Урок русского языка в 1 классе «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после мягких и твёрдых согласных звуков»
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ
ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Цели деятельности педагога: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения кругозора, развития чувства товарищества.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают правила обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; умеют выполнять звуковой анализ слов, составлять модели слов, используя жёлтые фишки и буквы разрезной азбуки.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы; классификация предметов по заданному признаку; сопоставление первых звуков в словах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока
-Начнем урок, как обычно, с небольшой разминки. С1
-Прочитайте буквы, записанные на слайде, и скажите, что их объединяет? Это гласные буквы.
-Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? (Гласные звуки мы произносим голосом, не встречаем преграды во рту).
- Сколько всего гласных букв? (10) А сколько звуков? Посмотрите на звуко-буквенную таблицу. Почему разное количество? Назовите буквы, обозначающие звук, отличающийся от буквы.
Распределите буквы на группы. Буквы а,о,у,э,ы- буквы верхнего ряда. Они пишется после твердых согласных. С2
Буквы ё,е,ю,я,и – буквы нижнего ряда. Они пишутся после мягких согласных.
На какие еще группы можно разделить буквы?
В каких случаях буквы ё,е,ю,я обозначают 2 звука. С3
Приведите примеры таких слов.
Физминутка. Игра «Гласные-согласные»
– Встаньте, мальчики, если слово начинается с гласного звука. Встаньте, девочки, если слово начинается с согласного звука.
Слова: ангина, топор, игла, экскурсия, кофта, коробка, ослик, пенал, улица, игла.
Разминка закончена. Перейдем к основной части урока. Посмотрите план нашей сегодняшней работы.
С 4
Откройте буквари, с. 58.
-Попробуйте сформулировать верхнее задание на стр.58.
-Какими буквами мы должны дополнить 2 ряд? Почему буквы верхнего ряда записаны рядом с синим квадратом? Почему буквы нижнего ряда записаны рядом с зеленым квадратом?
Отгадайте загадки и определите, звуковой анализ каких слов мы будем выполнять.
Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице.
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (лук)
Между двух светил
Я в серединке один. (нос)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (мел)
Работа со схемами слов «нос», «лук», «мел». (по 1 человеку работают у доски).
Выполним звуковой анализ все вместе у доски. Один человек будет составлять схему слова, выделяя каждый звук, а весь класс контролирует работу одноклассников, помогает в случае затруднения.
– С помощью картинки назовите первое слово. Интонационно выделите каждый звук в этом слове. Прочитай еще раз слово по схеме.
– Какой буквой обозначим гласный звук? Почему не буквой ё?
Назовите 2 слово. Выделите каждый звук в слове. Какой буквой обозначим гласный звук?
Назовите 3 слово. Выделите каждый звук в слове. Какой буквой обозначим гласный звук. Назовите этот звук. Почему звук э обозначаем буквой е?
Сравните схемы 2-х составленных слов. Чем они похожи, чем отличаются? Почему в последней схеме 2 согласный мягкий?
Физминутка.
Чтобы закрепить понятие «твердые и мягкие» согласные, предлагаю игру» Твердый-мягкий». Я буду называть вам слоги, если в них согласный мягкий, вы приседаете, если твердый- стоите прямо, как стойкий оловянный солдат.
На, ме, ко, тё, пи, ла, бэ, вю, ду, пя.
– Послушайте стихотворение и определите какое слово или буквосочетание чаще других повторяется в этом стихотворении:
Есть посуда – самовар, есть машина – самоход,
Есть игрушка – самокат, и конечно, самолёт!
Суп могу я сам варить, в школу сам могу ходить,
Самокат мой сам катать, с горки в санках сам слетать!
Значит, сам я – самовар, значит, сам я – самоход,
Значит, сам я – самокат, значит, сам я – самолёт!
И. Лопухина
– Какое слово или буквосочетание чаще других звучало в стихотворении? Вам нравится слово «сам»? Вы часто его говорите? В каких случаях вы можете сказать на уроке Обучения грамоте: «Я сам!»? Что вы умеете делать сами?
Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Работать предстоит на карточках. Выполнить вам предстоит 3 задания. Рассмотрим каждое из них.
Найдите на карточке задание № 1. Число 1 укажет на это задание. Покажите пальчиком 1 задание.
В задании записано несколько слов. Прочитаем их. Надо внизу подчеркнуть карандашом красного цвета буквы гласных звуков.
Проверим. С 5
Дорога, книга, стол, учебник, ведро, экран, шляпа, зонт.
Какие буквы подчеркнули? Оцените свою работу смайликами. С 6
Кому из вас есть над чем поработать?
Карточка 2.
– Придумайте слова с заданной в схеме буквой. Работать будете в парах.
| а |
| | | и |
|
| | | | о |
|
|
| | |
| и |
|
|
Проверим С 6
Мак, шар, пар игла, икра, игра орех, осел, орел Миша, Дима, Вика.
Оцените свою работу при выполнении задания.
Кто успешно справился с работой? Кому есть еще над чем поработать?
Карточка 3.
Выполните звуковой анализ нескольких слов. Назовите слова.
Тася, Егор, Яна, Вероника, Катя, Ангелина, Егор К., Даша, Саша- выполняют звуковой анализ 1 и 2 слова, остальные анализ последних двух слов.
Проверим. С 7.
Смотрим на слайд.
Кто не допустил ни 1 ошибки при выполнении задания? Оцените свою работу соответствующим смайликом. Кто допустил 1-2 ошибки? Оцените свою работу. У кого было больше ошибок?
Рефлексия.
-Вернемся снова к плану урока. С 8
Все ли мы выполнили? Какие учебные задания выполняли? Над чем вам еще надо поработать? На следующих уроках мы продолжим учиться выполнять звуковой анализ слов. Надеюсь, в скором времени, вы все будете выполнять его без ошибок.
Карточка№ 1.
Дорога, книга, стол, учебник, ведро, экран, шляпа, зонт.
Карточка 2.
– Придумайте слова с заданной в схеме буквой.
| а |
| | | и |
|
| | | | о |
|
|
| | |
| и |
|
|
Карточка 3.
Презентация к уроку
PPTX / 640.21 Кб