Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Рыжего на основе стихотворения «Трубач и осень»
Предмет: литература
Класс: 9
Тема: Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Рыжего на основе стихотворения «Трубач и осень»
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель: углубить знания учащихся о творчестве Бориса Рыжего и познакомить детей с понятием тема.
Задачи:
Воспитательная – воспитывать культуру общения; воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым людям;
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Образовательная – рассмотреть особенности произведения Б. Рыжего; совершенствование навыков анализа художественного текста; научить выявлять средства выразительной речи и их роль в лирическом произведении.
Прогнозируемые результаты:
Личностные: формировать духовно-нравственные качества личности, мотивацию к учебной деятельности, умение слушать собеседника; владеть выразительной речью; формулировать собственное мнение; точно и конкретно выражать свои мысли;
Метапредметные: формирование умения понимать проблему , подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, организовать учебное сотрудничество и работать в группе, логично и точно излагать свою точку зрения;
Предметные: формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать прочитанное, понимать и формулировать тему произведения, характеризовать героев, определять роль изобразительно-выразительных средств.
Дидактические средства: текст стихотворения «Трубач и осень», листы А3.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, песня на стихотворение Б. Рыжего.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Мотивация к учебной деятельности (создание проблемной ситуации) | Словесное приветствие | Приветствие акцентирует внимание на настроение, доброжелательность, уважение друг к другу. Дает послушать песню Александра Бекназарова на стихотворение Б. Рыжего «Трубач и осень». Раздает стихи Б. Рыжего. Задает вопрос о возможной теме урока, корректирует предлагаемые варианты и объявляет тему урока «Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Рыжего на основе стихотворения «Трубач и осень» | Готовность к уроку. Слушают песню и отвечают на вопросы учителя. высказывают предположения о теме урока. | Личностные: воспринимать ответы одноклассников, правильно строить собственные высказывания, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу Метапредметные: анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта. Выдвигать предположения и обосновывать их. | Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||
Актуализация знаний | Опрос (фронтально), беседа | Читает выразительно стихотворение –Понравилось ли вам стихотворение? Почему? –Давайте посмотрим на стихотворение. Каким размером и рифмой оно написано? – Как вы думаете? Какова композиция данного стихотворения? Аргументируйте свой ответ. – Что вы можете сказать об этом стихотворении? (В названии «Трубач и осень» поэт задает общее настроение стихотворения. Трубач, который «низко берет» - печальный образ, а осень – символ увядания жизни. Т.о. в названии выявляется двойной акцент на трагичность последующего повествования. Сравнивая трубача со слоном, Рыжий усиливает образ лирического героя. Все стихотворение пронизано метафорой «из музыки город встает», которая функционирует как символ созидающей силы поэзии. Поэзия, по Рыжему, так сильна, что способна вызывать в сознании самые точные картины несуществующей реальности. Она дает возможность выделить из всего города даже лица) | Ответы детей –Анапест, мужская парная рифма. Примерные ответы: -Линейная, потому что в стихотворении ночь сменяется утром. – Кольцевая, потому что в начале и в конце стихотворения появляется образ слона. – Лирич. герой романтический Перед нами романтическая картина, представленная в двух мирах: реальный и фантастический.В данном стих-ии первична худ. реальность. Без художника, без творца мир не будет существовать. Трубач-это поэт, творец фантастического города. Он на краю пропасти. И лишь поэзия удерживает его от смерти (мотив жизни и смерти). Присутствуют тяжелые образы(слон, труба). Они дают фундаментальность, основу фантастического мира. В стихот-ии много сравнений, эпитетов, повторов, риторических вопросов, метафор и др. (примеры из стих-я). Появляется образ Петербурга. | Личностные: выработка личностных смыслов, нравственно-этическое оценивание, развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Метапредметные: анализировать, сопоставлять, приводить доказательства, Строить монологическое высказывание. Предметные: Повторение понятий: размер, рифма, композиция, тема, худ. реальность, поэт, поэзия, художественно-выразительные средства. | Актуализация знаний, развитие читательских умений, освоение способов совместной деятельности, формировать самост. работу. | ||
Закрепление | Работа по группам | Класс делится не несколько групп. Каждая группа рисует интерпретацию на стихотворение, сделав акцент на тему «Поэт и поэзия» | Работа учеников | Личностные: способность работать в коллективе, развитие творческий способностей. Метапредметные: анализировать визуальную информацию, Выдвигать предположения и обосновывать их. Предметные: понятие интерпретации художественного текста. | Закрепить новые знания. Научить учеников работать в коллективе, развивать творческие способности,. | ||
Итог урока. Рефлексия | Опрос (фронтально) | –Итак, какой мы можем сделать вывод? К чему мы пришли? Что вы нового узнали сегодня? (обсуждаем все ответы) | Ответы детей. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов и всего класса. | ||
Домашнее задание | | Выучить стихотворение | | | Развитие памяти |