Урок русского языка в 4 классе на тему «Состав слова. Значимые части слова»
Урок русского языка
Тема: «Состав слова. Значимые части слова»
Тип урока: обобщение знаний, повторение.
Планируемые результаты:
Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языку
Коммуникативные – слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности
Познавательные – проводить наблюдения над языковыми единицами
Предметные – распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор
Метапредметные – владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.
Задачи:
1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.
2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.
3. Развитие орфографической зоркости
Ход урока:
Организационный момент. Запись числа в тетради.
2. Постановка темы, цели урока.
- Посмотрите на доску, что за значки вы видите?
- Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
- Назовем эти понятия одним словом – морфемы
- Что такое морфема? ( морфема – это наименьшая значимая часть слова)
- Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)
3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.
Отгадаем загадку:
- Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
МОРФЕМИКА – особый раздел науки о языке
Разберем слово по составу.
1 шаг.
Окончание (сообщение ученика) значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в словосочетании, предложении. Окончание может указать на часть речи.
Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.
Задание: выделить окончания в словах.
Зима, зимний, снежинка, заморозит. (макс. 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: в каких частях речи можно обозначить окончание?
2 шаг
Основа (сообщение) – это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. В основе слова может быть одна морфема(корень), но может быть и больше.
Задание: выделить основы слов.
Перемена, пришкольный, звонок, учительница. (макс. 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие морфемы входят в состав основы?
3 шаг
Корень (сообщение) - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.
Задание: Найти однокоренными слова, выделить корень.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
А.С. Пушкин.
Однокоренные слова: старик- старуха- старухой (стар-); пряла- пряжу (прял-/пряж-); тридцать- три (три-). (макс 3 бала)
Вопрос повышенной сложности:
4 шаг
Суффикс (сообщение) - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.
Задание: в словах выделить суффиксы.
Гармонист, летчик, ежик, домишко. (макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения слова может указывать суффикс?
березонька - уменьшительно- ласкательное
тараканище - значение преувеличения
футболист - значение лица
5 шаг
Приставка (сообщение) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.
Задание: выделить приставки в словах
убежал, записать, распрекрасный, подберезовик. ( макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения может иметь приставка?
Особенно это заметно у глаголов. Давайте устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.
Я буду называть вам слова, вы – выделять у них приставки и определять их значение:
Выходить (вы-; движение из чего-либо).
Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).
Перебегать (пере-; движение через что-либо)
Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).
Отпрыгнуть ( от-; движение на отдаление от чего-либо).
6 шаг
Выполните морфемный разбор слов
Придорожный, нарисует, книжка, пенал. ( макс 4 балла)
Подведение промежуточных итогов
подсчитаем максимальную сумму баллов
23 баллов – «5»
20-22 балла – «4»
17-19 баллов – «3»
ФИЗМИНУТКА
Работа с текстом:
Прочитайте текст и выполните к нему задания.
_____________________________
Наступила настоящая зима. Белым ковром покрыл снег всю землю. Дети радуются зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Весело скользят коньки по гладкому льду.
Определите тему текста и озаглавьте его.
Найдите в тексте глаголы с приставками, выделите их.
Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Найдите имена существительные, состоящие из корня и окончания
Из последнего предложения выпишите слова с суффиксом – к-
Творческое задание
А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.
А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс возьмите из слова «обращение».
Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)
Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)
Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)
Итог урока:
Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков ( смайликов)
Сообщение и объяснение домашнего задания.