Учебный материал «Национальные музыкальные традиции как средство духовно-нравственного развития в патриотическом воспитании школьника»

0
0
Материал опубликован 9 December 2022 в группе

«Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС».

Тема работы: «Национальные музыкальные традиции как средство духовно-нравственного развития в патриотическом воспитании школьника».


Автор статьи:

Антонова Т.О.

Учитель музыки,

советник директора по воспитанию

и взаимодействию с детскими

общественными объединениями,

эксперт «Росдетцентр»


На протяжении 15 лет моя жизнь протекает в школе. Я работаю в «Разуменской школе №1 Белгородского района Белгородской области», где моя творческая и интересная работа ведется в направлении патриотизма, гражданской идентичности и любви к своей Родине, особенно на приобщение детей к национальным музыкальным традициям как средство духовно-нравственного развития в патриотическом воспитании.

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор.

Поэтому актуальность моей работы заключается в том, чтобы дать возможность обучающимся почувствовать гордость за свою страну, свой народ; испытать любовь к родному краю, его природе и культуре; узнать о героических исторических событиях и выдающихся личностях, защищавших Отечество от захватчиков – все это осуществимо средствами музыкального воспитания, как на уроках музыки, так и во внеурочное время.

Моя главная задача помочь детям разобраться в бурном потоке информации, тем самым развивать у них музыкально- эстетический вкус, иммунитет к пошлости, в чём бы она не проявлялась – в искусстве, поведении, внешнем облике, взаимоотношениях людей и, как можно ближе, приобщать их к основам мировой культуры, воспитывать нравственные чувства, научить понимать истинные духовные ценности. Всё это подтверждает актуальность и эффективность моей работы.

Современные программы по музыке уделяют большое внимание патриотическому воспитанию в подборе музыкального материала по слушанию и пению. Произведения русских композиторов входят во все учебные программы. На основе русских народных песен воспитываются в молодом поколении качества, во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Внеурочная деятельность расширяет диапазон возможностей патриотического воспитания школьников. Одна из форм такой деятельности – общешкольные мероприятия, приуроченные к знаменательным для страны датам: «День Защитников Отечества», «День Победы», «День Героев России».

Ведущая педагогическая идея заключается в построении процесса обучения, создающего максимально благоприятные условия для организации использования национальных музыкальных традиций, как средство духовно-нравственного развития в патриотическом воспитании школьника.

Николай Алексеевич Некрасов писал: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь».

В своей работе я использую следующие методы и приемы:

Формирование у обучающихся познавательного интереса к изучению музыки.

В первую очередь это применение мультимедийного оборудования для наглядной демонстрации изучаемого материала, что позволит эффективному формированию позитивного отношения к урокам музыки. Во-вторых, использование наглядно-демонстрационного материала, что позволит обучающимся делать собственные выводы, обобщения, сравнения, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, творчески подходить к выполнению домашних заданий.

Например, на уроке музыки в 5 классе по теме «Всю жизнь мою несу Родину в душе…» особенный интерес у обучающихся вызывает изучение колокольных звонов России.

Колокол на Руси был вещуном, разные интонации перезвонов использовались в оповещении о народном собрании, пожаре, нашествии врагов, церковном празднике.

Поэтому русские композиторы в своих эпических произведениях для усиления эмоций включали колокольные звоны. Используется наглядная демонстрация отрывков из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (хор «Славься»), кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» (хор «Вставайте, люди русские»), сюиты С.В. Рахманинова «Светлый праздник». Для закрепления материала рекомендуется посетить службу в церкви, чтобы увидеть и услышать колокольный звон.

2. Использование изучения музыки в воспитательных целях. В художественно-эстетическом образовании и воспитании обучающегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Главной задачей на уроках музыки ставится приобщение школьников к музыкальной культуре своей Родины.

В начальной школе в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» на первый план выходит фольклор. Народная песня – летопись жизни и источник вдохновения композиторов разных эпох, поэтому, например, в 4 классе дети изучают мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Больше всего им нравятся уроки «Прощание с масленицей». Рекомендуется данный раздел завершать масленичным гуляньем. Во внеурочной деятельности наглядным примером может служить проведение общешкольного мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов «День доброго сердца».

3. Что бы привить детям чувство патриотизма, я стараюсь, чтобы сообщаемые факты были яркими, впечатляющими, несли большой патриотический заряд. Подбираю их таким образом, чтобы они вызывали определенные переживания: одобрение, осуждение, восхищение, радость, гнев, сочувствие и мысленно становились соучастниками тех событий.

В памяти старших поколений осталось жестокое воспоминание о Великой Отечественной войне. Чтобы не забыть подвиг советских воинов необходимо проводить общешкольные мероприятия, такие как: «День неизвестного солдата», «Фестиваль военно-патриотической песни», «День героев России», «День Победы», участвовать в конкурсах патриотической направленности. Все это позволит пробудить у детей интерес к героям Великой Отечественной войны, к музыке и песне этих лет, сопереживать, скорбеть, почувствовать причастность к своему народу, краю, служению Отечеству в целом. В настоящее время наша страна переживает события, которые не могут остаться незамеченными. Именно поэтому я стараюсь привлекать детей ко всем мероприятиям патриотической и гражданственной направленности, участвуем во всех акциях. В нашей школе существуют два добровольческих волонтерских движения «Добро», «Память».

4. Чтобы поддерживать возросший уровень знания современных школьников, их разнообразные интересы, учитель сам должен всесторонне развиваться не только по своему предмету, но и в области политики, современных технологий, общей культуры, истории, литературы. Все потому, что «Музыка», как предмет, тесно связана с уроками гуманитарной направленности. Он должен быть для своих учеников предметом нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

В своей работе я использую различные виды деятельности на уроке.

Например: «Цветные карточки». После прослушивания произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).

«Мы рисуем музыку». После прослушивания музыки: С.С.Прокофьева «Ледовое побоище»; стихиры «Былина об Илье Муромце»; русской народной песни «Ой ты, речка, реченька» дети делятся своими впечатлениями в рисунках, выражают свое отношение к подвигам русского народа и его традициям. Эти задания можно давать как на уроке, так и при выполнении домашних заданий. Данная работа позволяет ощутить энергию звука, научиться слушать себя и слышать.

«Цветовое моделирование» используется для постижения формы произведения, его характера или образа. Некоторые произведения сложны, объёмны для восприятия обучающихся. В подобных случаях создаётся ситуация, в которой могло происходить действие. Например, при знакомстве с музыкой П. И. Чайковского из цикла «Времена года», ставится задача: определить, сколько образов рисует данное произведение, везде ли одинаково настроение, и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Можно предложить им фигурки из цветного картона, и они будут с удовольствием строить трёхчастную форму музыки.

Чтобы повысить стремление к самостоятельной работе и воспитывать чувство ответственности за полученные результат, контролировать, проверять и оценивать нужно в той последовательности, в какой проводится освоение материала.

Использую разные формы контроля: тестирование, самоконтроль через дневник урока.

Результатом моей работы является погружение в художественный мир образов, воздействие которых направлено на развитие эмоционального отношения к идеям патриотизма на основании национальных традиций и, как следствие - на воспитании искусством в духовно – нравственном развитии личности.

Обучающиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсах и мероприятиях патриотической, национально-культурной и духовной направленности и, что не мало важно, занимают призовые места.

Каждый урок музыки несёт в себе не только историю, но и частицу добра и красоты. Дети приходят к убеждению, что музыка дарит людям радость, счастье, помогает в трудные минуты жизни. Музыка - это один из немногих школьных предметов, который помогает найти свое место в жизни, сохранить искренность, доверие друг к другу, открытость миру, жизни. А такой стиль работы помогает обращает внимание на себя, на глубину своих размышлений, создает все условия для того, чтобы каждый школьник развивался творчески в гармонии с самим собой и миром.

Свою статью хочу завершить словами выдающегося советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации