущем! Я желал бы воскресить чудные формы античных сооружений».
Он украсил «вечный город»-Рим дворцами, церквами, виллами. Эта работа требовала нечеловеческих сил и напряжений - здоровье Рафаэля было подорвано. Он умер 37 лет от роду.
Слайды 7 – 9.
Ученик №4: Новый идеал (образен) человека, рожденный эпохой Возрождения требовал особого изображения. Телесная красота считалась обязательным выражением красоты душевной (духовной). Познакомился с таким шедевром - «Сикстинской мадонной».
В «Сикстинской мадонне» с громадной силой в одном образе прекрасной женщины -матери изображен тот идеал возвышенной красоты, о котором мечтали поэты, философы той эпохи.
... Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое - свое дитя. Она знает о грядущих страданиях, ожидавших ее сына, оттого стал таким невидящим взгляд ее больших, широко открытых глаз.
В ней чистота и сила, удивительная простота. Это самая человечная женщина - мать из всех когда - либо созданных художником.
Учитель: Жизнь Рафаэля была короткой, легкой, полной успехов и всеобщего признания. Он создал за 20 лет бурной деятельности большое количество живописных произведений. Глубокая любовь к людям, красота и совершенство творений Рафаэля сделали его искусство бессмертным.
Итак, воспитание образованной, творческой личности - одна из главнейших задач нашего времени. Но если более глубоко изучить эту проблему, то окажется, что ею занимались даже в эпоху Возрождения. Чтобы в этом убедиться, давайте послушаем участников группы №3.
Работа 3-й группы.
См. Приложение 3. Микеланджело
Слайд 1.
Микеланджело Буанорроти (1475-1564)
Слайд 2.
Ученик №1: В конце XI в. Лоренцо Медичи, правитель Флоренции, среди зелени своего обширного парка устроил школу для одаренных юношей.
Детей было много. Но особенно всех поразил 14 - летний Микеланджело, впервые взявший в руки резец и высекший из куска мрамора точное подобие головы античной статуи.
Ученик №2: Микеланджело живет во дворце среди выдающихся ученых и писателей. Он увлекается историей, философией, поэзией, много читает, рисует. Первые статуи Микеланджело - это герои мифов. Но у молодого скульптора есть мечта - создать прекрасную статую для своей Флоренции.
У городского собора лежала гигантская глыба мрамора высотой более 5 метров. Какой - то неумелый скульптор испортил ее, пробив огромную дыру. Лучше мастера, даже Леонардо да Винчи, отказались делать скульптуру из искалеченного мрамора. Глыбу уже собрались распилить на куски, но 26 - летний Микеланджело сумел в этом камне увидеть свое будущее творение. Через 3 года статуя была готова.
Слайд 3.
Ученик №3: Это был иудейский мальчик Давид, победивший в единоборстве врага своей родины великана Голиафа. Скульптор показал своего героя в момент, когда тот приготовился к битве: брови его сдвинуты, ноздри широко раздуты, широко раскрытыми глазами он смотрит на великана, сжимая пращу. Обнаженное тело юноши прекрасно не только своими совершенными пропорциями, но и выражением силы, смелости, отваги. В своем «Давиде» Микеланджело прежде всего воплощает идеал доблестного защитника отечества.
Скульптор создал множество произведений. В отличие от других мастеров, он без помощников, своими руками рубил мрамор.
Слайд 4.
Ученик №4: Всем своим искусством Микеланджело хочет показать, что самое красивое в природе - это человеческая фигура и что внешняя красота есть выражение красоты духовной.
Не меньшую известность принесли Микланджело другие скульптурные композиции, в частности, в капелле Медичи. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» весьма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем.
Слайд 5.
Эти трагические настроения звучат в стихотворении последнего титана Возрождения, написанном от имени его же скульптуры «Ночь»:
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать - удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Слайд 6.
Ученик №5: Другая, более поздняя, знаменитейшая статуя Микеланджело «Моисей» -это колоссальная мраморная фигура. Главное ее очарование заключается в художественном противоречии между внутренним огнем и внешним спокойствием, которое художник передал с неподражаемым мастерством.
Ученик №6: Современники называли Микеланджело «единственным скульптором, превосходнейшим архитектором и величайшим живописцем».
Слайды 7 -10.
Гений Возрождения создал изумительную роспись (600 м2) с Сикстинской капелле - знаменитой церкви во дворце римских пап. Более четырех лет труда, требовавшего почти сверхчеловеческого духовного и физического напряжения.
Наглядное представление об этом дают такие саркастические стихи Микеланджело:
Я получил за труд лишь зоб, хворобу
Да подбородком вклинился в утробу;
... Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода.
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в оболочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
4 года он работал, лежа на высоких подмостках, с запрокинутой головой. Его зрение тогда очень сильно пострадало.
Микеланджело воссоздал легенду о сотворении мира. Роспись эта - торжественный гимн творческой мощи и красоте свободного человека.
Слайд 11 – 13.
Ученик №7: Микеланджело - один из величайших архитекторов своего времени. Строительство колоссального собора св. Петра - главного в Риме - велось несколькими поколениями архитекторов, но завершить его оказалось под силу лишь Микеланджело. Его зодческим гением был создан колоссальный купол над центральной частью храма. Внутри он кажется легким и пронизанным светом, покоряющее прекрасным. Купол собора царит над всем Вечным городом, над бесчисленными архитектурными памятниками, которыми так богат Рим.
Учитель: Спасибо, ребята. Своими интересными сообщениями вы сумели нас убедить, что для развития творческого потенциала личности необходимо самому совершенствоваться. «Успех приходит к тому, кто много трудится».
IV. Систематизация и обобщение знаний и умений
Учитель: Итак, ребята, сейчас мы посмотрим на сколько же вы трудолюбивы, насколько вы стремитесь к самосовершенству, саморазвитию. Наступило время ознакомиться с результатами выполнения творческого задания, которое получила каждая группа в начале урока.
Учитель: Следующий вид работы покажет насколько хорошо вы усвоили новый материал после такой плодотворной подготовки к уроку (презентация проектов), выполнения творческих заданий каждой группой. Давайте представим себя экспертами искусства эпохи Возрождения и попробуем определить, кто автор изображённых шедевров. (Выполнение тестового задания).
V. Итоги урока
Учитель: Сегодня мы лишь прикоснулись к творчеству великих гениев, к их трагическим и необыкновенным жизням. Надеюсь, что их творчество всегда будет сопровождать вас в жизни, потому что рассматривая эти творения, вы всякий раз будете находить что - то новое - в этом великое их волшебство, их тайна.
Знаете, ребята, если вы внимательно просмотрели и прослушали все то, о чем говорилось на уроке, то поняли, что все эти гении Высокого Возрождения очень много и упорно работали, что они выполняли все задачи, которые перед собой ставили.
Выясним, а все ли поставленные в начале урока задачи, мы выполнили. (Возвращаются к «Древу знаний», выставление оценок).
VII. Инструктаж по домашнему заданию: проработать текст §12, выучить термины; подготовить сообщения о деятелях Северного Возрождения.
VIII. Проверка знаний и умений
Что было наиболее удачным на уроке?
Кого из детей вы хотели бы отметить?
Что нужно сделать, чтобы было лучше? И начнем с того, что сами у себя спросим:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился:…
У меня получилось …
Меня удивило …
Урок мне дал для жизни …
Мне захотелось…
Мне понравилась ваша работа на уроке.
Учитывая ваши предложения, хочу выставить за работу на уроке следующие оценки …
/data/files/h1481564134.ppt (Рафаэль Санти)
/data/files/c1481564217.ppt (Леонардо да Винчи)
/data/files/j1481564371.ppt (Микеланджело)
Аладышева Татьяна Петровна
Аверкиева Елена Александровна