12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ворона Лариса Леонидовна39

Учитель начальных классов Ворона Лариса Леонидовна.

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема: «Состав слова. Значимые части слова»

Тип урока: обобщение знаний, повторение.

Планируемые результаты:

Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языку

Коммуникативные – слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные – проводить наблюдения над языковыми единицами

Предметные – распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор

Метапредметные – владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.

Задачи: 1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.

2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.

Цель:  создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова, закрепить правописание изученных орфограмм.

Инвентарь: Презентация «Значимые части слова», учебник «Русский язык. 4 класс» под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

Ход урока:

I. Организационный момент. Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Запись числа в тетради.

II. Постановка цели урока (слайд №2): - повторить изученные сведения по теме «Состав слова»;

узнать новый термин «морфема;

научиться находить (определять) морфемы в словах;

- научиться собирать слова из заданных морфем.

III. Повторение. Закрепление. Учитель: 1)Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы с вами совершим путешествие. А что такое «путешествие»? (слайд №3) Путешествие - поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.

- Приглашаю, друзья, в Страну частей слов (слайд №4)

- А сейчас рассмотрим маршрут, по которому будем путешествовать (слайд №5)

2) - Первая станция – «Научная» (слайд №6). Морфема - минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Значимые части слова - это морфемы, такие как корень слова, приставки, суффиксы и окончания.

Учащиеся называют определения значимых частей слова (слайд №7). Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова.

Основа - часть слова без окончания.

-Ребята, откройте учебник на стр.52 и выполните (устно) упражнение 79.

3) - А теперь выполним задание «Какая морфема в словах каждой группы совпадает?» (слайд №8). Соль Солить Солёный

Прибежать Прилететь приехать

Грибок Зубок Дубок

Красивый Лимоновый Помытый (Учащиеся выполняют задание)

4) - Следующая станция называется «Корень» (слайды №9- №10, выполнение заданий устно). В каждой строке родственных слов есть лишнее, найдите это слово, в остальных – определите корень.

горка, сгорел, пригорок, горный

кость, коснуться, костный, косточка

носить, носовой, носик, нос

лесник, лес, лестница, лесистый

В каждой строке родственных слов есть лишнее, найдите это слово, в остальных – определите корень.

горка, (сгорел,) пригорок, горный

кость, (коснуться), костный, косточка

(носить), носовой, носик, нос

лесник, лес, (лестница), лесистый

- Ребята, сейчас выполните задания упр.80 стр.52 и запишите слова в тетради.

5) - Поедем на следующую станцию (ФИЗМИНУТКА «Паровозик»)

6) - Мы подъехали к станции «Приставка» (слайд №11, выполнение заданий) Задание: выделить приставки в словах

убежал, записать, распрекрасный, подберезовик.

Какие значения может иметь приставка?

Особенно это заметно у глаголов. Устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.

Выделять в словах приставки и определять их значение

Выходить (вы-; движение из чего-либо).

Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).

Перебегать (пере-; движение через что-либо)

Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).

Отпрыгнуть ( от-; движение на отдаление от чего-либо).

7) - Прочитайте название следующей станции (слайд №12). Правильно, станция - «Суффикс» (учащиеся выполняют задания слайда). Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.

Задание: в словах выделить суффиксы.

Гармонист, летчик, ежик, домишко.

Какие значения слова может указывать суффикс?

березонька - уменьшительно-ласкательное

тараканище - значение преувеличения

футболист - значение лица

8) - Теперь отправляемся на станцию «Окончание» (слайд № 13, выполняют задание). Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.

Задание: выделить окончания в словах.

Зима, зимний, снежинка, заморозит.

Окончание может указать на часть речи.

9) - Следующая станция нашего необычного путешествия – «Основа» (слайд №14, выполнение задания). Задание: выделить основы слов. Перемена, пришкольный, звонок, учительница

10) - А сейчас, ребята, выполним творческое задание, будьте внимательны! (слайды №15- 22) - творческое задание

А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.

А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

Суффикс возьмите из слова «обращение».

Добавьте к слову окончание существительное реднего рода, именительного падежа (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)

VI. Рефлексия

- Подведём итоги нашего путешествия (слайд №23)

- Наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо за участие. Молодцы! (слайд №24).

V. Домашняя работа (Сообщение и объяснение домашнего задания).

- А для того, ребята, чтобы вы вспомнили наше путешествие, дома выполните упр.82 стр.53. Всем спасибо, можете отдыхать.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.