Урок русского языка на тему «Роль имени существительного в речи» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 18 October 2018 в группе

Русский язык

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»

(2 четверть)

Урок 37

Тема урока: Роль имени существительного в речи. Синонимы и антонимы существительных.

Цель урока:

Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;

Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;

Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;

Тип урока: проверка знаний умений и навыков

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки.

Этапы и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

 

Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский).

 

Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»

А) Поэтическая минутка. Стр103 упр.229

2.

Проверка домашнего задания.

3.

Чистописание

 

Какие названия предметам даёт имя существительное?

Живые существа: девочка,..

Явления природы: гроза,..

Явления общественной жизни, события: митинг,..

Признак как предмет: синь,..

Действие как предмет: бег,

Абстрактные понятия: доброта,..

Конкретные предметы: дверь,..

 

Сообщение темы урока.

 

Упр. 230- устно

 

Упр. 232 - комментированное письмо.

4.

Постановка учебной задачи.

 

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?

 

Сосчитайте сколько в стихотворении всего слов, сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов, служебных слов?

 

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

А.Фет

 

В стихотворении – 22 слова

Существительных – 14

Прилагательных- 6

Служебных слов –2

Глаголов - нет

5.

Наблюдение над особенностями существительных в речи

 

Снег, снежище - белое чудо России. (Р.Рождественский)

И стоят себе липы, липушки. (М.Исаковский)

 

Работа с правилом стр. 105

 

Упр.233 - комментированное письмо.

 

Работа с правилом стр. 107 Басня «Лиса и тетерев»

 

Упр. 234 - комментированное письмо.

6.

Физкультминутка

 

- Сели (минутка отдыха). Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаб-ле-на,…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется. (2раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…

 

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!

Продолжаем работу.

 

Упр. 235 - устно

   

7.

Зрительный диктант.

 

Упр. 238 - записать пословицы по памяти.

8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.

 

Упр. 237. Проверка – фронтально.

9.

Итог урока.

 

Доказали ли справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»?

В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Имя существительное даёт названия предметам.

С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы.

Имена существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно – ласкательное значение слова.

 

Домашнее задание.

 

Стр.104 упр.231 правило

 

Рефлексия

 

Сегодня на уроке я…”

- узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …

Карточка № 1 (3-1-16) Ф.И. ____________________________________________

Найти антонимы к словам:

ДА -…….,

ХОРОШИЙ -………..……,

ДОМ -………….,

ВЕСЕЛО -………..…..,

МИР -…………

ДЕРЕВО -…….,

УТРО -…………...

 

Карточка № 2 (3-1-16) Ф.И. __________________________________________

Впишите вместо черточек слова-антонимы.

Труд всегда дает, а лень только___________________________
Ученье свет, а неученее– _______________________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ________________________
Знай больше, а говори _______________________

Карточка № 1 (3-1-16) Ф.И. ____________________________________________

Найти антонимы к словам:

ДА -…….,

ХОРОШИЙ -………..……,

ДОМ -………….,

ВЕСЕЛО -………..…..,

МИР -…………

ДЕРЕВО -…….,

УТРО -…………...

 

Карточка № 2 (3-1-16) Ф.И. __________________________________________

Впишите вместо черточек слова-антонимы.

Труд всегда дает, а лень только___________________________
Ученье свет, а неученее– _______________________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ________________________
Знай больше, а говори _______________________

Карточка № 1 (3-1-16) Ф.И. ____________________________________________

Найти антонимы к словам:

ДА -…….,

ХОРОШИЙ -………..……,

ДОМ -………….,

ВЕСЕЛО -………..…..,

МИР -…………

ДЕРЕВО -…….,

УТРО -…………...

 

Карточка № 2 (3-1-16) Ф.И. __________________________________________

Впишите вместо черточек слова-антонимы.

Труд всегда дает, а лень только___________________________
Ученье свет, а неученее– _______________________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ________________________
Знай больше, а говори _______________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации