Технологическая карта открытого урока математики в 3 классе по теме: «Таблица умножения и деления с числом 9»
Открытый урок по математике
в 3 классе
На тему: «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ С ЧИСЛОМ 9»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Сурх-Дигора
Цопбоева Анжела Георгиевна
МАТЕМАТИКА.
ТЕМА: ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ С ЧИСЛОМ 9
(учебник, с. 65; рабочая тетрадь, с. 44–45; )
Цель деятельности | Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 9; объяснять значения выражений; использовать полученные знания для решения задач и примеров; воспитывать положительную мотивацию к математике как к учебному предмету.. |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета |
Методы и формы | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные | Математика. 3 класс: поурочные планы по программе «Школа России». Вако, 2011. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия | Таблица умножения и деления с числом 9 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Знайка сегодня-великий маг, Выубедитесь в этом. Он залинание волшебное произнесёт, И пальцы ваши превратятся в «счётные машинки». – Нужно взяться за руки и передавать рукопожатие. Я передам вам свою | Слушают учителя. | Коллективная | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют | Устные ответы, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 65, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | учебных и поисково-творческих заданий; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Р – самостоятельно К – обмениваются Л – осознают свои | учителя, выполненные задания | ||
3. Устный счет | Игра «Кто быстрее?» Дети делятся на две команды, заранее заготовлены листы с примерами. Получая листок, каждый решает по одному примеру и передаёт другому. Побеждает та команда, которая закончит работу первая и без ошибок. | Выполняют задания | ||||
– Вычислите. Найдите «лишнее» выражение. 40 : 5 = 72 : 9 = 64 : 8 = 24 : 4 = 80 : 10 = 32 : 4 = 56 : 7 = 48 : 6 = | ||||||
Работа с карточками. 1 карточка: Вычисли значение выражений. 7х7-27= 4х8+18= Сравни. 3дм 5см 30дм 2 карточка: Вычисли значение выражений. 40-35:5= 21:7+9х3= Сравни. 36дм 6м 3дм | ||||||
III. Изучение нового материала | 1. Подготовка к составлению таблицы умножения числа 9. | Повторить известные случаи умножения на 8. 1.Наступило долгожданное мгновенье. Вы готовы к волшебству и превращеньям. - Положите обе ладони на столи запомните номера ваших пальчиков. ( На доске плакат). Сейчас ваши пальчики превратятся в «счётные машинки». Проверим? Чтобы умножить число на 9, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа-вторую цифру (единиц). Предлагаю 2х9=18. - Сколько пальчиков слева от второго? Один это? (Десятки.) Сейчас найдём единицы. -Сосчитайте пальчики справа. (восемь). -Получили число… (18). Аналогичная работа проводится для всех случаев в таблице. 2.Работа в тетрадях для самостоятельных работ. а). Составление и запись таблицы умножения девяти. -Сколько кружочков в первой строке? (9). -Сколько строчек (одна). -Какой запишем пример?(9х1=9). Проверьте на вашей «вычислительной машинке». Записывается таблица в тетради. б).Заселяем «домик». Отсчёт девятками. -Сколько в домике этажей? (9). в). Составление таблицы «в разброс». Работа ведётся наоборот. Сначала заселяется «домик», затем значениям произведений подбираются множители. Используются «вычислительные машинки», тоже наоборот. Сначала показывают на пальчиках число, затем определяют множители, один всегда девять, а второй- номер пальчика. 3. Составление таблицы «Чудесные превращения». -Что узнаем, разделив значение произведения на один из множителей? (Другой, второй множитель). -Что произойдёт со значением произведения, если множители поменять местами? (Значение произведения не изменится – переместительный закон). Все эти случаи умножения на 9 уже учили, они запоминаются труднее, чем другие. | Записывают ответы. Могут при этом предложить разнообразные |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
чЧ | Вместе с тем они основа для составления таблицы умножения числа 9. 9 · 9 = 81 81 : 9 = 9 | получится 20, да еще 4 раза по 4, получится 16, а 20 + 16 = 36 и т. п.). | в учении, связывая успехи с усилиями, | |||
Могут воспользоваться приемом набора слагаемых группами | Составляют таблицу | |||||
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3. Закреп- | – Повторите таблицу умножения на 9. | Ученики один за другим называют ответы. | ||||
IV. Практическая деятельность | 4.Работа с учебником. 1. Решение задач. | № 3. Оказывает помощь, записав условия. Было – 50 м. Отрезали – 8 м и 7 м. Осталось – ? | Решают самостоятельно с последующей проверкой, записав решение двумя способами I способ: 1) 50 – 8 = 42 (м). 2) 42 – 7 = 35 (м). II способ: 1) 8 + 7 = 15 (м) – 2) 50 – 15 = 35 (м) – Ответ: 35 метров | П – осуществляют Р – осуществляют | Устные ответы, | |
№ 2. Разбирает с учащимися устно. | Учащиеся объясняют, что обозначают выра- | |||||
| жения, записанные | никновении затруд- К – строят речевое высказывание в уст-ной форме; используют математическую терминологию; при-меняют изученные | ||||
2. Работа | № 4 (с комментированием). В 3 м – 30 дм, 30 дм В 4см 8мм, 40мм и 8мм – всего получится 48мм. | Обосновывают свои ответы. | ||||
3. Самостоятельная | – Самостоятельно выполните задания | Решают примеры. Находят площадь и периметр квадрата. | ||||
4. Работа | – Самостоятельно выполните задания | Выполняют задания | ||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок | - Что нового узнали на уроке? - Какие цели мы с вами сегодня ставили на урок? Достигли ли мы их? – Какие задания понравились? – Какие – вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 65, №5. Рабочая тетрадь, с. 45, № 117–118 | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Р – применяют |