Урок математики в 3 классе «Таблица умножения и деления с числом 6»
Урок математики в 3 классе
Выполнила: учитель начальных классов МКОУ «Куркентская СОШ № 1 имени Рагимова М.М.»
Шихрагимова Флорида Мутагировна.
Тема: "Таблица умножения и деления с числом 6"
Вид урока: урок изучения нового материала
Целевые установки:
Планируемые цели для учителя:
сконструировать таблицу умножения 6, опираясь на различные свойства умножения;
исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении;
найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания;
решать задачи на нахождение произведения и суммы.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
формировать положительное отношение к учению,
уважительное отношение к собеседнику,
развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию
отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать задачи;
повторят понятия уравнения, подбор корня уравнения;
усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале, в нахождении периметра.
смогут проанализировать, найти закономерности при составлении таблицы;
смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 6;
сумеют применить полученные знания на практике;
смогут сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
будут адекватно себя оценивать на уроке;
Оборудование урока:
персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
карточки для работы в группах, рабочие тетради;
таблица умножения;
магнитные фишки домино.
Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Время реализации занятия: 45 минут.
Оборудование:
Для учителя:
Учебник для третьего класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
карточки для работы в группах .
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | Слайд | Фото | ||||||||
I этап. Органи- зацион- ный момент | Здравствуйте ребята! Садитесь! «Все расселись по местам, Никому не тесно! По секрету скажу Вам, Будет интересно! Будем мы считать, писать, И решать задачи! Чтоб сегодня как всегда, В руки шла удача! Узнаем новый материал, Закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать, Это всё умею я!» Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!! И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. | Учащиеся настраиваются на работу. | | 2 | | ||||||||
II этап. Проведение минутки чистописания Оформление тетрадей. | Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов. Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов: Какое сегодня число? Дайте полную характеристику этого числа. Скажите ребята, а число 16 встречается в изученном нами табличном умножении? Что вы можете мне сказать о словах – октябрь, работа, классная? Открыли тетради и выполнили грамотную и аккуратную запись. А теперь проведём минутку чистописания. Задание №1 Запись числа 6. Задание №2 Работают с числовым рядом. Задание – продолжи цепочку. Посмотрите внимательно на ряд чисел и продолжите его: 50, 45,…, …., …, …, …, …., ….,5. Давайте проверим, правильно ли Вы выполнили задание? Ещё одно задание по числовому ряду. Я буду задавать вам вопросы на математическом языке, а вы будьте внимательны! -найдите сумму чисел 50 и 45 -найдите разность чисел 40 и 35 -узнайте на сколько 30 больше 25? -узнайте на сколько 15 меньше 20 -найдите произведение и частное чисел 10 и 5. | 16 ноября. 16-двузначное число(состоит из 1 д. и 6 единиц). Соседи числа 15 и 17. Чётное. Да 2*8=16, 4*4=16 Словарные слова. Далее самостоятельно выполняют запись в тетради. Дети пишут и проверяют записи. Один ученик отвечает. Самопроверка. | Здесь также прослеживается связь с другими предметами (русский язык) Проведение минутки чистописания мотивирует учащихся на аккуратное ведение записей в тетради, приучает к определённому порядку и настраивает на работу, кроме того, можно по ходу повторить знания из натурального ряда чисел. | 3 4-5 6 | | ||||||||
III этап. Диагности-ка знаний и умений. Устный счёт в виде фронтального опроса | А теперь ребята двигаемся дальше. И нас ждёт устный счёт. Задание решение примеров по таблице (слайд) Решение задач Решение уравнений Прямоугольник. Периметр | Учащиеся решают примеры и задачи (вспоминая алгоритм) | Устный счёт направлен на закрепление вычислительных приёмов, которые являются основой для изучения новой темы урока и познавательной активности. Индивидуальная работа благоприятно способствует вовлечению в учебную деятельность учащихся со слабым уровнем интеллектуального развития. | 7 8 9-10 11 | | ||||||||
1V этап. Изучение темы урока. | Скажите, пожалуйста, ребята, над чем мы с Вами работаем последние несколько уроков математики? Просто составляем?
| -Составляем таблицы умножения и деления на 3,4,5 - Нет, мы проводим исследования, ищем закономерности, подбираем «ключики» для лучшего запоминания таблицы. | | | | ||||||||
Постановка проблемы. Исследование проблемы и нахождение пути её преодоления. Решение проблемы детьми. | А теперь я предлагаю Вам решить примеры. 3х9=27 4х8=32 5х7=35 7х5=35 8х4=32 9х3=27 Давайте проведём исследование данного столбика примеров. -Что интересного вы увидели сами? -По какому принципу составлены примеры? -Как мы называем такие примеры? -Какое правило здесь используется? Ответьте мне математическим языком, как учёные математики. -А почему мы смогли решить эти примеры? -Хорошо, идем дальше. Продолжаем проводить наше исследование. -Посмотрите внимательно ещё раз на данный столбик примеров и скажите, а какого примера не хватает в столбике? -Как вы думаете, почему я его пропустила? Чего побоялась? -Так какова же тема нашего урока? | Ответы детей Ответы детей Взаимообратные От перестановки множителей произведение не меняется. Мы знаем таблицу умножения на 3, на 4 и на 5. 6х6 Мы не знаем таблицу умножения на 6. Составление таблицы умножения и деления с числом 6. | Подводящий диалог для определения темы | 12 13 | | ||||||||
V Составление таблицы умножения на 6. | Что такое умножение? Давайте умножим 6 на 2. Это значит, что мы 6 берем два раза 6 + 6 = 6 ×2= 12. 6- слагаемое 2- число, которое показывает, сколько раз повторяется слагаемое 6. Откройте учебник на странице 44. Будем составлять таблицу умножения и деления с числом 6, используя рисунок. На рисунке вы видите фишку домино. Посчитайте, сколько желтых кружков в одной фишке?(6) Умножим 6 на 1, получится 6. Мы взяли фишку домино с числом 6 один раз. Если мы возьмём фишку три раза, сколько получится? 6+6+6= 18, то есть 6 ×3=18, Возьмем фишку 4 раза, 6+6+6+6= 6×4=24. Аналогично с числами 5;6;7;8;9 Ребят, вы видите, что складывать много одинаковых чисел, особенно больших, это долго, поэтому следует запомнить полученные ответы. Рассмотрите первый столбик в красной рамке. Сколько будет 6 умножить на 6? На 7? На 8? На 9? | Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Ответы детей. | | 14 | | ||||||||
V этап. физкультминутка | Умножали, умножали, Очень, очень мы устали А теперь все дружно встали! Ручками похлопали, Ножками потопали. Сядем, глубоко вздохнем, И опять считать начнем. | | | 15 |
| ||||||||
V1.Составление таблицы (Работа в группах) | Составление таблицы умножения на 6 (работа в группах)
Давайте проверим, как Вы справились? Таблица появляется на слайде. | Ребята делятся на группы и работают в группах. 1 группа – Сижарат, Самира, Мислимат, Динара, Ислам. 2 группа-Разият, Иминат, Хава, Рамзан, Ибрагим. Составляют таблицу умножения и деления. | | 16 17 | | ||||||||
Исследование таблицы умножения | А теперь ребята давайте поищем закономерности, ключики к лучшему запоминанию таблицы. Посмотрите внимательно и скажите, что интересного вы увидели? 6х2=12 6х3=18 6х4=24 6х5=30 6х6=36 6х7=42 6х8=48 6х9=54 Закономерности: второй множитель увеличивается на1 первый множитель неизменный произведение увеличивается на 6 (сверху вниз, а снизу вверх уменьшается на 6) все произведения двузначные числа сумма цифр в произведении чередуется так 3,9.6,3,9,6,9 (кроме 48) при умножении 6 на чётное число произведение оканчивается той же цифрой на которую умножали (пример). Слышится рифма, волшебные слова. Проговорить: 6х2=12 6х4=24 6х6=36 6х8=48 Итак, ребята, достигли мы поставленной цели ? А теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться практический использовать таблицу и запомнить её, насколько это возможно! Давайте запишем таблицу в тетради, но я вам предлагаю записать только 4 примера, почему? (остальные примеры нам знакомы из других таблиц, а почему не берём умножение на 1, умножение на10?) | Составляют таблицу деления на 6 Да! | | 18 19 | | ||||||||
VII этап Проверка усвоения нового материала | 1задание Работа по учебнику стр. 44 решим задачу под № 6 (слайд на доске) 2 задание Тренажор | «Раскрашивают картинку» | | 20 21 | | ||||||||
VIII этап. Рефлексия. Д.З. | А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Поднимите: зелёный кружок, кому было на уроке легко и всё понятно. жёлтый – если что-то не понял на уроке, и надо поработать дополнительно. красный- красный, кому было трудно на уроке, и надо подойти к учителю за помощью. Примеры 2 Задача 5 стр 44 (Таблица умножения на 6 ) | Дети дают самооценку своей работе. | | 23 22 24 |
|