Урок русского языка на тему «Роль имени существительного в речи» (3 класс)
Русский язык
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(2 четверть)
Урок 37
Тема урока: Роль имени существительного в речи. Синонимы и антонимы существительных.
Цель урока:
Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;
Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;
Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;
Тип урока: проверка знаний умений и навыков
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;
Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки.
Этапы и структура урока.
1. |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока) |
Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский). |
|
Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка» А) Поэтическая минутка. Стр103 упр.229 |
|
2. |
Проверка домашнего задания. |
3. |
Чистописание |
Какие названия предметам даёт имя существительное? Живые существа: девочка,.. Явления природы: гроза,.. Явления общественной жизни, события: митинг,.. Признак как предмет: синь,.. Действие как предмет: бег, Абстрактные понятия: доброта,.. Конкретные предметы: дверь,.. |
|
Сообщение темы урока. |
|
Упр. 230- устно |
|
Упр. 232 - комментированное письмо. |
|
4. |
Постановка учебной задачи. |
- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы? Поиграем в группы слов Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом) Пёс, петух, корова, кошка - … животные. Кукла, мячик и гармошка - … игрушки. Лук, редиска, огурцы - … овощи. Молоток, топор, щипцы - … инструменты. Платье, юбка и рубашка - … одежда. Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда. Василек, ромашка, роза -… цветы. Ветер, дождик и морозы - … явления природы. - Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов? |
|
Сосчитайте сколько в стихотворении всего слов, сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов, служебных слов? |
|
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. А.Фет |
|
В стихотворении – 22 слова Существительных – 14 Прилагательных- 6 Служебных слов –2 Глаголов - нет |
|
5. |
Наблюдение над особенностями существительных в речи |
Снег, снежище - белое чудо России. (Р.Рождественский) И стоят себе липы, липушки. (М.Исаковский) |
|
Работа с правилом стр. 105 |
|
Упр.233 - комментированное письмо. |
|
Работа с правилом стр. 107 Басня «Лиса и тетерев» |
|
Упр. 234 - комментированное письмо. |
|
6. |
Физкультминутка |
- Сели (минутка отдыха). Реснички опускаются… |
|
Мы спокойно отдыхали, Продолжаем работу. |
|
Упр. 235 - устно |
|
7. |
Зрительный диктант. |
Упр. 238 - записать пословицы по памяти. |
|
8. |
Самостоятельная работа творческого х-ра. |
Упр. 237. Проверка – фронтально. |
|
9. |
Итог урока. |
Доказали ли справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»? В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Имя существительное даёт названия предметам. С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы. Имена существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно – ласкательное значение слова. |
|
Домашнее задание. |
|
Стр.104 упр.231 правило |
|
Рефлексия |
|
“Сегодня на уроке я…” - узнал новое… - научился … - было трудно … - всё понял, могу помочь другим … |
Карточка № 1 (3-1-16) Ф.И. ____________________________________________
Найти антонимы к словам:
ДА -……., |
ХОРОШИЙ -………..……, |
ДОМ -…………., |
ВЕСЕЛО -………..….., |
МИР -………… |
ДЕРЕВО -……., |
УТРО -…………... |
Карточка № 2 (3-1-16) Ф.И. __________________________________________
Впишите вместо черточек слова-антонимы.
Труд всегда дает, а лень только___________________________
Ученье свет, а неученее– _______________________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ________________________
Знай больше, а говори _______________________
Карточка № 1 (3-1-16) Ф.И. ____________________________________________
Найти антонимы к словам:
ДА -……., |
ХОРОШИЙ -………..……, |
ДОМ -…………., |
ВЕСЕЛО -………..….., |
МИР -………… |
ДЕРЕВО -……., |
УТРО -…………... |
Карточка № 2 (3-1-16) Ф.И. __________________________________________
Впишите вместо черточек слова-антонимы.
Труд всегда дает, а лень только___________________________
Ученье свет, а неученее– _______________________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ________________________
Знай больше, а говори _______________________
Карточка № 1 (3-1-16) Ф.И. ____________________________________________
Найти антонимы к словам:
ДА -……., |
ХОРОШИЙ -………..……, |
ДОМ -…………., |
ВЕСЕЛО -………..….., |
МИР -………… |
ДЕРЕВО -……., |
УТРО -…………... |
Карточка № 2 (3-1-16) Ф.И. __________________________________________
Впишите вместо черточек слова-антонимы.
Труд всегда дает, а лень только___________________________
Ученье свет, а неученее– _______________________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ________________________
Знай больше, а говори _______________________