Тема: «Путешествие в мир томского деревянного кружева» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 11 April в группе

«Путешествие в мир томского деревянного кружева» (2 класс)

Аннотация.

Внеурочное занятие «Путешествие в мир томского деревянного кружева» для учащихся 2 класса представляет собой увлекательное знакомство с уникальным культурным наследием Томска – деревянным зодчеством. В ходе занятия, учащиеся познакомятся с основными элементами томского деревянного кружева, узнают об их значении и истории, познакомятся с известными образцами деревянных домов Томска. Практическая часть урока предполагает создание элементов кружева в технике аппликации или рисования, что способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики и эстетического восприятия. Занятие построено на принципах интерактивности, наглядности и практической деятельности, что обеспечивает активное участие всех учащихся и способствует формированию у них чувства гордости за свой город.

Актуальность.

Изучение регионального компонента в начальной школе является важным аспектом формирования у обучающихся гражданской идентичности и любви к малой родине. Тема «Томское деревянное кружево» актуальна, так как деревянное зодчество является визитной карточкой Томска, его культурным наследием, привлекающим внимание туристов и вызывающим восхищение у горожан. Знакомство с этой темой способствует формированию у детей понимания значимости сохранения исторических памятников, развитию эстетического вкуса и уважения к труду предков. Данный урок позволяет интегрировать знания о культуре и истории Томска в образовательный процесс, делая его более интересным и значимым для учащихся.

Тема: «Путешествие в мир томского деревянного кружева» (2 класс)

Направление: Художественно-эстетическое развитие, региональный компонент

Тип занятия: Комбинированный: изучение нового материала, практическая работа, творческая деятельность.

Цель: Сформировать у обучающихся представление о деревянном зодчестве Томска, его уникальности и красоте, а также развить творческие способности через практическую работу.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с основными элементами томского деревянного кружева.

Расширить знания о значимости деревянного зодчества в истории и культуре Томска.

Познакомить с некоторыми известными образцами деревянных домов Томска.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, воображение, эстетический вкус.

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Развивать навыки работы с различными материалами.

Развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к культурному наследию своего города.

Воспитывать эстетическое восприятие и любовь к искусству.

Воспитывать аккуратность, усидчивость и бережное отношение к материалам.

Личностные УУД:

Проявление интереса к культуре своего города.

Эстетическое восприятие красоты деревянного зодчества Томска.

Гордость за культурное наследие родного края.

Метапредметные УУД:

Умение работать с информацией (распознавать, описывать, анализировать).

Умение сотрудничать в группе, распределять роли.

Умение применять полученные знания на практике.

Умение оценивать результаты своей работы.

Предметные УУД:

Знание основных элементов томского деревянного кружева (резные наличники, ставни, карнизы и т.д.).

Узнавание некоторых известных деревянных домов Томска.

Умение создавать элементы деревянного кружева в технике аппликации или рисования.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Презентация «Путешествие в мир томского деревянного кружева» (с фотографиями деревянных домов Томска, элементами кружева, примерами аппликаций и рисунков).

Раздаточный материал:

Заготовки деревянных домов для аппликации (контуры домов).

Шаблоны элементов кружева (наличники, ставни, карнизы).

Цветная бумага (разных цветов).

Клей-карандаш, ножницы.

Альбомы, карандаши, фломастеры (для рисования).

Пластилин (для объёмных элементов).

Образцы готовых работ (аппликации, рисунки).

Музыкальное сопровождение (фоновая музыка, соответствующая теме).

Видео фрагмент (короткий ролик о деревянном зодчестве Томска).

Методы и приемы:

Словесные (рассказ, беседа, вопросы-ответы, объяснение).

Наглядные (демонстрация слайдов, фотографий, видеоролика).

Практические (аппликация, рисование, моделирование).

Игровые (элементы творческой игры).

Рефлексивные (самооценка, взаимооценка).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

Создание положительного эмоционального настроя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в увлекательное путешествие!

II. Мотивация и целеполагание.

Учитель: Ребята, вы когда-нибудь обращали внимание на красивые дома нашего города? Что необычного вы заметили? (Предполагаемый ответ детей: резные украшения, узоры).

Учитель: Правильно! Сегодня мы поговорим о томском деревянном кружеве – настоящем чуде нашего города. Мы узнаем, как появились эти красивые узоры, из каких элементов они состоят, и даже попробуем создать свои собственные.

Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (Предполагаемые ответы детей: смотреть картинки, узнавать новое, рисовать, клеить).

Учитель: Верно! Наша цель – узнать о томском деревянном кружеве, полюбоваться им и создать что-то свое!

III. Изучение нового материала.

Вводная беседа и демонстрация.

Учитель: Томск – город, богатый своей историей и культурой. Одной из его главных достопримечательностей является деревянное зодчество. Что такое зодчество? (Предполагаемый ответ: искусство строить здания).

Учитель: Наши предки строили деревянные дома с любовью и мастерством, украшая их резными узорами, которые мы называем деревянным кружевом. Давайте посмотрим на экран.

(Демонстрация презентации: показ слайдов с фотографиями красивых деревянных домов Томска, элементов кружева.)

Учитель: Посмотрите, какие красивые дома! Чем они отличаются от современных? (Предполагаемый ответ: резными украшениями).

Знакомство с элементами деревянного кружева (5 минут)

Учитель: Давайте рассмотрим основные элементы, из которых состоит это кружево.

(Демонстрация слайдов с названиями и изображениями элементов: наличники, ставни, карнизы, подзоры, фронтоны и т.д.)

Учитель: Что такое наличники? (Предполагаемый ответ: украшения вокруг окон). А ставни? (Предполагаемый ответ: доски, которые закрывают окна). Карнизы? (Предполагаемый ответ: украшения под крышей).

Учитель: Какие узоры вы видите на этих элементах? (Предполагаемый ответ: цветы, листья, геометрические фигуры).

(Учитель кратко объясняет значение каждого элемента, называя их названия, уделяя внимание основным элементам и их расположению.)

Краткий рассказ о значении деревянного зодчества (5 минут)

Учитель: Деревянное кружево – это не просто украшение. Оно показывает мастерство наших предков, их вкус и умение. Оно рассказывает историю нашего города. Эти дома – настоящие произведения искусства, которые бережно хранятся и охраняются.

(Показ короткого видеоролика о деревянном зодчестве Томска.)

Учитель: А какие известные дома вы знаете? (Предполагаемый ответ: Дом с шатром, Дом с драконами, Дом с жар-птицами (если дети знакомы)).

IV. Практическая работа.

Выбор техники и распределение ролей.

Учитель: Сегодня вы будете сами создавать элементы томского деревянного кружева! У вас есть выбор:

Аппликация: Вырезать элементы кружева из цветной бумаги и наклеить на заготовку дома.

Рисование: Нарисовать элементы кружева на заготовке дома или отдельно.

Моделирование (для самых смелых): слепить элементы из пластилина (учитель оказывает помощь и обеспечивает необходимыми материалами).

Учитель: Разделитесь на группы (по желанию или по указанию учителя). Выберите, какой способ вам больше нравится.

Самостоятельная работа учащихся

(Учитель раздает необходимые материалы: заготовки домов, шаблоны, цветную бумагу, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, пластилин.)

(Учитель контролирует процесс, оказывает помощь, отвечает на вопросы, поддерживает детей, следит за аккуратностью и безопасностью работы с инструментами.)

(Звучит фоновая музыка.)

Индивидуальная помощь и руководство.

(Учитель подходит к каждому ребенку, оказывает индивидуальную помощь в соответствии с выбранной техникой, хвалит за старания.)

V. Физкультминутка.

Учитель: Давайте немного отдохнем и разомнем наши ручки.

Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Вращение кистями в разные стороны (как будто выпиливаем узор). Изображаем, как кисточкой рисуем наличник (движения кистью).

VI. Презентация и обсуждение результатов .

Учитель: А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось!

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Учитель: Расскажите, какие элементы кружева вы использовали, что было самым интересным, что сложным?

(Дети рассказывают о своих работах, делятся впечатлениями.)

Учитель: Молодцы! У всех получились очень красивые работы.

(Похвала, поощрение.)

(Организовать небольшую выставку работ.)

VII. Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Учитель: Что вам больше всего понравилось?

Учитель: Что было самым интересным? Самым трудным?

Учитель: Как вы думаете, почему важно сохранять и изучать деревянное кружево Томска? (Предполагаемый ответ: это красота, история, культура нашего города).

(Дети отвечают на вопросы, выражают свои мысли и впечатления.)

VIII. Домашнее задание.

Учитель: Дома я предлагаю вам:

Найти информацию о понравившемся деревянном доме Томска (название, адрес).

Нарисовать еще один элемент томского кружева или придумать свой собственный.

IX. Подведение итогов занятия.

Учитель: Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в мир томского деревянного кружева. Вы узнали много нового, создали красивые работы. Я надеюсь, что вы полюбили красоту нашего города еще больше. Спасибо за работу!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.