Урок русского языка в 4 классе на тему «Состав слова. Значимые части слова»
Учитель начальных классов Ворона Лариса Леонидовна.
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема: «Состав слова. Значимые части слова»
Тип урока: обобщение знаний, повторение.
Планируемые результаты:
Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языку
Коммуникативные – слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности
Познавательные – проводить наблюдения над языковыми единицами
Предметные – распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор
Метапредметные – владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.
Задачи: 1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.
2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.
Цель: создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова, закрепить правописание изученных орфограмм.
Инвентарь: Презентация «Значимые части слова», учебник «Русский язык. 4 класс» под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Запись числа в тетради.
II. Постановка цели урока (слайд №2): - повторить изученные сведения по теме «Состав слова»;
узнать новый термин «морфема;
научиться находить (определять) морфемы в словах;
- научиться собирать слова из заданных морфем.
III. Повторение. Закрепление. Учитель: 1)Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы с вами совершим путешествие. А что такое «путешествие»? (слайд №3) Путешествие - поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.
- Приглашаю, друзья, в Страну частей слов (слайд №4)
- А сейчас рассмотрим маршрут, по которому будем путешествовать (слайд №5)
2) - Первая станция – «Научная» (слайд №6). Морфема - минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Значимые части слова - это морфемы, такие как корень слова, приставки, суффиксы и окончания.
Учащиеся называют определения значимых частей слова (слайд №7). Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова.
Основа - часть слова без окончания.
-Ребята, откройте учебник на стр.52 и выполните (устно) упражнение 79.
3) - А теперь выполним задание «Какая морфема в словах каждой группы совпадает?» (слайд №8). Соль Солить Солёный
Прибежать Прилететь приехать
Грибок Зубок Дубок
Красивый Лимоновый Помытый (Учащиеся выполняют задание)
4) - Следующая станция называется «Корень» (слайды №9- №10, выполнение заданий устно). В каждой строке родственных слов есть лишнее, найдите это слово, в остальных – определите корень.
горка, сгорел, пригорок, горный
кость, коснуться, костный, косточка
носить, носовой, носик, нос
лесник, лес, лестница, лесистый
В каждой строке родственных слов есть лишнее, найдите это слово, в остальных – определите корень.
горка, (сгорел,) пригорок, горный
кость, (коснуться), костный, косточка
(носить), носовой, носик, нос
лесник, лес, (лестница), лесистый
- Ребята, сейчас выполните задания упр.80 стр.52 и запишите слова в тетради.
5) - Поедем на следующую станцию (ФИЗМИНУТКА «Паровозик»)
6) - Мы подъехали к станции «Приставка» (слайд №11, выполнение заданий) Задание: выделить приставки в словах
убежал, записать, распрекрасный, подберезовик.
Какие значения может иметь приставка?
Особенно это заметно у глаголов. Устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.
Выделять в словах приставки и определять их значение
Выходить (вы-; движение из чего-либо).
Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).
Перебегать (пере-; движение через что-либо)
Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).
Отпрыгнуть ( от-; движение на отдаление от чего-либо).
7) - Прочитайте название следующей станции (слайд №12). Правильно, станция - «Суффикс» (учащиеся выполняют задания слайда). Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.
Задание: в словах выделить суффиксы.
Гармонист, летчик, ежик, домишко.
Какие значения слова может указывать суффикс?
березонька - уменьшительно-ласкательное
тараканище - значение преувеличения
футболист - значение лица
8) - Теперь отправляемся на станцию «Окончание» (слайд № 13, выполняют задание). Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.
Задание: выделить окончания в словах.
Зима, зимний, снежинка, заморозит.
Окончание может указать на часть речи.
9) - Следующая станция нашего необычного путешествия – «Основа» (слайд №14, выполнение задания). Задание: выделить основы слов. Перемена, пришкольный, звонок, учительница
10) - А сейчас, ребята, выполним творческое задание, будьте внимательны! (слайды №15- 22) - творческое задание
А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.
А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс возьмите из слова «обращение».
Добавьте к слову окончание существительное реднего рода, именительного падежа (склонение)
Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)
Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)
VI. Рефлексия
- Подведём итоги нашего путешествия (слайд №23)
- Наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо за участие. Молодцы! (слайд №24).
V. Домашняя работа (Сообщение и объяснение домашнего задания).
- А для того, ребята, чтобы вы вспомнили наше путешествие, дома выполните упр.82 стр.53. Всем спасибо, можете отдыхать.