Статья "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Статья:
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики
Луценко Ирина Валерьевна
Учитель начальных классов
МБОУ гимназия №88-ф
г.Краснодар
Содержание
Введение.
Логика как наука.
1.2. Особенность логического мышления младших школьников.
2. Развитие логического мышления в условиях обновленных ФГОС НОО
3. Тема по самообразованию - «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
3.1. Определение темы самообразования. Анализ результативности опыта
3.2. Основные направления по самообразованию.
3.3.Задания для развития логического мышления у детей на уроках математики.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
Введение.
1.1.Термин «логика» происходит от греческого слова «logos», что означает «разум».
Логика – есть наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем?
Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и учёный Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.
1.2.Особенность логического мышления младших школьников.
Сейчас в школу приходят дети, уже обогащенные большим количеством знаний и навыков, неплохо представляющие себе такие явления жизни, о которых и понятия не имели дети лет десять - пятнадцать назад. Современные дети младшего возраста сегодня встречаются на каждом шагу с информационными технологиями, с постоянно увеличивающимися темпами внедрения в жизнь все новых и новых устройств, заменяющих людей, а людям, заменяющим многие «простые радости жизни» виртуальными переживаниями. Поколение, которое впервые садится сегодня за парты школы, требует несколько модифицированного педагогического подхода. С одной стороны, мышление таких детей - это то же самое мышление шестилеток и семилеток, раскрытое впечатлениям, новым знаниям и миру; с другой же стороны мышление этих детей уже логично своей уверенной детской самостоятельностью, всё видевшего, всё знающего человека. Наши дети овладевают правилами логических игр и, применяя их, зачастую систематически обыгрывают взрослых.
Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретает большое значение. Поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение ребенка.
Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях. Необходимым условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями. Освоение и оперирование ими является одним из важнейших условий, обеспечивающих качественный процесс обучения в начальной школе.
Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей.
Развитие логического мышления в условиях обновлённых ФГОС НОО
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь ребёнок в начальной школе должен научиться не только читать, писать, считать, но и должен овладеть двумя группами новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого времени занимался с детьми просто математикой как таковой, теперь приходится на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи, а это значит, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических последовательных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация). Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы
3. Тема самообразования - «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
3.1. Определение темы самообразования. Анализ результативности опыта
Всё вышеизложенное определило тему моего самообразования. Работа над темой самообразования начата в 2023 году, предполагается закончить в 2025 году.
Цели и задачи:
1. Систематизировать работу по развитию логического мышления в начальной школе. Для этого упорядочить совместную деятельность учащихся и учителя на уроках и во внеурочной деятельности;
2. Проводить работу по развитию теоретического мышления опираясь на задания учебника, привлекая дополнительный материал;
3. Отслеживать эффективность работы через анализ достижений учащихся в выполнении заданий повышенной сложности и проведения ежегодной диагностики развития логического мышления;
4. Использовать на уроках новейшие информационные технологии и средства телекоммуникации;
5. Повышать свой методический уровень.
Практической значимостью работы является то, что материалы могут быть использованы в практике учителей начальных классов, заинтересованных в интеллектуальном развитии своих учеников, и, в первую очередь, молодых специалистов.
Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Начиная с первого класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.
Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике и во внеурочное время. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.
3.2. Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы самообразования мной намечены основные направления по самообразованию.
Профессиональное направление:
Прошла курсы повышения квалификации для учителей начальных классов. Ежегодно изучаю программы и учебники, на постоянной основе повышаю уровень работы.
Психолого – педагогическое направление:
Совершенствую свои знания в области классической и современной педагогики и психологии.
Методическое направление:
Знакомлюсь с новыми формами, методами и приёмами работы по развитию логического мышления учащихся на уроках. Учащиеся моего класса принимают участие в заочных интеллектуальных олимпиадах «Учи.ру».
Продолжаю изучать опыт работы лучших учителей школ района, области через интернет. Посещаю уроки своих коллег, участвую в обмене опытом.
3.3. В своей работе на уроках математики использую следующие задания, способствующие развитию логического мышления младших школьников.
1.Логические цепочки – задания, на установление закономерности в записи чисел.
… 5 7 9… (Ответ: 1, 3 , 5, 7, 9, 11, 13).
12 18…… (Ответ: 6, 12, 18, 24, 30, 36,…).
0
1
=
3
+
6
+
1
1
-
0
1
=
3
+
6
.«Ошибки – невидимки» - задания, содержащие явную ошибку в записи математического выражения. Задача учащихся ничего, не стирая и не исправляя, сделать ошибку невидимой.3.Задания на классификацию – числа разбиты на группы, надо указать основание классификации.
1) 5, 14 , 32 и 8, 17, 26
(Ответ: сумма цифр чисел первой группы равна 5, сумма цифр чисел второй группы равна 8).
2) 1 + 3 + 2, 1 + 5, 2 + 4, 6 – 4, 3 +3.
(Ответ: 1+3+2 – больше действий; 6 – 4 – так как результат равен 2; 3 + 3 – сумма состоит из одинаковых слагаемых.)
4. Соединение элементов в единое целое:
Вырежи из Приложения нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку.
5. Поиск различных признаков предмета:
-Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника?
6.Узнавание или составление объекта по заданным признакам:
1)Какое число идёт при счёте перед числом 6?
Какое число следует за числом 6? За числом 7?
2)Составь по краткой записи задачу и реши её.
Было – 18 кг
Продали - ?
Осталось – 8 кг
7.Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий.
-Составь по рисунку разные задачи и реши их.
8.Ребусы, кроссворды, шарады.
Ребус « Разгадай четыре имени»
(Сева, Серёжа, Настя, Вова)
Шарады
Вы меру площади
Припомните вначале -
Ее вы в школе,
Несомненно, изучали.
Пятерка букв,
Идущих следом - вдохновенны,
Им не прожить
Без танца, музыки и сцены.
На экспонаты
Оружейные глазея,
Ответ найдете
В историческом музее. (Ар - балет)
Кроссворд
По горизонтали:
В одном метре десять … (Дециметр)
В этой единице массы измеряется вес человека. (Килограмм)
В одном дециметре десять … (Сантиметр)
Запись, составленная из чисел, букв и знаков арифметических действий. (Выражение)
Приспособление, выполненное из прозрачного материала, с помощью которого можно измерить площадь фигуры. (Палетка)
По вертикали:
Прочитайте ключевое слово. Что оно обозначает? (Тонна - наименование различных единиц массы).
9.Геометрические задачи, в ходе решения которых идёт трансфигурация, преобразование одной фигуры в другие. Задачи на смекалку даются в определённой последовательности : от простой – к сложной. Далее процесс решения таких задач усложняется.
1) В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.
2) Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.
10.Задачи – шутки на смекалку.
На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве? (Ни одной - сороки испугались выстрела и улетели).
11.Задачи в стихах, простые и составные задачи.
1) Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли,
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла:
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори, давай скорей,
Сколько Таниных друзей? (7 друзей)
2) Черепаха ползла 3 минуты со скоростью Х м/мин. Какой путь она проползла?
Х ∙ 3 (м)
- Какие значения может принимать Х?
- Может быть 1000м?
- Больше или меньше? (меньше 5 м)
- Какой путь она проползет, если Х = 5 м/мин?
5 ∙ 3 = 15 (м.)
Ответ: 15 м.
3) Шла по улице семья крокодилов: дед, два отца да два сына. Всем вместе было 90 лет. Сколько крокодилов шло по улице? Сколько лет каждому, если каждый отец старше своего сына на 25 лет?
1) 90 – 25 – 25 – 25 = 15 (л.) – три части
2) 15 : 3 = 5 (л.) – внуку
3) 5 + 25 = 30 (л.) – папе
4) 30 + 25 = 55 (л.) – деду
Ответ: 5 лет внуку, 30 лет отцу, 55 лет деду.
4) Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Лодка небольшая: в ней может поместиться крестьянин, а с ним только коза, или только волк, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
Ответ: Придется все начинать с козы. Крестьянин, перевезя козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно козу на первый берег. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед за этим, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.
4. Заключение.
Работая над развитием логического мышления на уроках математики, я заметила, что при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос. В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и такие качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность. Это позволяет сделать вывод - систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных упражнений и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяют кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающих их действительности.
Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.
5. Список используемой литературы.
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. 2008
2. Вадченко Н.А. Все для дошкольников. ЗАО 2011
3. Древс У., Фурман Э. Организация урока. М., 2009
4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., 2010
5. Лучшие уроки лучших учителей. Педагогический опыт.6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 2007
6.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Академия, 2009.– 464с.
7.Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2007. – 208с.
8.Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / РАН. Ин-т психологии. М.: 2006 г.- 109 с.
9.Блонский П.П. Память и мышление. Изд.2. – М.: Академия, 2007. – 208 с.
10.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: педагогическое общество России, 2008 г.
11.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2010. – 167с.
12.Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: «Учпедгиз». 2007 г. – 203с.