Урок математики в 3 классе на тему «Таблица умножения и деления с числом 5»
Тема: «Таблица умножения и деления с числом 5»
Цель: учить выполнять умножение и деление на 5.
Задачи:
Образовательная: формировать знания обучающихся таблице умножения и деления на 2,3,4,5; учиться применять ее на практике; закреплять умение решать задачи, геометрические фигуры.
Коррекционно-развивающая: корригировать мыслительную деятельность через решение заданий и упражнений. Развивать память и внимание через решение примеров в быстром темпе и устно; мелкую моторику через письменные работы в тетради; зрительное восприятие через работу с проектором.
Воспитательная: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: составлять таблицы умножения и деления с числом 5, соответствующие случаи деления; решать простые и составные задачи; закреплять знания таблицы умножения и деления.
Метапредметные: выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения задачи; излагать и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника и вести диалог; объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения.
Личностные: осваивать позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач.
Межпредметные связи: окружающий мир, моделирование различных ситуаций в виде схем.
Ресурсы урока: Рабочая программа; учебник «Математика», ч.1; презентация; ноутбук; проектор; экран; карточки «Математическое лото»; карточки для самостоятельной работы.
Пояснительная записка
Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 5.
Тип урока: Открытие новых знаний.
На уроке были показаны следующие этапы:
Оргмомент;
Устный счет;
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
Самостоятельная работа с проверкой по эталону;
Рефлексия.
Данный урок проходит в рамках учебного курса математики в 3 классе общеобразовательных школ в разделе «Числа от 1 до 100. Умножение и деление (продолжение)». Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими уроками, учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников.
На этапе «Актуализации знаний» использовалась игровая форма работы. В результате этой работы учащиеся провели умственную разминку, воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы: веселые задачки, математическое лото.
На этом этапе применялась фронтальная форма работы и индивидуальная работа.
Основным в уроке является этап «Закрепления знаний». На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Закрепление знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках. Были предложено задание из учебника, которое они выполняли с проговариванием нового правила вслух. Каждый вид работы завершался самопроверкой. Далее было предложено обучающимся составить алгоритм использования нового правила. На этом этапе с самопроверкой по эталону обучающиеся выполняли работу по карточкам. Чтобы обучающиеся работали в ситуации успеха, слабоуспевающим детям было предложено воспользоваться карточкой-помощницей. Таким образом, осуществлялась индивидуализация обучения.
На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной .
На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока, изготовила карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления. Работа в паре способствовала развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища. Применение обучающих структур на уроке позволило сделать его интересным и насыщенным. Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутри коллективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Завершающим этапом было подведение итогов и самооценка учебной деятельности. По окончании работы дети провели самопроверку по эталону, самооценку, выявили места и причины затруднения. На этом этапе применялась индивидуальная форма организации познавательной деятельности.
Основная цель этапа рефлексии - зафиксировать новое содержание урока, организовать самооценку собственной учебной деятельности. Использовался приём «Разноцветные листья».
Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Перспективы на будущее:
- Продолжить учить детей работать в группах, в паре.
- Не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его.
- Добиваться от детей точных и полных ответов.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент Слайд 1 Слайд 2 - Проблемная ситуация. (включить запись «лес»)
| Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнем сейчас. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! - Ребята, какое время года сейчас? - А чем замечательно это время года? Какие изменения происходят? - Посмотрите на экран. (Любуешься красотой осенних деревьев, часто идут дожди, прохладно, люди одеты в теплые вещи). Включаю запись звуков леса. - Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. (Слышны звуки леса). -Что вы услышали? (шелест листьев, шум дождя). - Сегодня мы с вами совершим прогулку…А куда? Отгадайте загадку. Где деревьев миллионы? - Кто догадался, куда мы совершим путешествие? (В осенний лес) -Если мы сейчас решим эти примеры, мы узнаем, кто нас пригласил в осенний лес. Посмотрите на доску, работаем по цепочке. 90-10= 80 И 70-3= 63 Ж 31+8= 39 Ё 99+1= 100 К 80 – и, 63 – ж, 39 – Е, 100 - к - Расположите карточки с числами в порядке возрастания, и вы узнаете, кто к нам пришёл сегодня на урок. (Ежик) (прикрепить ежика) - Посмотрите, как здесь нарядно и красиво. - Чтобы войти в осенний лес, мы должны показать ежу, как хорошо и правильно мы умеем считать устно. | Проверяют готовность и настраиваются на урок Отвечают, высказывают свое мнение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Каллиграфическая минутка Устный счет Работа с сигнальными карточкам Игра «Математическое лото» | - Откройте тетради - Вспомним правила посадки. Руки на месте (на месте), Ноги на месте (на месте), Локти на месте (на месте, у края), Спинка прямая (прямая). Не забывайте о том, что правильная осанка, залог здоровья. - апишите число (18). Что вы знаете об этом числе. - Запишите цифры: 1, 8 чередуя - А теперь друзья за дело Математика нас ждет, Начинаем устный счет! - Вот мы и в лесу. - Посчитайте десятками до 100 и обратно. (Молодцы!) - Ежик предлагает нам решить веселые задачки. Взял Антон лукошко, В лес пошёл Антон. Набрал грибов немножко…И их считает он: 3 лисички, 3 волнушки, 3 груздя и 3 чернушки. Сколько же грибов в лукошко Положить успел Антошка? 6 пар танцуют польку, А всех танцоров сколько? (12) В поле бабочки летали Лепестки цветов считали. На одном цветке их 5. Сможете вы сосчитать? Сколько будет лепестков, Если 3 всего цветков? (15) Мышка зёрна собирала, По 2 зёрнышка таскала. Принесла уж 9 раз. Каков мышкин стал запас? (18) 4 друга не знали грибов, Экая умора! И в корзинки положили 5 мухоморов. Сколько мухоморов нашли друзья? (20) - Кто был внимательным, сколько задач мы решили? (5) (сигнальные карточки-листья, если верно, зеленый, неверно-красный) - «Верно-неверно» - В прямоугольнике все углы прямые? - При умножении на ноль, получаем 0? - Число 100 – самое большое трёхзначное число? - При умножении любого числа на 1, получаем тоже число? - В треугольнике 4 стороны? Игра «Математическое лото» - Шумит ветерок, шуршат падающие листья. Последние листья падают с деревьев. Сейчас я предложу сыграть вам со мной в математическое лото. Каждый из вас получил свою игровую карточку. Я читаю задания, а вы, выполнив в уме действия, должны полученный результат, т. е. ответ, зачеркнуть крестиком. Возьмите синий карандаш. Все готовы? - Найдите произведение чисел 6 и 2 (шести и двух) - Увеличьте число 4 в 4 раза - Найдите сумму чисел 50 и 2 (пятидесяти и двух) - Найдите разность чисел 60 и 4(шестидесяти и четырех) - Соедините полученные результаты отрезками. Какую геометрическую фигуру вы получили? (квадрат) - Что вы знаете о данной геометрической фигуре. (Все стороны равны, у них прямые углы)
- Сколько чисел вы зачеркнули? Прибавьте к этому числу 6 и разделите это число на 2. Что получите? (5) | 1-2 мин Записывают. 18– двузначное, нечетное, состоит из 1-го десятка и 8 ед. 5-6 мин зеленый зеленый красный зеленый красный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели урока. | - Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (таблица умножения и деления с числом 5) (Учитель открывает тему на доске.) Таблица умножения и деления с числом 5. - Какая цель урока? Цель урока: Учиться….(составлять таблицу умножения и деления на 5, работать над ее запоминанием) Решать….. (будем решать задачи и примеры) - Да, я согласна с вами. Мы сегодня с вами составим таблицу умножения и деления на 5 и будем работать над её запоминанием. Девиз урока таков: Так таблицу будем знать, Чтобы было все на 5! | Отвечают на вопросы. Формулируют самостоятельно учебную задачу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания Работа с учебником по составлению таблицы на 5 на стр. 40 Проговаривание нового знания ФИЗМИНУТКА | - Откройте учебники (с. 40). - Что обозначает буква «Н»? (новая тема, новые знания) - Прочитайте, чему будем учиться на уроке? - Давайте скажем, что такое умножение? Стихотворение «Что такое умножение?» Что такое Умножение? Это умное сложение. Чем слагать всё целый час. Умножения таблица - Почему первым в таблице умножения рассматривается случай 5 · 5? (предыдущие случаи уже известны) - С какого числа мы начнем умножение? (5х5=) - Записываем в тетрадях. 5х5=25 - Какой пример будет следующим? (5x6) 5х6=30 5х7=35 ….. - Итак, посмотрите на 1-ый столбик: Это таблица умножения числа 5. - Что интересного вы заметили? (Все ответы заканчиваются на 0 и на 5) - Какую закономерность мы с вами наблюдаем? 2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, мы составим таблицу умножения на число 5. 3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, запишем, как получить первый множитель. Каким правилом воспользуемся? ( если произведение разделить на один из множителей, то получим второй множитель 4-ый столбик: Запишем, как получить второй множитель. (Вешаю плакат «Таблицу умножения на 5») - Давайте отдохнем!!! | Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу Выполняют под музыку | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление Работа в паре Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 3-4. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 5. | - Мы продолжаем наше путешествие по осеннему лесу. - А чем пахнет в лесу осенью? (Пахнет опавшими листьями, грибами). - Отличаются ли ароматы осеннего леса от ароматов летнего и весеннего? - А вот и белочка сделала запасы на зимы. На грибочках задания для вас. Давайте выполним задание, заодно закрепим таблицу умножения на 5. ( Каждый учащийся подходит к веревке с грибами) - Вспомним правила работы в паре. 1. Грибочки - задание: Соотнесите значение с выражением 5х5= 45 7х5= 25 9х5= 35 6х5= 40 8х5= 30 (Cлабоуспевающим учащимся) 5 х…… = 25 7 x 5= 35 7 x …...= 35 5 x 5= 25 9 х……= 45 6 x 5= 30 6х……= 30 8 x 5= 40 8 х …...= 40 9 x 5= 45 - Ребята, что нам приносит осень, какие осенние дары? (овощи и фрукты) Ежик принес нам яблочки, а на них задание: Закрась числа, которые делятся на 5.
- Ребята, погода испортилась, тучи затянули небо, подул холодный ветер, нам пора возвращаться в класс. | Выполняют работу в паре на карточках, сравнивают с эталоном - Работать дружно, тихо; - говорить по одному; - уметь слышать друг друга. Выполняют самостоятельно работу, сравнивают с эталоном | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление материала Работа по учебнику | - А вот к нам в школу завезли крупный, вкусный картофель. -Давайте прочитаем задачу. Задача: В школу на обед привезли 4 ящика картошки по 5 кг в каждом. Сколько килограммов картошки привезли в столовую? - Вспомним алгоритм решения задач Читаем внимательно задачу. Составляем условие, схему. Решение. Записываем ответ. - Прочитайте задачу. - О чем говорится в задаче? - Сколько ящиков привезли? - Сколько в 1-м ящике? - Мы будем составлять условие или схему к задаче? - Можем ли мы ответить на вопрос задачи? - Сколько действий в задаче? (1) - Запишите выражение в тетрадь. - Устно!!! В магазине за вечер продали 3 пакета моркови по 5 штук в каждом. Сколько всего моркови продали за вечер в магазине? | Выполняют задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дыхательное упражнение Раздать листья Итог урока. Рефлексия Оценивание Домашнее задание | «Подуй на листочек». - Ребята, осенние листья очень приятно пахнут. Давайте подышим ароматом осеннего леса: Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, сделайте вдох и подуйте на листочек. Вывод: - Назовите тему урока. - Где мы были? ( Мы были на прогулке в осеннем в лесу.) - Чему учились на уроке? (составлять таблицу, выполняли математические задания, решали задачу) - Итак, на столах у вас листья, которые мы использовали для дыхательной разминки. Повесьте на это дерево свой листок, если у вас все получилось, то зеленый, если над чем-то надо поработать, то желтый, а если совсем ничего не поняли, то красный. - Благодарю всех за урок. Вы отлично потрудились сегодня на уроке математики, и я желаю вам счастливого пути по дороге знаний! С.40 № 3,4 | Формулируют конечный результат своей работы на уроке и называют основные позиции нового материала |