Методическая разработка занятия «Игры путешествие в мир эмоций» (1–2 класс)
Методическая разработка занятия-игры
«Путешествие в мир эмоций» (1-2 класс).
Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
Занятие - игра «Путешествие в мир эмоций» направлена на развитие эмоционального мира ребенка, умения выражать свои эмоции, различать основные эмоциональные состояния, чувствовать настроение и понимать друг друга. Занятие проводится в малых группах (количество учеников 1-6).
1. Знакомство с эмоциями.
Цель: ознакомить детей с различными эмоциональными состояниями и особенностями мимики, научить их осознавать свои эмоции и интересоваться настроением друг друга.
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью бровей, глаз и рта. От этого внешность в зависимости от эмоционального состояния меняется.
Как выглядят различные эмоции?
Злость - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Страх – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
Грусть – внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
Удивление – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
Радость - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Спокойствие – брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
Обучающимся предъявляют изображения лиц, выражающие различные эмоциональные состояния (Приложение 1).
Ученикам предлагают ответить на следующие вопросы:
Какую эмоцию выражает это лицо?
По каким признакам (брови, глаза, рот) ты определил эту эмоцию?
Далее педагог предлагает привести пример, когда ребенок испытывал названную эмоцию. В результате чего эмоции детей становятся более осознанными, они больше узнают друг о друге (чему радуются или удивляются одноклассники, чего они боятся, что их огорчает, от чего злятся).
Для закрепления знаний обучающимся раздают разрезанные изображения лиц с разными эмоциями. Задача детей восстановить изображения из частей.
2. Проигрывание эмоций.
Цель: научить детей при помощи интонации и мимики изображать различные эмоции.
Обучающимся раздаются листочки, на которых написана одна из эмоций (радость, грусть, гнев, удивление, страх, спокойствие). Затем каждый по очереди при помощи интонации и мимики произносит фразу №1 с той эмоцией, которая написана у него на листочке. Задача остальных – угадать эмоцию, с которой была произнесена фраза. Тоже самое ученики проигрывают с фразами №2 и №3, листочки с названием эмоции каждый раз выдаются разные.
Фразы:
№ 1 «Скоро каникулы» (эмоционально положительная фраза).
№ 2 «Опять двойка» (эмоционально отрицательная фраза).
№ 3 «Сегодня понедельник» (эмоционально нейтральная фраза) .
3. Игра «Путешествие в мир эмоций»
Цель: научить детей различать эмоции и соотносить их с графическими изображениями.
Для игры потребуется кубик и 18 карточек с персонажами сказок (Приложение 2) .
Ведущий раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх. Каждый игрок по очереди бросает кубик. Называет выпавшую эмоцию и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием. Правильно выбранную карточку игрок оставляет у себя, неправильно - кладет обратно. Побеждает тот, кто соберет больше карточек с различными эмоциональными состояниями.
4. Арт-терапия «Мое настроение»
Цель: гармонизация эмоционального состояния.
На доске прикреплена ромашка, количество лепестков соответствует количеству учеников. Каждый ученик берет по одному лепестку и с помощью красок или карандашей старается изобразить на своем лепестке свое настроение во время занятия.
5. Обратная связь
Далее каждый ученик прикрепляет свой лепесток к ромашке и рассказывает о своем настроении.
По желанию ученик отвечает на несколько вопросов:
Что понравилось на занятии?
В чем возникали трудности?
Что узнали нового?
Приложение 1
Приложение 2