Урок русского языка в 4 классе «Значимые части слова»
Класс: 4 «А» Учитель: Славная Марина Дмитриевна
Технологическая карта урока
Целевой блок | |||
Тема | |||
Педагогическая цель: | Формирование системы знаний и представлений о значимых частях слова | ||
Планируемые результаты: | Предметные: -формирование и обобщение начальных представлений о значимых частях слова; Личностные: -считаться с мнением другого человека; -оценивать себя и товарищей. Метапредметные УУД: * Регулятивные УУД: -осуществлять целеполагание и планирование учебной деятельности; -производить взаимооценку и самооценку выполненной деятельности. * Коммуникативные УУД: -планировать учебное сотрудничество; -умение осуществлять постановку вопросов и отвечать на них; -умело, полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникаций; -владеть монологической и диалогической формами речи. * Познавательные УУД: -самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи; -поиск и выделение необходимой информации; -эффективное решение проблемной ситуации | ||
Инструментальный блок | |||
Задачи урока: | Образовательная: -подробное рассмотрение определения понятия «состав слова»; -формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи. Развивающая: -совершенствование умений работать сообща, вести диалог; -создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций Воспитательная: -формирование навыков сотрудничества; -воспитание учебной активности; -создание условий для привития умения работать в парах, коллективно и самостоятельно. | ||
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний | ||
Учебно-методический комплекс: | УМК «Школа России», 4 кл., ч.1, стр. 51-53 | ||
Организационно - деятельностный блок | |||
Основные понятия: | «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание» | ||
Межпредметные связи: | литературное чтение, физическая культура | ||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивационный | Здравствуйте ребята. Обратите внимание на экран. Что это? (солнце) Посмотрите, какое оно грустное. Потому что лучики от него не исходят, и оно не может согреть нас своим теплом. Поможем ему засиять снова ярко и радостно? Посмотрите на слайд, что могут обозначать эти знаки? - Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» знак? Что он обозначает?
Кто из вас может расставить эти «знаки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).
| Приветствуют учителя, настраиваются на активное взаимодействие и продуктивную работу. Отвечают на вопрос учителя. Убеждаются в правильности или ложности своих суждений. | Коммуникативные УУД: -планировать учебное сотрудничество; Познавательные УУД: -эффективное решение проблемной ситуации |
Постановка учебных задач | Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о составе слова) Какова же тема нашего урока? (Значимые части слова) Сформулируем цель: ознакомление с информацией о … слова Слайд 6 (цель) Сформулируем задачи: Слайд 7 (задачи) - узнать о … слова - научиться находить ….. слова -применить полученные знания … при выполнении заданий С каждой успешно решенной задачей, у нашего солнышка будут появляться лучи, которые будут нести свет и радость всем. | Пользуясь предыдущим опытом, отвечают на вопрос учителя. Самостоятельно, в соответствии с ФГОС НОО формулируют тему урока, производят целеполагание. Настраиваются на успешное решение задач и достижение поставленной цели. | Регулятивные УУД: -осуществлять целеполагание и планирование учебной деятельности Коммуникативные УУД: -планировать учебное сотрудничество; Познавательные УУД: -самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи |
Учебные действия | Вернёмся к обозначениям. Назовите их. (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа) Сверим предположения с таблицей в учебнике на 52 странице. Назовите главную значимую часть слова.(Корень) Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные слова) Обратите внимание на слайд и предположите, как мы будем выполнять задание? (в парах). Повторим правила работы в парах. Откройте 52 страницу учебника, обратите внимание на 80 упражнение. Прочитайте к нему задание. Как распознать однокоренные слова? (Сначала необходимо найти слова, имеющие общую часть). Можно ли, например, назвать однокоренными слова гора и гореть? Почему? На выполнение у вас есть 1 минута. Покажите готовность, соединив свою ладонь с ладонью соседа по парте. Проверим правильность выполнения задания с помощью интерактивной доски. Выполняя это задание, мы узнали, о... слова Первая задача решена. Теперь выполним работу в группах по три человека. Обратите внимание на 78 упражнение в учебнике на странице 51. Ознакомьтесь с заданием. Распределите роли в каждой из групп: кто будет искать однокоренные слова, кто будет записывать их, кто будет следить за временем и представлять результат работы вашей команды. На выполнение этого задания вам отводится 2 минуты. | Читают текст на слайде и отвечают на вопросы учителя. Сверяют предположения с определениями в учебнике. Повторяют основные правила работы в парах. Выполняют работу в парах с дальнейшей проверкой с помощью интерактивного оборудования. Далее выполняют работу в командах. | Личностные УУД: -считаться с мнением другого человека; -оценивать себя и товарищей Коммуникативные УУД: -владеть монологической и диалогической формами речи Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -эффективное решение проблемной ситуации |
Контроль | Проверим результат работы с помощью документ-камеры. Посмотрите внимательно на слова, которые вы записали. Какие значимые части образовали слова, приведите примеры. (верхний, чистенький, светленький – суффикс) Выполняя это задание, мы научились находить ……. Вот и вторая задача решена. Настало время немного отдохнуть На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки по команде: раз! А под нами весело шелестит трава. Опускаем руки по команде: два. Сейчас выполним задание самостоятельно. Откройте … страницу рабочей тетради. Рассмотрите схемы, прочитайте слова. Определите, какие части есть в каждом слове. Запишите слова соответственно каждой схеме. На выполнение этой работы у вас есть 1 минута. | Сверяют верность выполнения задания с помощью интерактивного оборудования. Выполняют комплекс здоровьесберегающих упражнений в соответствии с инструкцией учителя. | Личностные УУД: -считаться с мнением другого человека Коммуникативные УУД: -владеть монологической и диалогической формами речи Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -эффективное решение проблемной ситуации |
Самоконтроль (взаимоконтроль) | Проверим вашу работу. У кого другие ответы? А сейчас обменяйтесь своей работой с работой соседа по парте. Исправьте ошибки, если они допущены. Чей сосед по парте не допустил ни одной ошибки? Молодцы, а с чем возникли затруднения? Что помогло нам успешно справиться с этим заданием? (полученные знания) Тем самым мы решили третью задачу. | Производят самопроверку и взаимопроверку. | Личностные УУД: -оценивать себя и товарищей Регулятивные УУД: -производить взаимооценку и самооценку выполненной деятельности; Познавательные УУД: -эффективное решение проблемной ситуации |
Оценка | Какую цель мы ставили перед собой? Решая какие задачи нам удалось её достичь? Молодцы, вы отлично потрудились. …… получает оценку отлично, потому что активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы. …. получает оценку хорошо, ты активно работала на уроке, но ответы давала неполные. Остальные ребята продолжат работу на следующем уроке. Закройте учебники и тетради, уберите их на край стола. | Подводят итог урока, опираясь на целеполагание. Принимают оценки за работу с аргументированием. Наводят порядок на рабочем месте. | Личностные УУД: -оценивать себя и товарищей |
Самооценка | Обратите внимание на слайд и поднимите жетон соответствующего цвета. Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Как сказал великий писатель Лев Николаевич Толстой: «Важно не количество знаний, а их качество». И сегодня вы проявили высокий уровень знаний. Спасибо за активную работу. Урок окончен. | Производят самооценку. Принимают похвалу в свой адрес. Прощаются с учителем. | Личностные УУД: -оценивать себя и товарищей |