Статья на тему «Становление науки об искусстве»

3
0
Материал опубликован 14 March 2021

Становление науки об искусстве

Искусствоведение — комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изобразительное, декоративно-прикладное и архитектуру) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведение включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику. Формирование искусствознания, как самостоятельной дисциплины, проходило долгими и сложными путями. Понять методы и цели современного искусствоведения, можно только внимательно проследив историю развития этой науки.

Источниками сведений о ранних этапах формирования искусствоведения, являются мысли античных философов об искусстве1. До нас дошла очень малая часть оригиналов древнегреческой литературы, чаще о том или ином произведении нам рассказывают римские источники. Здесь можно назвать несколько трудов, на которые обычно опираются исследователи: "Канон" Поликлета, трактаты Эвфранона, Памфила, Апеллеса, Дуриса, Ксенократа. Все эти трактаты говорят о том, что греческие художники стремились обосновать своё искусство теорией и надеялись тем самым повысить значимость своего творчества.

Первым историком изобразительного искусства в Греции считается Дурис с острова Самос. Сочинения Дуриса о живописи, скульптуре и торевтике не дошли до нашего времени, но есть основания утверждать, что это были биографические очерки о художниках. Не дошли до нас и сочинения Ксенократа, труды более высокого научно-эстетического уровня. Но ценной тщательных поисков, исследователям удалось восстановить примерное содержание литературных трудов этого скульптора о живописи, скульптуре и о характере его исследовательского метода.

Зарождение теории архитектуры видят в пифагорейской концепции "космоса" как стройного целого, который подчиняется законам "гармонии и числа". Идея порядка и соразмерности фундаментальна в архитектуре и градостроительстве. Также образ идеального города в своих сочинениях описывали Платон (шестая книга "Законов", диалог "Критий") и Аристотель (седьмая книга "Политики"). В античной Греции сложилось то, очень широкое и неопределённое понятие искусства, которое охватывало не только художественную деятельность, но и медицину, земледелие и военное дело, словом всё то, что так или иначе требует особого мастерства или умения.

Античная литература об искусстве развивалась в основном в строну риторики (пышное красноречие восхваляющее мастеров и их художественные произведения) или в строну описаний главным образом сюжета произведения.

Риторическое направление в искусствоведении достигает наибольшего рассвета в римской литературе. Происходит своеобразная переоценка ценностей и всё больше внимания в литературе этого направления, уделяется искусству доклассического периода, греческой архаике.

Второе, описательное направление античной литературы об искусстве распалось на две разновидности: "топографический" жанр ̶ литература "периэгетов", своего рода путеводители (Полемон, Павсаний) и "литературный" жанр (многочисленные произведения софиста и сатирика Лукиана). Несмотря на то, что Лукиан учился на скульптора и знал все технические тонкости художественного ремесла, в его описаниях на первое место выходят сюжет и психологическая выразительность художественного образа. В этом "сюжетном" подходе Лукиана, отражалась принадлежность его текстов к следующему этапу развития античной литературы об искусстве, с новой идеологией римско-эллинистического общества.

Римская культура складывалась в сложном взаимовлиянии разных культур: итальянской и греческой, а также культуры других народов населявших римскую империю2. При всей противоречивости первоисточников, римская художественная культура в период своего рассвета отличалась внутренним единством. Наиболее распространенными жанрами в римской литературе были: лирическая поэзия, сатира, комедия. Римский художественный рынок был переполнен произведениями греческого искусства, возникли особые типы антикваров и знатоков искусства.

Во II ̶ I в. до н.э. наблюдается подъём римской культуры: Лукреций создаёт свою поэму "О природе вещей"; Варрон составляет энциклопедию "Свободных искусств"; Цицерон в своих сочинениях тоже иногда уделяет внимание вопросам искусства.

В I ̶ II в. н.э. процветание римского общества таило в себе глубокие противоречия, главным из которых было классовое противостояние. Это находило отражение в народной идеологии, с её презрением к богатству и тяготением к ценностям раннего христианства. Это отразилось на литературе: острые сатиры Петрония и Ювенала, биографические труды Плутарха и Светония. Также в литературе этого периода наблюдаются архаизирующие тенденции, подражание и компиляция.

На этой плодотворной почве возник главный источник знаний по истории Античности ̶ "Естественная история" Плиния Старшего (77 г. н.э.). Эта энциклопедия составленная из цитат древних авторов, знакомит нас с Античным миром. В 33-36 книгах этой энциклопедии, Плиний описывает скульптуру из бронзы и из мрамора, и живопись, отмечает даты деятельности художников в хронологическом порядке. Но неточности этой энциклопедии до сих пор вызывают споры в научном мире.

К концу II в. н.э. в культуре Римской империи можно проследить нарастающую неудовлетворенность жизнью (М. Аврелий "К самому себе"), пессимизм. Римское общество увлекается мистическими учениями востока и философия пропитывается религией. Авторы литературных произведений этого периода уводят читателя в мир волшебных видений (Филострат Младший "Образы", Плотин). Плотин признавал объективное происхождение прекрасного и трактовал художественное "подражание" как духовную деятельность.

Средневековое общество с христианским мировоззрением неоднозначно относилось к памятникам античности. Следует отметить, что искусствознание раннего средневековья, стало основой теоретической мысли в искусстве Западной и Восточной Европы.

Искусствоведение Византии черпало знания в "патристической" литературе, античной философии и эстетике. В отличие от Западной Европы Византия никогда не прерывала связь с античной наукой. Но система эстетики Византии пошла своим путём, основой философского императорского искусства Византии был идеализм в Плотиновском звучании. Литературы по вопросам искусства в Византии было достаточно много. Особый интерес представляет "Руководство живописцев" с горы Афонской ̶ это практическое руководство иконописи с иконографическими схемами.

Подход к искусству в Западной Европе несколько отличается от Византийского. "Каролинская" эпоха в истории искусствоведения Западной Европы обозначила себя трудами о превосходстве слова над изображением, деятельность писателя-экзегета следует за созданием художественного произведения. Иными словами, литература, как объяснение истины важнее того, что производит изобразительное искусство.

Значительной страницей в искусствознании Средневековья является трактат о перспективе Витело, написанный около 1268 года. Труд Витело ̶ это синтез философствующей метафизики и зарождающегося эмпирического наблюдения. Наступало время Проторенессанса, Италия стояла на пороге перемен в развитии художественной культуры, а Витело очень чутко уловил эти предпосылки и в известной мере предвосхитил теоретическую мысль эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения ̶ важный этап в становлении искусствознания, как самостоятельной науки. Знаменательным событием в изобразительном искусстве того времени, стала реформа Джотто, сочетающая в себе средневековые технические рекомендации и программы нового реалистического искусства, основанного на изучении натуры.

В основе нового мировоззрения лежало познание мира через человека, осознание ценностей человеческой личности. Согласно мнению теоретиков Ренессанса, возрождается античный реализм, который был утерян в предыдущую эпоху. Первой от Средневековых снов просыпается Италия: архитектура, скульптура, живопись, музыка и театр становятся объектами изучения молодой науки. Л. Б. Альберти в своём трактате о живописи и архитектуре, первым сформулировал принципы нового искусства, метод отражения реальности, законы красоты и соразмерности. Гиберти в "Комментариях" описывает историю античного и итальянского искусства, работает над автобиографией. В свет выходит множество трактатов по узко-специальным вопросам: по градостроительству (Филарете), пропорция и архитектура (Франческо ди Джорджо), перспектива и живопись (Пьеро Делла Франческа).

Постепенно идеи Ренессанса усиливаются на международном уровне. Это притягивает в Италию зарубежных художников и музыкантов, в ряде стран наблюдается стремление к гуманистическим идеалам и новому реалистическому искусству.

В эпоху Высокого Возрождения, весь мир воспринимается сквозь призму идеи о прекрасном человеке. Именно в этот период происходит становление теории и истории искусства, а также художественной критики. Из под пера Леонардо да Винчи выходит трактат о живописи, в котором он превозносит её над другими искусствами, главной целью живописи автор видит отражение духовной жизни человека. Тщательно изучается античное наследие, все виды искусства настойчиво оглядываются назад. Но особенная последовательность подражании античным канонам наблюдается в архитектуре.

Так в XVI веке Рим становится центром научного изучения античного наследия. Переводят с подробными комментариями Витрувия, открывают Витрувианскую Академию. В трактатах Серлио, Палладио и Виньола античная ордерная система в результате переосмысления приобретает более догматический характер. Теоретические основы ренессансного стиля обретают национальную окраску.

Ученые Ренессанса, развивая теоретические мысли об искусстве, превозносили личность художника. Это внимание к индивидуальности мастера, породило интерес к биографиям художников, а также послужило толчком для зарождения художественной критики. Инициатором и вдохновителем художественной критики, называют ̶ Пьетро Аретино. Его тонкие наблюдения по вопросам искусства, нашли своё отражение в "Диалоге о живописи" Лодовико Дольче.

Биографический жанр переживал свой расцвет и постепенно эволюционировал в художественных кругах. Первым осознанным этапом становления самостоятельной исторической науки об искусстве являются ̶ «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари. Именно Вазари первым назвал эпоху, переживаемую Италией в XV ̶ XVI вв. "Возрождением".

XVII век ̶ век контрастов политических и социальных. В искусстве этого периода наблюдается борьба направлений и обнаруживаются серьезные противоречия между теорией и практикой. Это время становления новых живописных жанров и практически одновременное сосуществование барокко и классицизма.

История искусствоведения начинает самостоятельно существовать в XVIII в., веке Просвещения. Художественная критика формируется в особый жанр литературы (Дидро, Лессинг). История искусств перерастает из перечня школ и сборников биографий в особую науку, которая стремиться уловить законы развития искусства (Винкельман, Мартини, Берни). В XVIII в. теория искусства обретает общефилософский фундамент в виде эстетики. В этот период главные центры научной мысли об искусстве смещается из Италии во Францию, Англию и Германию.

Большой вклад в развитие искусствознания внесли немецкие учёные Винкельман и Гердер. Винкельман сформулировал понятие стиля, как определенного этапа в развитии художественного мировосприятия и первым стал изучать искусство во взаимодействии всего, что оказывает влияние на художественный стиль.

В европейских университетах и Академиях преподавали историю искусства, знания в этой области были необходимы тем кто был связан с коллекционированием и археологией. Аналитические сочинения И.И. Винкельмана3 середины XVIII столетия, считаются отправной точкой искусствоведения в методологическом смысле. Труды И.И. Винкельмана сочетают в себе два основных подхода современного искусствознания: формальное и историческое исследование искусства. Уже вполне чётко обозначен комплекс типовых задач в искусствоведческой работе с учётом специфичности её инструментария. Ученые пришли к пониманию того, что для объективного и полноценного исследования истории искусства, необходимо комплексно подходить к изучению вопроса.

Методология и история искусствоведения, развивалась не строго линейно и некоторые исследовательские традиции прерывались, что характерно для гуманитарных наук. Это могло происходить в связи с большими культурными феноменами (романтизм, философия позитивизма), также менялось содержание тем и приемы искусствоведческой работы.

XIX—XX столетия заставили искусствоведов тщательнее обосновывать научную методологию в искусствознании (Дж. Рёскин, И. Тэн, формалисты и др.). Это проявилось в значительной переработке отдельных методов (Г. Вёльфин, Э. Панофски и др.), представители формализма и школы Варбурга стали по-новому формулировать глобальные цели искусствоведения. Э. Панофски и М. Фридлендер рассуждали о просветительской задаче искусствоведения. Г. Зедльмайр рассматривал возможности превратить искусствознание в точную науку, а А У. Пэйтер пытался интерпретировать как субъективистскую интеллектуальную практику.

Уже в первой половине XX века создание единой теории и истории искусства, идеальной искусствоведческой методологии и коллективной работы над этими задачами — представлялись вполне реальными. В конце XX начале XXI, теоретические споры утихли, обозначилась тенденция узкой специализации ученых и как следствие, наметилось своего рода охлаждение интересов в отношении вопросов теории научного познания и новых методологических разработок.

 

1 История европейского искусствознания: от Античности до конца XVIII в./ Отв. ред. Б. Р. Виппер, Т. Н. Ливанова. - М.: Изд. Академии наук СССР 1963 г.

2 Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М., 1994 г.

3 Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, 2000 г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.