12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск
8

Статья «Коллаж как средство нравственного воспитания школьников»

Верещагина Н.В., учитель начальных классов школы № 16 г. Ачинска

Коллаж – средство нравственного воспитания учащихся.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» сейчас введен в федеральных компонент образовательного учреждения. Он является одним из средств формирования и развития у учащихся прежде всего личностных универсальных учебных действий. В портрете выпускника начальной школы описаны такие характеристики, как:

- вырабатывает в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие преодолению конфликта.

- определяет свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей,

общечеловеческих, гуманистических ценностей, в т.ч. ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.

В программе курса много абстрактных понятий. Особенность же младшего школьного возраста заключается в том, что внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Дети в этом возрасте любят рисовать, лепить, вырезать, в таких видах продуктивной деятельности они выражают то, что им интересно, что их волнует. Продуктивная деятельность, то есть, деятельность, направленная на создание какого - либо продукта детского творчества, напрямую связана с такими психическими функциями, как речь, мышление, она открывает своеобразный информационный канал для ребенка. Еще И. Дистервег говорил: "Тот, кто рисует, получает в течение часа больше, чем тот, кто 9 часов только смотрит". Осознание ребенком многих понятий происходит медленнее, чем слова и ассоциации, которые ему приходят в голову. В связи с этим, я представляю свою идею - использовать включение учащихся в продуктивную деятельность для того, чтобы через образное мышление, восприятие они смогли создать свой образ понятий, поступков, нравственных качеств. Образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных продуктов способствует лучшему запоминанию и закреплению впечатлений. Одной из форм выполнения творческой работы я считаю коллаж. Коллаж (французское collage, буквально — наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету, фактуре;
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Эта форма очень нравится детям, так как незатратна, а результат виден сразу, он яркий, выразительный. Времени на выполнение коллажа нужно гораздо меньше, чем для рисования. Даже дети, которые не умеют рисовать, могут себя реализовать. Выполнение коллажа может быть как индивидуальным, так и групповым, коллективным.

Этапы создания коллажа могут быть такими:

1. «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

2.«Самоконструкция» - индивидуальное создание коллажа. Первая часть этапа: “деконструкция” – превращение материала в “хаос”, смещение явлений, слов, событий. А затем – “реконструкция”, создание коллажа.

3.«Афиширование» - вывешивание «произведений».

4 «Рефлексия». Учитель на этом этапе инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной или совместной деятельности. Осуществляет рефлексию. Дети проговариваю отражение чувств, ощущений, возникши в ходе работы и при просмотре коллажей. Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Большое внимание уделяю первому этапу, так как он определяет все содержание коллажа. Эффективно срабатывает прием наложения понятия на жизненные ситуация, метод кейсов, объяснения пословиц. В результате использования такого приема дети могут называть жизненные ситуации, которые связаны с определенными нравственными понятиями, объясняют пословицы и поговорки, составляют рассказ на темы морали и нравственности.

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki /%CA%EE%EB%EB%E0%E6

2. http://www.rae.ru/forum2010/12/628

Опубликовано


Комментарии (1)

Александра, 13.02.17 в 21:22 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.