Урок математики в 3 классе на тему «Таблица умножения и деления с числом 9»
Проверила зам.дир
по УВР З. У. Муслимова__________
Урок математики 3 класс
Тема :Таблица умножения и деления с числом 9.
Образовательные:
Формирование навыков табличного умножения и деления, связанных с числом 9, совершенствование вычислительных навыков, знаний правил порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их, умений решать текстовые задачи, задачи на нахождение периметра геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать ответственность, взаимопомощь, аккуратность; -самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других..
Ход урока
I.Организационный момент
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем всем удачи,
И успешности в придачу.
Какие качества мы должны взять на урок? (сообразительность,смекалку, внимание,память, дружбу,старание и т.д)
Чему мы учимся на уроках математики? (Рассуждать, вычислять…)
Попрошу вас, ребята, на уроке быть внимательными, работать активно, не бойтесь ошибиться! Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает
II.Актуализация знаний
1. Задачи в стихах. Учитель читает загадки и одновременно показывает иллюстрации из сказок ( слайд-шоу). Ребята считают, называют ответ, а затем вспоминают из какой сказки (или мультфильма) герои и кто автор произведения)
Двое шустрых поросят
Так замёрзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им. 2х4=8
У речки гуляли 4 утёнка
И 24 весёлых гусёнка.
Во сколько раз больше было гусят?
Во сколько раз меньше было утят? 24:4=6
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (2+3)х7=35
Восемь жёлтеньких цыплят,
восемь пухленьких зайчат,
Восемь лис и восемь кошек
Дружно выстроились в ряд.
Всех зверушек, все игрушки
К нам прислали в детский сад.
Помогите вы Валюше,
сосчитайте все игрушки. 8х4=32
Мышка зёрна собирала
По три зёрнышка таскала,
Принесла их девять раз.
Каков мышкин стал запас? 9х3=27
9 пар танцуют польку,
Ну а всех танцоров сколько? 9х2=18
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Всего оладий 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? 27:3=9
2. Работа в парах. Игра «Почемучки».
(В паре один ребенок задае , другой отвечает Почему?)
Сколько крыльев у 9 синиц? (18) Почему?
У 3 треугольников углов? (9) Почему?
Сколько ног вместе у 7 страусов и 1 кенгуру? Почему?
(Меняемся ролями)
Сколько рожек у 6 козочек? (12) Почему?
Сколько лап у 3 бобров? (12) Почему?
У кого больше лап: у 2-х собак или в четырех кур? Почему?\
- Что повторяли? (Табличные случаи умножения) и деления)
III.Самоопределение к деятельности
(Работа на карточках)
Вычислите.
2• 9 4•9 6•9 8•9
3 •9 5•9 7•9
Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? (От перестановки множителей произведение не изменяется)
– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений.
– Какой новый случай появился? ? (9• 9.)
– Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице. (Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( +9)
– Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие мы уже знаем.
Сформулируйте тему и задачи урока.
1.Работа по теме урока
Составление таблицы умножения и деления с числом 9
Как найти значение произведения 9•9 ? (9+ 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 81 или 9•8 + 9 = 81.)
Какой пример на деление мы запишем? (81: 9 = 9.)
– Кроме того, если кто-то еще не запомнил результаты таблицы умножения числа 9, то ее можно выучить на даже пальцах. Попробуем?
– Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец один за другим означает соответствующее число: первый слева - 1, второй за ним - 2, третий - 3, четвертый - 4, и так до десятого, который означает 10.
– Теперь, если нужно умножить 9 на каждое из первых десяти чисел, надо загнуть палец, обозначающий второй множитель. Тогда пальцы, слева от загнутого, дадут в сумме число десятков, а пальцы справа покажут число единиц.
9 ∙ 2
– Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 2:
Слева от загнутого пальца - 1 палец, справа - 8, значит, результат умножения равен 18.
9 ∙ 3
–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 3:
Слева - 2 пальца, справа - 7, выходит результат умножения равен 27 и т.д. Интересно? Необычно? А как просто!
- Есть еще «Легкий способ запоминания таблицы»
Число, которое умножаешь на 9, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. Например, 9х6 то же самое, что и 60-6=54
- При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражение на деление. (81: 9=9)
Какое правило нужно вспомнить? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число)
2. Работа по учебнику
№ 1 (с. 65).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Ответы записаны на доске: 8, 8, 9, 7, 49, 64, 81, 36, 40, 28, 30, 20, 40, 81, 24, 64. Взаимооценка.)
IV.Физкультминутка (электронная разминка для глаз)
V.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 65).
Прочитайте условие задачи.
Что такое 27? (Количество морковок у девочки.)
Что показывает число 9? (Сколько морковок дали каждому кролику.)
Что узнаем выражением 27 :9? (Количество клеток, в которые положила морковки девочка.)
(Аналогично разбираются остальные выражения: 18:9- количество клеток, в которые положил морковки мальчик, 27 + 18 — сколько всего морковок у мальчика и у девочки, (27 + 18) : 9 количество клеток, в которые положили морковки цепочка и мальчик.)
№3(с. 65).
Прочитайте задачу.
О чем в ней говорится? (О проводе длиной 50м.)
Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8 м, потом 7м.)
Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось.)
Сделайте схематический чертеж к задаче. (Возможны два варианта схематического чертежа.)
Что делали в первом случае? (Отрезали по очереди 8 м, затем 7 м.)
Что делали во втором случае? (Отрезали вместе 8м и 7м.)
Запишите решение задачи двумя способами.
Решение
Первый способ: 50 — 8 — 7 = 35 (м).
Второй способ: 50 - (8 + 7) = 35 (м).
Ответ: осталось 35 м провода.
№6 (с. 65).
Как найти периметр квадрата? (Длину стороны умножить на 4.)
Как найти площадь квадрата? (Длину стороны умножить саму на себя.)
Выполните задание.
VI.Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Предлагаю учащимся оценить работу на уроке с помощью рефлексивных карточек:
Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.
Желтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.
Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
VII.Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие темы мы повторили?
– Найдите значение выражений и вставьте их в соответствующие квадраты. Прочитайте слово, которое получилось.
4 ∙ 9 = ы 9 ∙ 9 = л 63 : 9 = д
54 : 9 = м 9 ∙ 6 = ц 9 ∙ 8 = о
66 | 772 | 8 81 | 772 | 77 | 554 | 336 |
м | о | л | о | д | е | ц |
VIII.Домашнее задание
Учебник: № 4, 5 (с. 65).