12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уксусова Ольга Аркадьевна870
Россия, Вологодская обл.
2

Тема: «Современное образование: теория, методика и практика». Реализация проекта «Читающая мама-читающая страна» как один из факторов формирования читательской компетенции младших школьников.


Тема: «Современное образование: теория, методика и практика».


Реализация проекта «Читающая мама-читающая страна» как один из факторов формирования читательской компетенции младших школьников.

Введение


Основная задача современного образования - это создания оптимальных условий для самореализации и самосовершенствования обучающихся. В настоящее время каждый школьник получает большой объем знаний самостоятельно, накапливает личный опыт. Именно поэтому, на наш взгляд, все подходы к образованию подрастающего поколения основываются на разноуровневой дифференциации и личностном подходе к каждому ученику при совместном деятельностном подходе к обучению и воспитанию обучающихся.

К эффективным современным методам обучения мы относим дискуссии, тренинги, тестовые задания, работа в группах и парах, исследования, экскурсии и другие. Я хочу рассказать об использовании в своей педагогической деятельности такого метода бучения, как проектная деятельность. На примере реализации проекта «Читающая мама-читающая страна» постараюсь показать, что именно проект является одним из факторов формирования читательской компетенции младших школьников.


I Актуальность проблемы.


Проблема повышения интереса к чтению и формирования читательской грамотности в современной России является одной из важнейших задач сохранения и развития национальной культуры. Работа школьной библиотеки Кичменгско-Городецкой средней школы строится в соответствии с реализацией Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. №1155-р

С целью формирования читательского интереса у обучающихся мы разработали и успешно реализовали в 2020-2021 годах проект «Читающая мама - читающая страна

Почему именно этот проект среди многих других направлений? В первую очередь, этот проект предлагает Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в направлении «Развития инфраструктуры детского и юношеского чтения, предусматриваются: популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации»


II Возрождение традиции семейного чтения

В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг. Однако чтение оказывает большое влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями. Интерес к книге закладывается в раннем возрасте. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение.

Дети младшего школьного возраста – читатели, но в первую очередь- слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем. К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения. Поэтому нами

разработан проект «Читающая мама- читающая страна».


III. При разработке проекта мы поставили следующие задачи:

Обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери.

Усилить включенность библиотеки в систему читательского всеобуча молодых матерей и повысить родительскую компетенцию в вопросах детского чтения.

Популяризовать лучший педагогический опыт воспитания детей в семье средствами книги и чтения, использовать многообразие форм включения матерей в реализацию Проекта.


IV Основная идея проекта

Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, и они выросли без книжной прививки в годы своего взросления. Большинство нынешних молодых женщин не испытали в детстве счастье эмоциональной близости с матерью на материале книги и чтения. Отсутствие собственного опыта общения с книгой в детские годы привело сегодня начинающих мам к непониманию его истинной ценности, отрицательно сказалось на детях, создало дефицит теплоты семейных отношений.

Для мам этот проект позволит создать своеобразный клуб читающих мам, которые хотят развиваться сами и развивать своих детей.


V Основные направления реализации проекта

Информирование о проекте педагогического коллектива, школьников и их родителей через родительские собрания, классные часы.

Информационное сопровождение проекта на официальном сайте школы, разработка и распространение буклетов для родителей.

Проведение консультаций для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.

Проведение консультаций для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании

Информирование о проекте педагогического коллектива, школьников и их родителей через родительские собрания, классные часы.

Информационное сопровождение проекта на официальном сайте школы, разработка и распространение буклетов для родителей.

Проведение консультаций для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.

Проведение консультаций для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

Разработка необходимых для реализации проекта материалов (анкетирование, план мероприятий).

Организация чтение на уроках литературы художественных произведений школьной программы.

Разработка методических рекомендаций:

«Зачем ребенку книга в век Интернета?»,

«Как выбрать лучшие книги для современного чтения с ребенком?».

«Домашняя библиотека для ребенка: как ее создать?».

Организация книжных тематических выставок.

Организация выставки – конкурса творческих рисунков «Моя любимая книга».

Проведение фотоконкурса «Читаем вместе с мамой».


VI Ожидаемые результаты


Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.


VII Перспектива


На основе образовательного проекта «Читающая мама - читающая страна» разработать проект по приобщению ребенка среднего школьного возраста к художественной литературе в кругу семьи «Расту вместе с книгой».

Обобщение педагогического опыта

1. Обобщение опыта по воспитания грамотного читателя через участие в конференциях, семинарах, круглых столах.

2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе на сайте образовательной организации, родительских собраниях.

VIII Вывод.

Таким образом, современное образование многогранно. Каждый учитель берет для себя из огромного арсенала методов, приемов, технологий, накопленных не одним столетием передовыми русскими педагогами, те, которые подходят для современного ученика, современного учителя и требований современности. На примере использования метода проектов я попыталась показать небольшую грань современного образования: теорию, методику и практику. Какими будут наши выпускники зависит только от нас, педагогов российских школ.

Список литературы

Волкова, Т. В. Читаем всей семьей [Текст] / Т. В. Волкова // Современная библиотека. – 2014. – № 7. – С. 76-79.

Клименова, Л. Читают родители – читают дети [Текст] / Лидия Клименова // Библиополе. – 2015. –№ 4. – С. 2-5.

Марьясова, Н. В. Семейное чтение в современном формате [Текст] : можно ли возродить традицию? / Наталья Валерьевна Марьясов // Библиотечное дело. – 2017. – № 9. – С. 5-7




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.