Публикация «Несокрушимая и легендарная» в рамках месячника гражданского и военно-патриотического воспитания как средство духовно-нравственного развития личности школьника»
Выступление на муниципальном методическом семинаре «Воспитательная деятельность в современном образовательном учреждении (представление опыта) в секции
Патриотическое воспитание как средство формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения
Выступающий: Клименкова Татьяна Викторовна, учитель физической культуры и ОБЖ МБОУ «СОШ №37» г. Братска
Тема: Образовательное событие «Несокрушимая и легендарная» в рамках месячника гражданского и военно-патриотического воспитания как средство духовно-нравственного развития личности школьника.
Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Как мы знаем, стандарт (ФГОС) основан на концепции духовно-нравственного развития и Стратегии развития воспитания, действующей с 2015 до 2025 года. Одной из целей, которые он перед собой ставит, является формирование у школьников чувства причастности к судьбам своей страны и своего народа, любовь к малой и большой Родине, уважение к государству, гарантированным правам, свободам и обязанностям каждого человека в нём.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания должны содействовать развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. Воспитательная работа будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории России, познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые проживают на территории России, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у школьников, и тогда вступление в ряды взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих учеников. Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности, так как именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.
А этому способствуют воспитательные мероприятия, которые мы сегодня вам представим.
В нашей школе уже давно воспитательной работе в области гражданского и военно-патриотического воспитания уделяется особое внимание. В 2016 года у нас возникла идея, силами учителей физкультуры провести большое событийное мероприятие «Один день в армии», а именно на один день преобразовать школу в воинскую часть, где школьники смогли бы на целый день погрузиться в армейские будни. Главной целью создания данного мероприятия стало объединение всех учащихся и педагогов школы на совместное дело, где каждый бы мог проявить себя, почувствовать ответственность и понять, насколько важно готовить себя к роли защитника Отечества, осознать ценность Родины.
Конечно, перед проведением такого события нужна большая предварительная подготовка. Разрабатывается положение с целями и задачами, составляется программа и сценарий мероприятия. Каждый класс выбирает себе род войск и готовит соответствующую форму. Все учащиеся в течение месяца изучают строевые приёмы, строевой шаг, учатся ходить строем и с песней, старшеклассники изучают сборку разборку автомата, надевание противогаза и др. Учебный день начинается с построения всей школы на парад, сдачи рапортов командирами взводов начальнику штаба и парадом войск. В течение дня проходят не уроки, а учебные занятия в тематической форме. Конечно, самыми зрелищным в нашем мероприятии является открытие «Одного дня в армии», которое проходит в творческой форме и смотр-конкурс строя и военно-патриотической песни.
В 2016 году «Один день в армии» мы объединили темой "Ловкий спортсмен - выносливый воин", на открытии которого были показаны творческие номера, которые передавали смысл песни «Листая книжек старые страницы».
Тематика и структура самого дня изменялась каждый год и наполнялась новыми идеями.
Если в первый год, всю ответственность на себя взяли учителя физкультуры, то на следующий год мы расширили взгляд на этот день и привлекли учителя ОБЖ, активистов школьного парламента. В мероприятии уже прослеживался период великой отечественной войны под общей темой "Подвигу жить в веках". Был создан отдельный женский батальон, которые дежурили дневальными, а также показали театральную зарисовку по мотивам повести «А, зори здесь тихие», где был прославлен героический подвиг женщин во время великой отечественной войны
В 2019 году, "Один день в армии" стал частью интегрированной декады истории, обществознания, физкультуры и ОБЖ под общим названием "Назад в будущее". В основной части программы прослеживалась история вооруженных сил России в разные периоды её существования, мы показали различные творческие номера, начиная с эпохи Ивана грозного, а закончилась основная часть флешмобом РДШ. В течение дня на учебных занятиях проходила защита проектных задач под общим названием "Наш дом - Россия!», к которым ребята готовились в течение двух недель. На наше событийное мероприятие мы пригласили учителей физической культуры и ОБЖ г. Братска и поделились опытом своей работы.
С 2021 года модель нашего дня в армии изменилась. Мы его переименовали в ОС «Несокрушимая и легендарная» и ещё более расширили, начиная с открытия и заканчивая закрытием месячника гражданского и военно-патриотического воспитания.
Теперь мы стали реализовать совместную деятельность со школьным парламентом, педагогом организатором и завучем по воспитательной работе (по положению участия в городских конкурсах), учителями истории (по положениям памятных дат), завучем по учебной части, который отвечает за неделю решений проектных задач, учителями ОБЖ, классными руководителями и родителями, совместно погружая наших детей в мир жизни армейских будней. «Один день в армии» и другие мероприятий, которые вы видите на слайде стали частью ОС «Несокрушимая и легендарная». Одними из новых мероприятий стали Армейские физминутки, хоккейный турнир Отцов-бойцов. Решение недели проектных задач уже прошла под названием «Каждый в армии герой охраняет наш покой», где каждый класс защищал проекты о своём роде войск.
В этот год пандемия внесла свои коррективы и часть мероприятий пришлось проводить в онлайн формате. Очень яркими получились фильмы открытия и закрытия ОС, которые просматривают дети и родители в социальных сетях, на сайте школы и в школе на классных часах.
В этом учебном году, в новой рабочей программе воспитания модуль Ключевые общешкольные дела, мы также реализуем в формате ОС и ОС «Несокрушимая и легендарная» проходит по той же модели, только изменяя само наполнение. СЛАЙД В процесс эмоционально вовлечены как дети, так и педагоги и родители.
Дети с нетерпением ждут февраль месяц, чтобы снова погрузиться в армейские будни, осознают всю важность мероприятия, серьёзно готовятся, шьют форму, разучиваю песни и т.д.
Важно, чтобы патриотическое и духовно-нравственное воспитание оставалось живым процессом, не превращаясь в упрощённую схему.