Урок математики в 3 классе на тему «Таблица умножения и деления с числом 5»

2
0
Материал опубликован 12 March 2020 в группе

Тема: «Таблица умножения и деления с числом 5»


Цель: учить выполнять умножение и деление на 5.

Задачи:

Образовательная: формировать знания обучающихся таблице умножения и деления на 2,3,4,5; учиться применять ее на практике; закреплять умение решать задачи, геометрические фигуры.

Коррекционно-развивающая: корригировать мыслительную деятельность через решение заданий и упражнений. Развивать память и внимание через решение примеров в быстром темпе и устно; мелкую моторику через письменные работы в тетради; зрительное восприятие через работу с проектором.

Воспитательная: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, воспитывать любовь к природе.


Планируемые результаты:

Предметные: составлять таблицы умножения и деления с числом 5, соответствующие случаи деления; решать простые и составные задачи; закреплять знания таблицы умножения и деления.

Метапредметные: выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения задачи; излагать и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника и вести диалог; объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения.

Личностные: осваивать позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач.

Межпредметные связи: окружающий мир, моделирование различных ситуаций в виде схем.

Ресурсы урока: Рабочая программа; учебник «Математика», ч.1; презентация; ноутбук; проектор; экран; карточки «Математическое лото»; карточки для самостоятельной работы.


Пояснительная записка

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 5.

Тип урока: Открытие новых знаний.

На уроке были показаны следующие этапы:

Оргмомент;

Устный счет;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

Самостоятельная работа с проверкой по эталону;

Рефлексия.

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики в 3 классе общеобразовательных школ в разделе «Числа от 1 до 100. Умножение и деление (продолжение)». Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими уроками, учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников.

На этапе «Актуализации знаний» использовалась игровая форма работы. В результате этой работы учащиеся провели умственную разминку, воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы: веселые задачки, математическое лото.

На этом этапе применялась фронтальная форма работы и индивидуальная работа.

Основным в уроке является этап «Закрепления знаний». На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Закрепление знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках. Были предложено задание из учебника, которое они выполняли с проговариванием нового правила вслух. Каждый вид работы завершался самопроверкой. Далее было предложено обучающимся составить алгоритм использования нового правила. На этом этапе с самопроверкой по эталону обучающиеся выполняли работу по карточкам. Чтобы обучающиеся работали в ситуации успеха, слабоуспевающим детям было предложено воспользоваться карточкой-помощницей. Таким образом, осуществлялась индивидуализация обучения.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной .

На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока, изготовила карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления. Работа в паре способствовала развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища. Применение обучающих структур на уроке позволило сделать его интересным и насыщенным. Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутри коллективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Завершающим этапом было подведение итогов и самооценка учебной деятельности. По окончании работы дети провели самопроверку по эталону, самооценку, выявили места и причины затруднения. На этом этапе применялась индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Основная цель этапа рефлексии - зафиксировать новое содержание урока, организовать самооценку собственной учебной деятельности. Использовался приём «Разноцветные листья».

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.

Перспективы на будущее:

- Продолжить учить детей работать в группах, в паре.

- Не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его.

- Добиваться от детей точных и полных ответов.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

Слайд 1







Слайд 2

- Проблемная ситуация.

(включить запись «лес»)
















На доске (заранее)








Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

Всем, всем добрый день! 

Прочь с дороги наша лень! 

Не мешай трудиться, 

Не мешай учиться! 

- Ребята, какое время года сейчас?

- А чем замечательно это время года? Какие изменения происходят?

- Посмотрите на экран. (Любуешься красотой осенних деревьев, часто идут дожди, прохладно, люди одеты в теплые вещи).

Включаю запись звуков леса.

Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. (Слышны звуки леса).

-Что вы услышали? (шелест листьев, шум дождя).

- Сегодня мы с вами совершим прогулку…А куда? Отгадайте загадку.

Где деревьев миллионы?
Звери дикие живут?
По грибы, куда мы ходим?
Догадались? Это …
(Лес)

- Кто догадался, куда мы совершим путешествие? (В осенний лес)

-Если мы сейчас решим эти примеры, мы узнаем, кто нас пригласил в осенний лес. Посмотрите на доску, работаем по цепочке.

90-10= 80 И

70-3= 63 Ж

31+8= 39 Ё

99+1= 100 К

80 – и, 63 – ж, 39 – Е, 100 - к

- Расположите карточки с числами в порядке возрастания, и вы узнаете, кто к нам пришёл сегодня на урок. (Ежик)

(прикрепить ежика)

- Посмотрите, как здесь нарядно и красиво.

- Чтобы войти в осенний лес, мы должны показать ежу, как хорошо и правильно мы умеем считать устно.

Проверяют готовность и настраиваются на урок







Отвечают, высказывают свое мнение.
















Актуализация знаний.







Каллиграфическая минутка




Устный счет































Работа с сигнальными карточкам





Игра «Математическое лото» 





- Откройте тетради

- Вспомним правила посадки.

Руки на месте (на месте),

Ноги на месте (на месте),

Локти на месте (на месте, у края),

Спинка прямая (прямая).

Не забывайте о том, что правильная осанка, залог здоровья.


- апишите число (18). Что вы знаете об этом числе.

- Запишите цифры: 1, 8 чередуя

- А теперь друзья за дело

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет!

- Вот мы и в лесу.

- Посчитайте десятками до 100 и обратно. (Молодцы!)


- Ежик предлагает нам решить веселые задачки.

Взял Антон лукошко, В лес пошёл Антон.

Набрал грибов немножко…И их считает он:

3 лисички, 3 волнушки, 3 груздя и 3 чернушки.

Сколько же грибов в лукошко Положить успел Антошка?


6 пар танцуют польку,

А всех танцоров сколько? (12)


В поле бабочки летали

Лепестки цветов считали. На одном цветке их 5.

Сможете вы сосчитать? Сколько будет лепестков,

Если 3 всего цветков? (15)


Мышка зёрна собирала,

По 2 зёрнышка таскала. Принесла уж 9 раз.

Каков мышкин стал запас? (18)


4 друга не знали грибов,

Экая умора! И в корзинки положили

5 мухоморов. Сколько мухоморов нашли друзья? (20)

- Кто был внимательным, сколько задач мы решили? (5)

(сигнальные карточки-листья, если верно, зеленый, неверно-красный)

- «Верно-неверно»

- В прямоугольнике все углы прямые?

- При умножении на ноль, получаем 0?

- Число 100 – самое большое трёхзначное число?

- При умножении любого числа на 1, получаем тоже число?

- В треугольнике 4 стороны?


Игра «Математическое лото»

- Шумит ветерок, шуршат падающие листья. Последние листья падают с деревьев. Сейчас я предложу сыграть вам со мной в математическое лото. Каждый из вас получил свою игровую карточку. Я читаю задания, а вы, выполнив в уме действия, должны полученный результат, т. е. ответ, зачеркнуть крестиком. Возьмите синий карандаш. Все готовы?

Найдите произведение чисел 6 и 2 (шести и двух)

- Увеличьте число 4 в 4 раза

- Найдите сумму чисел 50 и 2 (пятидесяти и двух)

- Найдите разность чисел 60 и 4(шестидесяти и четырех)

- Соедините полученные результаты отрезками. Какую геометрическую фигуру вы получили? (квадрат)

- Что вы знаете о данной геометрической фигуре. (Все стороны равны, у них прямые углы)

11

12

13

14

15

16

17

21

22

23

24

25

26

27

31

32

33

34

35

36

37

41

42

43

44

45

46

47

51

52

53

54

55

56

57

- Сколько чисел вы зачеркнули? Прибавьте к этому числу 6 и разделите это число на 2. Что получите? (5)


1-2 мин







Записывают.

18– двузначное, нечетное, состоит из 1-го десятка и 8 ед.




5-6 мин



























зеленый

зеленый

красный

зеленый

красный






Постановка цели урока.















- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (таблица умножения и деления с числом 5)

(Учитель открывает тему на доске.)

Таблица умножения и деления с числом 5.

- Какая цель урока?

Цель урока:

Учиться….(составлять таблицу умножения и деления на 5, работать над ее запоминанием)

Решать….. (будем решать задачи и примеры)

- Да, я согласна с вами. Мы сегодня с вами составим таблицу умножения и деления на 5 и будем работать над её запоминанием.

Девиз урока таков:

Так таблицу будем знать,

Чтобы было все на 5!

Отвечают на вопросы.

Формулируют самостоятельно учебную задачу.








Открытие нового знания

Работа с учебником

по составлению таблицы на 5 на стр. 40







Проговаривание нового знания






















ФИЗМИНУТКА

- Откройте учебники (с. 40).

- Что обозначает буква «Н»? (новая тема, новые знания)

- Прочитайте, чему будем учиться на уроке?

- Давайте скажем, что такое умножение?

Стихотворение «Что такое умножение?»

Что такое Умножение?

Это умное сложение.
Ведь умней — умножить раз,

Чем слагать всё целый час.

Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодиться.


- Почему первым в таблице умножения рассматривается случай 5 · 5? (предыдущие случаи уже известны)

- С какого числа мы начнем умножение? (5х5=)

- Записываем в тетрадях.

5х5=25

- Какой пример будет следующим? (5x6)

5х6=30

5х7=35

..

- Итак, посмотрите на

1-ый столбик: Это таблица умножения числа 5.

- Что интересного вы заметили? (Все ответы заканчиваются на 0 и на 5)

- Какую закономерность мы с вами наблюдаем?

2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, мы составим таблицу умножения на число 5.

3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, запишем, как получить первый множитель. Каким правилом воспользуемся? ( если произведение разделить на один из множителей, то получим второй множитель

4-ый столбик: Запишем, как получить второй множитель.

(Вешаю плакат «Таблицу умножения на 5»)

- Давайте отдохнем!!!

Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу































Выполняют под музыку

Первичное закрепление







Работа в паре



Самостоятельная работа с самопроверкой.

Слайд 3-4.



















ФИЗМИНУТКА

ДЛЯ ГЛАЗ

Слайд 5.

- Мы продолжаем наше путешествие по осеннему лесу.

- А чем пахнет в лесу осенью? (Пахнет опавшими листьями, грибами).

- Отличаются ли ароматы осеннего леса от ароматов летнего и весеннего?

- А вот и белочка сделала запасы на зимы. На грибочках задания для вас. Давайте выполним задание, заодно закрепим таблицу умножения на 5.

( Каждый учащийся подходит к веревке с грибами)

- Вспомним правила работы в паре.

1. Грибочки - задание:

Соотнесите значение с выражением

5х5= 45

7х5= 25

9х5= 35

6х5= 40

8х5= 30

(Cлабоуспевающим учащимся)

5 х…… = 25            7 x 5= 35

7 x …...= 35            5 x 5= 25

9 х……= 45             6 x 5= 30

6х……= 30              8 x 5= 40

8 х …...= 40            9 x 5= 45

- Ребята, что нам приносит осень, какие осенние дары? (овощи и фрукты)

Ежик принес нам яблочки, а на них задание:

Закрась числа, которые делятся на 5.

26

30

45

15

23

38

10

42

40

36

44

25

14

50

21

- Ребята, погода испортилась, тучи затянули небо, подул холодный ветер, нам пора возвращаться в класс.

Выполняют работу в паре на карточках, сравнивают с эталоном





- Работать дружно, тихо;

- говорить по одному;

- уметь слышать друг друга.

Выполняют самостоятельно работу, сравнивают с эталоном


Закрепление материала

Работа по учебнику









- А вот к нам в школу завезли крупный, вкусный картофель.

-Давайте прочитаем задачу.

Задача: В школу на обед привезли 4 ящика картошки по 5 кг в каждом. Сколько килограммов картошки привезли в столовую?

- Вспомним алгоритм решения задач

Читаем внимательно задачу.

Составляем условие, схему.

Решение.

Записываем ответ.

- Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче?

- Сколько ящиков привезли?

- Сколько в 1-м ящике?

- Мы будем составлять условие или схему к задаче?

- Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

- Сколько действий в задаче? (1)

- Запишите выражение в тетрадь.

- Устно!!! В магазине  за вечер продали 3 пакета моркови по 5 штук в каждом. Сколько всего моркови продали за вечер в магазине?
 - 25 огурцов разложили по пакетам, по 5 огурцов в каждый. Сколько понадобилось пакетов?


Выполняют задания








Дыхательное упражнение

Раздать листья



Итог урока.






Рефлексия



Оценивание



Домашнее задание


«Подуй на листочек».

- Ребята, осенние листья очень приятно пахнут. Давайте подышим ароматом осеннего леса: Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, сделайте вдох и подуйте на листочек.

Вывод:

- Назовите тему урока.

- Где мы были? ( Мы были на прогулке в осеннем в лесу.)

- Чему учились на уроке? (составлять таблицу, выполняли математические задания, решали задачу)

- Итак, на столах у вас листья, которые мы использовали для дыхательной разминки. Повесьте на это дерево свой листок, если у вас все получилось, то зеленый, если над чем-то надо поработать, то желтый, а если совсем ничего не поняли, то красный.

- Благодарю всех за урок. Вы отлично потрудились сегодня на уроке математики, и я желаю вам счастливого пути по дороге знаний!

С.40 № 3,4






Формулируют конечный результат своей работы на уроке и называют основные позиции нового материала






Таблица умножения и деления на 5
PPTX / 2.16 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.