12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Болева Татьяна Николаевна18

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: «Разбор имени существительного как части речи»

Тип урока: рефлексия

Автор: Болева Т.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ ОСОШ № 1п. Октябрьский.

Цель: актуализировать знания детей об имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках.

Планируемые результаты:

- предметные:

- научить выполнять разбор имени существительного как части речи.

- тренировать умение исправлять допущенные ошибки на основе рефлексии собственной деятельности.

- личностные:

- развивать самостоятельность, доброжелательное отношение, настойчивость, выдержку, внимательность.

- метапредметные:

- формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.


 

Оборудование:

1) Демонстрационный материал:

Д-1 Алгоритм разбора имени существительного как части речи;

Д-2 Алгоритм определения рода имени существительного;

Д-3 Образец для самопроверки самостоятельной работы № 1;

Д-4 Алгоритм исправления ошибок.

2) Раздаточный материал:

Р-1 Карточки для работы в парах на этапе актуализации (алгоритм определения рода имени существительного);

Р-2-3 Самостоятельная работа № 1по вариантам;

Р-4 Образец для самопроверки самостоятельной работы № 1;

Р-5 Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1;

Р-6 Лист для самооценки

Р-7 Материалы для дополнительного задания;

Р-8 Тренировочные задания с метапредметным компонентом;

Р-9 Самостоятельная работа № 2;

Р-10 Эталон выполнения самостоятельной работы № 2.

Р11 Образец для самопроверки дополнительного задания.

Презентация

Ход урока

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Учитель:

- Девизом к сегодняшнему уроку предлагаю слова немецкого писателя и философа Иоганна Гёте. Прочитайте их (слайд 1):

t1592394298aa.png

 

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Как вы думаете, почему я выбрала этот девиз к сегодняшнему уроку? (На сегодняшнем уроке мы будем пробовать свои силы в изучаемой теме.)

- Предположите, по какой теме вы будете сегодня проверять свои знания? (Мы работаем сейчас с темой «Разбор имени существительного как части речи» и проверять знания будем по этой теме.)

Дети записывают дату и тему урока в тетради. Учитель выполняет те же действия на доске.

- С какой целью вы будете себя проверять? (Чтобы узнать, есть ли у нас затруднения в усвоении материала по этой теме или нет. Если выяснится, что есть, то определить, в чём причины этих затруднений, постараемся устранить причины затруднений.)

- По какому плану мы будем работать на уроке? (Мы повторим то, что нам известно по этой теме, выполним самостоятельную работу, если будут ошибки, поработаем над ними.)

- Что вам поможет в работе? (Эталоны, правила, алгоритмы, внимательность, выдержка, настойчивость.)

- Тогда вперёд за работу, а чтобы она была успешной, с чего надо начать? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

-Что предлагаете повторить в первую очередь? (Необходимо повторить, что такое имя существительное, так как мы работаем с этой частью речи.)

- Пожалуйста! (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?) (слайд2)

t1592394298ab.png

-Что ещё необходимо повторить? (Алгоритм разбора имени существительного как части речи.)

- Повторите! (Первый шаг: задаю вопрос, второй шаг: ставлю в начальную форму, третий шаг: определяю часть речи, четвёртый шаг: указываю постоянные признаки-одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, пятый шаг: указываю непостоянные признаки- число.)

Учитель выставляет на доску листы с алгоритмом разбора имени существительного как части речи.

Смотри таблицы в файле.

- Промаркируем получившийся алгоритм .

- Можете ли вы дополнить данный алгоритм разбора имени существительного как части речи знаниями об имени существительном? (Можем, конечно.)

- Дополните! (Необходимо уточнить, что начальная форма имени существительного - это форма единственного числа и вопросы кто? или что?)

2.Смотри таблицу в файле.

- Промаркируем данное знание

(Правило дополнительно прицепляю магнитом. Маркировку пишу мелом на доске)

- Какой ещё шаг можете дополнить? (Мы знаем, что одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?», неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «что? Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, нарицательные - с маленькой буквы.)

- Какие слова относятся к именам собственным? ( Географические названия, ИФО людей, клички животных, названия литературных произведений, улиц и т.д.)

4. Смотри таблицу в файле. 

- Промаркируем данные знания

(Правило дополнительно прицепляю магнитом. Маркировку пишу мелом на доске.)

- Какой ещё шаг требует уточнения? (Мы знаем, что имена существительные бывают мужского, среднего и женского рода.)

- Что вам помогает определять род имён существительных? (Нам помогает алгоритм определения рода имён существительных.)

- Значит что необходимо сделать? (Необходимо вспомнить алгоритм определения рода имён существительных.)

- Предлагаю вам поработать в парах. Возьмите карточку для работы, восстановите алгоритм. Две пары приглашаю поработать у доски: 1 пара - мальчики, 2 пара - девочки. Остальные работают в паре на местах. (Запись у доски ведётся на больших, заранее подготовленных учителем листах размером А4. В результате работы на доску прикрепляются 2 схемы.)

Восстанови алгоритм:

1. Подставить к имени существительному _____СЛОВА ПОМОЩНИКИ____________________.

2. Если имя существительное сочетается со словами _____ОН МОЙ___________,

то оно мужского рода.

3. Если имя существительное сочетается со словами __ОНА МОЯ______________,

то оно женского рода.

4. Если имя существительное сочетается со словами ____ОНО МОЁ____________,

то оно среднего рода.

Смоти таблицу в файле. 

- Мальчики и девочки, сверьтесь с алгоритмами на доске! Сделайте вывод о результате своей работы. (Наш алгоритм совпал с алгоритмом на доске, у нас были неточности, но мы их исправили.)

Девочки, озвучьте данный алгоритм!

- Промаркируем данный алгоритм. 
- Какой ещё шаг вы можете уточнить? (Имена существительные могут быть единственного числа, если они обозначают один предмет, могут быть множественного числа, если они обозначают несколько предметов. Пятый шаг алгоритма дополняю карточками)

5.Смотри таблицу в файле. 

- Промаркируем данное знание .

-Зачем мы повторили все эти знания? (С помощью этих знаний мы можем выполнять разбор имени существительного как части речи.)

- Сформулируйте следующее задание для нас. (Выполнить разбор имени существительного как части речи.)

- Найдите имена существительные в данном предложении.

Слайд3

t1592394298ac.png

- Выполним разбор первых двух имён существительных: «спорт» и «роль». Приглашаю поработать у доски мальчика и девочку. Договоритесь, кто с каким словом будет работать. ( 1человек работает самостоятельно, другой- комментирует вслух, показывая образец записи. Остальные дети выполняют разбор обоих слов.

Слайд 4 (образец записи)

 

Образец записи:

Берёза - (что?), н.ф. (что?) берёза – сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед.ч.

Ученик выполняет. 

Спорт (что?), н.ф. (что?) спорт – сущ., неодуш., нариц., м.р., ед.ч.

 

Роль (что?), н.ф. (что?) роль – сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед.ч.

- Просигнальте, кто согласен. (Дети сигнализируют своё согласие. Если допущены ошибки, то они исправляются детьми самостоятельно. )

- Какой следующий шаг? (Мы выполним самостоятельную работу № 1.)

- Основная цель выполнения этой работы? (Выяснить есть ли у нас затруднения в усвоении знаний по данной теме.)

- Не забудьте при выполнении самостоятельной работы указывать, какие алгоритмы и правила вы используете. Желаю вам быть внимательными и достичь успеха!


3. Самостоятельная работа №1 по вариантам.

Смотри таблицу в файле.

- Стоп! Время истекло. Какой следующий шаг? (Проверить свою работу.)

- С какой целью будете проверять? (Чтобы выяснить, есть ли у нас затруднения.)

- Ребята 1-го варианта, возьмите образец для проверки. Он лежит на парте. Ребятам 1-го варианта, внимание – образец на экране!

- У кого ответы не совпали, подчеркните место своей ошибки зелёной ручкой. (Ученики подчёркивают)

Приступайте к проверке! (Слайд5).

Смотри таблицу в файле. 
 

- Поделитесь результатами проверки. Поднимите руку, у кого не совпали ответы?

- У кого ответы совпали?

4. Локализация индивидуального затруднения.

-Что необходимо выяснить? (Необходимо выяснить причину своей ошибки).

- Что вам поможет определить причину своей ошибки? (Эталон для самопроверки.)

- У кого ответы совпали с образцом, зачем вам проверять по эталону для самопроверки? (Чтобы проверить ход выполнения задания, оформление.)

- Для детей 1-го варианта эталоны для самопроверки лежат на парте. Ребята 2-го варианта проверяют по эталону со слайда. (Слайд6) Возьмите лист самооценки из конверта и каждое действие отмечайте + или ?


Смотри таблицы в файле. 

 

Заполните лист самооценки для самостоятельной работы№1:

 

самостоятельная

работа№1

самостоятельная

работа №2

А1

 

 

А2

 

 

П1

 

 

П2

 

 

П3

 

 

 

- Поднимите руку, кто ошибся в использовании алгоритма 1?( Учитель фиксирует количество ошибок)

- Кто ошибся в использовании алгоритма 2?

- Кто ошибся в использовании правила 1?

- Кто ошибся в использовании правила 2?

- Кто ошибся в использовании правила 3?

- Кто ошибся в использовании правила 4?

- У кого все плюсы? (Учащиеся поднимают руки)

- Сделайте вывод. (У нас нет затруднений в разборе имени существительного как части речи; мы умеем выполнять разбор имени существительного как части речи.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Вы достигли успеха в этой работе! Какова цель вашей дальнейшей работы? (Мы можем двигаться вперёд, работать с дополнительными заданиями, выполнять творческие задания, или заданиями повышенной сложности.)

- Я очень рада вашему успеху! Вы продолжите работать в тетради на печатной основе на

- Кто допустил ошибки, какова ваша цель? (Мы должны поработать над своими ошибками.)

- Что помогает вам исправлять ошибки? (Алгоритм исправления ошибок.)

- Как предлагаете действовать далее? (Необходимо повторить то, правило, на которое была допущена ошибка, выполнить тренировочное задание на это правило, проверить его.)

- Прочитайте алгоритм.(Слайд7)

Как исправить ошибку?

1. Запиши номер задания, где ответ не совпал.

2. Подчеркни место в решении, где допущена ошибка зеленой ручкой.

3. Найди правило, в котором ты ошибся (эталон) и прочитай его ещё раз.

4. Исправь ошибку.

5. Выбери или придумай пример на это правило.

6. Запиши 2-3примера на эту ошибку.

(Учащиеся фронтально повторяют правило, отмеченное в таблице.)

- У меня на столе из конвертов(Р-8) выберите задания на те правила, в которых вы испытали затруднения в самостоятельной работе. Работайте самостоятельно над преодолением своих затруднений.( Учащиеся самостоятельно работают над заданиями для тренировки и проверяют их по образцу для проверки- -на обратной стороне.)

Смотри таблицу в файле. 

На оборотной стороне:

Дом, книга, заяц.

 

Скакалка, зарядка, мяч.

Витамин, тренажёр, тренер.

Поддержка, упражнение, старт.


Одуш. или неодуш.

тренер –___________ зарядка –______ бег – ___________

сила –_____________ друзья –_______ спортсмен –_____

цель – ________ старание – _________ воля –_________

бегун –________ друг – _____________ бегунья –_______


На оборотной стороне:

Тренер – одуш.       зарядка – неодуш.       бег – неодуш.

сила - неодуш.       друзья – одуш.            спортсмен – одуш.

цель – неодуш.      старание – неодуш.       воля – неодуш.

бегун – одуш.         друг – одуш.                бегунья – одуш.

Нариц. или собств.

Челябинск -                           Тимоша-                              Гена -

коньки –                                корова -                             соловей -

у  воробья -                           Александр -                        Париж -

 

На оборотной стороне:

Челябинск - собств.      Тимоша- собств.         Гена - собств.

коньки – нариц.            корова - нариц.           соловей - нариц.

У воробья - нариц.        Александр - собств.      Париж - собств.


Определи род:

зарядка - ____ сила - _________ тренировка - ______

тренер - _____ терпение - _____ бег - _______

старание - ____ спорт - ________ упражнение - ______


На оборотной стороне:

зарядка - ж.р. сила - ж.р. тренировка - ж.р.

тренер - м.р. терпение - ср.р. бег - м.р.

старание - ср.р. спорт - м.р. упражнение - ср.р.


Определи число:

под дождём – ____ зарядку – _____ силами – _____

скакалки – _______ по утрам – ____ на воздухе - ___

с тренировки – ____ тренажёры – ____ победами – ____

упражнения – _____ старанием – _____ к финишу – _____


На оборотной стороне:

под дождём – ед.ч. зарядку – ед.ч. силами – мн.ч.

скакалки – мн.ч. по утрам – мн.ч. на воздухе – ед.ч.

с тренировки – ед.ч. тренажёры – мн.ч победами – мн.ч.

упражнения – мн.ч. старанием – ед.ч. к финишу – ед.ч


6. Обобщение затруднений во внешней речи.

- Попробуйте определить причины основных затруднений. (Забыл правило, невнимательность, перепутал шаги алгоритма, забыл форму записи.)

- Ваши рекомендации по их устранению! (Повторить правило, быть внимательнее.)

- Посмотрите на доску и сделайте вывод об основных затруднениях, с которыми встретились учащиеся нашего класса.( Учащиеся вновь называют правила, в которых встретилось массовое затруднение.)

 

7. Самостоятельная работа№2 с самопроверкой по эталону.

- Какой следующий шаг вашей работы? (Выполним самостоятельную работу № 2.)

- Всю работу будете выполнять? (Нет, только те задания, которые вызвали затруднения в самостоятельной работе № 1.)

- Приступайте.( Учащиеся выполняют сам. работу №2-карточка Р-9)

Смотри таблицу в файле. 

- Стоп. Время закончилось. Какой ваш следующий шаг? (Проверить.)

- Проверьте! (Учащиеся проверяют по эталону для самопроверки)

Смотри таблицу в файле. 

- Кто справился с затруднениями?(Учащиеся поднимают руки)

- Молодцы! У кого ещё остались затруднения? (Учащиеся поднимают руки)

- Где вы можете над ними поработать? (В домашней работе.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Время работы групп истекло. 2 группы выполняли самостоятельную работу. Дети проверяют работу по образцу.( Слайд 8)

«1 Найди и исправь ошибки. Укажи число ошибок

Я шёл полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. Ошибок: _______

2 Твоя бабушка в своей речи часто употребляет фразеологизмы. Проверь себя, всегда ли ты её понимаешь правильно. У брата с утра плохое настроение. Какой фразеологизм в этом случае могла привести бабушка? Подчеркни

А) Из рук вон плохо.

Б) Мастер на все руки.

В) Язык без костей.

Г) Встал с левой ноги.

Д) Не поминай лихом.

3 Какое отчество у дочери Якова? Подчеркни

(А) Якововна; (Б) Яковична; (В) Яковлична; (Г) Яковевна; (Д) Яковлевна

4 Найди спрятанные в предложениях фамилии известных писателей и приведи примеры произведений, авторами которых они являются.

Образец: Не пойму – зачем ил на дне реки? - «Винни Пух и все-все-все»

1.Кто запер родителей в тёмной комнате?

______________________________________________________________________

2.Витя, не надо краба ртом трогать!

______________________________________________________________________

3.Мама, а змея, рыба, комар, шакал – это все звери?

______________________________________________________________________

4.Дорогой друг, айда рыбу ловить

_______________________________________________________________

5 Выбери и подчеркни слово, в котором количество звуков и букв совпадает.

А) Лошадь. Б) Стеречь. В) Удивишься. Г) Юнга. Д) Смеюсь.

6 Болгарский язык родствен русскому. Какие профессии по-болгарски называются разузнава́ч, кова́ч и чиста́ч? Подчеркни строку

(А) уборщик, разведчик, кузнец; (Б) разведчик, кузнец, уборщик;

(В) уборщик, кузнец, разведчик; (Г) разведчик, уборщик, кузнец; (

Д) кузнец, разведчик, уборщик.

7. Ворон-маг Карл легко превращает одно слово в другое. Сегодня ему нужно превратить предложенные слова в названия растений. Какое слово Карл не сможет преобразовать?

ПИЛА МОШКАРА КОРМА МЫШКА НАСОС

Запишите только это слово в ответе._______________________________

8 Путешествие по «реке времени». Как мы сейчас произносим слова:
            Врата – ________________             Млеко- _________________            

            Уста – _________________      Зеница – _______________
№ 9 Замени выделенные слова близкими по смыслу.

Седые горы -___________________________Бархатный голос -_______________________

Тяжёлый взгляд -________________________Лёгкий характер -_______________________

Правильные ответы дополнительного задания. Самопроверка.

Вопросы выходят за рамки программного уровня. Поэтому учителю не стОит показывать детям критерии оценки. Но отметить детей, которые набрали хорошее количество баллов и поставить в журнал только хорошие оценки.

 

1

Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.

5б. (по 0, 5 балла за 1 ошибку)

2

Г) Встал с левой ноги.

3

(Д) Яковлевна

4

Перро- Красная шапочка, Кот в сапогах, Золушка..

Барто- Игрушка, Любочка…

Маршак -12 месяцев, Вот какой рассеянный……

Гайдар - Чук и Гек, Сказка о военной тайне, Тимур и его команда

8б.

По 1 баллу за ответ

5

д – смеюсь

1б.

6

(Б) разведчик, кузнец, уборщик;

 

1б.

7

корма

1б.

8

(ворота, молоко, губы, глаза

9

(белоснежные, приятный, мрачный, весёлый)

 

4б.


 

Итого:26 баллов.

Оценивание:

25-26 баллов –высокий уровень.

24-19 баллов- средний уровень.

18-13 баллов – ниже среднего.

Меньше 12 –низкий уровень.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- Наш урок подошел к концу. Какой последний шаг учебной деятельности? (Провести анализ нашей деятельности, подвести итог.)

- Какую цель ставили себе на уроке? (Проверить свои знания и умения в изучаемой теме).

- Оцените своей деятельности!

t1592394298ae.png

(Я поставил для себя цель - узнать есть ли у меня затруднения в разборе имени существительного как части речи. Я выполнил самостоятельную работу без ошибок, затруднений не возникло, я добился цели; Я знал, что умею разбирать имена существительные как часть речи и поставил цель еще раз убедиться в этом, но оказалось, что у меня возникли затруднения. Я еще раз повторил правила, потренировался, и затруднения у меня исчезли; Я ставил цель проверить себя: есть ли затруднения в усвоении темы. Оказалось, что есть. Я повторил правила, потренировался, но видно недостаточно, т.к. затруднения у меня остались. Думаю, что дома мне еще раз надо поупражняться в выполнении подобных задний.)

- Какое домашнее задание порекомендовали бы тем, у кого остались еще затруднения? (Повторить, алгоритм разбора имени существительного как части речи, поупражняться в разборе имени существительного как части речи.)

Домашнее задание: тем, у кого остались затруднения - потренироваться в разборе имён существительных; кто работал с тестом – дома решить тест до конца.


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 19.06.20 в 20:47 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, спасибо за работу!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.