Урок по музыке на тему «Проводы зимы. Масленица» (2 класс)

6
0
Материал опубликован 6 December 2015

Урок музыки 2 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Учитель - Дружинина Татьяна Владимировна

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема урока: «Проводы зимы. Масленица»

Предмет: Музыка

Класс: 2

Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема: «Проводы зимы. Масленица»

Базовый учебник: «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)

Учебные задачи:

Обучающая:

Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

Дидактические:

Изучить историю праздника «Масленица»;

Развивающие:

Развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

Сформировать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе различных видов деятельности;

Развивать умение планировать собственные действия при выполнении творческого задания.

Воспитательные:

Воспитание эстетического вкуса, чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.

Сформировать чувство уважения к народным праздникам, русскому фольклору, уважения к народным обычаям и традициям.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок-путешествие.

Применяемые педагогические технологии на уроке музыки:

 

Технология развития процессов восприятия

Технология проблемного обучения.

Информационно-коммуникационные технологии

Технологии развития певческой культуры.

Технологии игровой деятельности

Технологии детского музицирования.

Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления

Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников

Ученические исследовательские проекты

Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК).

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Межпредметные связи:

Литература, история, музыка, изобразительное искусство, драматическое искусство.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение урока: Фортепиано, мультимедийная установка, экран, ноутбук, колонки.

Оборудование и материалы:

Учебник «Музыка. 2 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 2-е издание М.: Просвещение, 2012;

Поурочные разработки «Уроки музыки» 1-4 класс авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 2-е издание М.: Просвещение, 2013;

Методическая таблица «Народные инструменты»

Фонохрестоматия 2 класс;

Тематический рисунок – СОЛНЦЕ

Фонограммы русских народных песен;

Шумовые музыкальные инструменты;

Раздаточный материал:

Птички-жаворонки – с домашним заданием;

Карточки-солнышки (дорисовать ротики)

Цветные карточки, на которых написаны пословицы и поговорки о Масленице;

СЪЕМНЫЕ ЛУЧИ, на которых вопросы – проверка знаний в конце урока.

Колпаки скоморохов – 2 шт.

Маска медведя

Оформление класса:

Стулья заранее расставлены по периметру класса.

В стороне стол с музыкальными инструментами.

Доска в начале урока закрыта подобием театрального занавеса, затем занавес открывается и на доске записана тема «Проводы зимы. Масленица».

Методы:

словесный,

наглядно-слуховой,

практический,

забегания вперед и возвращение к пройденному,

метод эмоционального воздействия и драматургии урока,

размышления о музыке,

обобщающий метод.

Виды деятельности учащихся:

Слушание музыки

Пение

Инструментальное музицирование

Музыкально – пластическое движение

Театральная импровизация

Работа в группах

Музыкальный материал:

Русская народная песня «ВЫЙДУ НА УЛИЦУ»

Русская народная песня «КАК ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО»

Русская народная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» - пение а капелла

Масленичные ЧАСТУШКИ

Зимняя физкультминутка «НЕ БОИМСЯ МЫ ПОРОШИ….»

Нижегородская кадриль

Приокская кадриль

Русская народная песня «МАСЛЕНИЦА».

Русская народная песня «ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА»

Н.А.Римский-Корсаков сцена «Прощай Масленица» из оперы «Снегурочка»

Минусовка песни «РАЗРУМЯНЫМИ БЛИНАМИ»

Песня «А МЫ УЕЗЖАЕМ ДО ДОМА ДО ХАТЫ!»

Ход урока.

I.Организационный этап

Фонограмма: № _1__

Р.н.п. «МАСЛЕНИЦА»

Дети входят в класс, рассаживаются по местам

Музыкальное приветствие:

(Под фортепиано)

Учитель: «Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель!»

Учитель:

Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю хорошего настроения!

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Учитель:

Что за музыка встретила вас в классе?

Дети: …..русская народная песня.

Учитель:

Как вы думаете - кто сочинил эту музыку композитор или народ?

Дети: Народ.

Учитель:

Правильно. А где чаще исполняют русские народные песни?

Дети: На праздниках, посиделках, на гуляньях.

3. Моделирование проблемной ситуации:

Учитель:

Совершенно верно. Ребята, скоро наступит время, когда зима встретится с весной. В это время празднуется большой и веселый праздник.

А о каком празднике пойдет речь, вы узнаете по стихотворению–загадке, которое вы сейчас услышите.

Учитель:

Много праздников на свете!

Всей душой их любят дети.

Мы ж Весну к себе зовём.

И о празднике народном разговор мы поведём.

Ученик 1:

Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Ученик 2:

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!
 

Веселится вся станица,
Ест блины куском большим.

Это что за праздник мчится
Вдоль по улицам родным?

Дети: МАСЛЕНИЦА!

4. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:

Правильно! И тема нашего урока называется «Проводы зимы. Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны.

Открываю занавес на доске, и видна, написанная на доске тема урока:

«Проводы зимы. Масленица»

Учитель:

А цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через: русскую песню, частушку, игры, хороводы, загадки, пословицы и поговорки.

Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

Учитель: Почему этот праздник получил такое название?

Дети: От традиции печь блины.

Учитель: Чем блины хозяйки смазывают?

Дети: Маслом.

Учитель: Есть такое выражение в народе – замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить?

Дети: Зимушку!

4.1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:

Правильно! Ведь Зима еще не ушла, а весна не пришла. У русского поэта Федора Ивановича Тютчева есть такие строки:

Зима недаром злится, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

А хотите узнать, как в старину праздновали этот праздник, соблюдали обычаи и традиции?

Дети: Да!

5. Первичное усвоение новых знаний - в знакомой ситуации

Слайд № 1 (солнце)

Учитель:

Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле.

Слайд №_2 (бог Ярило)__

Древние славяне почитали солнце, которое давало жизнь и силу всему живому.

Слайд №_3 (праздник- Карусель)__

Праздник длился целую неделю.

Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и «стар и млад».

В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи.

Праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями. Многие из них дошли и до наших дней. А кто их придумывал?

Дети: Танцы, песни, игры придумывал народ.

Учитель:

Как эти песни, игры дошли до нашего времени?

Дети: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Учитель:

Масленичные гуляния любили рисовать русские художники.

Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с картиной русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.

Слайд № 4_

(Репродукция  картины Бориса Кустодиева "Масленица")

Вот посмотрите, как он изобразил Масленицу на этой картине. Мы видим как катаются на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, устраивают ярмарку, театры. Ездят на тройках, поют, танцуют.

Учитель:

Вглядываясь в эту картину можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

Учитель: Отправляемся на праздник Масленицы?

Дети: Да!

Слайд № 5

(Календарь Масленицы)

Учитель:

Хорошо. И нам в этом поможет календарь Масленицы. Мы будем перелистывать листы календаря, потому что все дни масленой недели имеют свои названия.

Итак, давайте откроем первую страничку КАЛЕНДАРЯ МАСЛЕНИЦЫ.

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(проблемные задания)

Слайд №_6__

ПОНЕДЕЛЬНИК - «ВСТРЕЧА».

Учитель: Как называется первый день недели?

Дети: ПОНЕДЕЛЬНИК!

Учитель:

Понедельник – называется «ВСТРЕЧА». В понедельник целый день веселье:

устраивались горки, качели. А самое главное – в первый день наряжали чучело Масленицы. А из чего ее делали?

Дети:

Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

Слайд №__7_(чучело Масленица)__

1) Организация вокально-хоровой и исполнительской деятельности

Учитель:

Любит Масленица, чтобы в ее честь пели песни да частушки.

a) Знакомство с жанром – Частушка

Ребята, а вы знаете, что такое частушки?

Дети: (Ответы детей). Маленькая песенка.

Учитель: Частушка – это веселая песенка, в которой много куплетов. Появились частушки 200 лет назад. Произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок. Кто сочиняет частушки?

Дети: народ.

Учитель:

Исполняются частушки в оживленном темпе, характер частушки – озорной, насмешливый, шутливый. Ребята, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?

Дети:

Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, и хочется танцевать.

b) Проверка домашнего задания

Учитель:

Вспомните, какое ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ вы получили на прошлом уроке?

Дети: Найти и выучить частушки про Масленицу.

Учитель:

Правильно. Сейчас будет звучать фонограмма, а кто хочет исполнить частушки – выходите смелее!

Фонограмма: № 2 .

Частушки про Масленицу.

1.

Начинаю петь частушки

Прошу не смеяться.

Здесь народу очень много

Могу растеряться.

6.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны!

Подпевай-те, не зевайте,

Входите плясуны!

2.

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

7.

Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять.

Лапти новые надену,

Побегу весну встречать!

3.

Я на Масленку готова

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

8.

Хватит реки льдом ковать,

Лес морозить, птиц пугать!

Приходи, Весна, скорей –

Зажурчит опять ручей.

4.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

9.

Скоро, скоро снег растает,

Вся земля согреется.

Убирайся, Вьюга злая

Да Пурга с Метелицей!

5.

Вместе дружно мы живем

Вам частушки пропоем.

Нынче масленку встречаем

Всех блинами угощаем

10.

Ух, ты злющая Зима,

Уходить тебе пора,

Налетим со всех сторон,

И тебя прогоним вон!

Учитель:

А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы все вместе хором спели частушки.

Посмотрите на экран. Давайте внимательно прочитаем слова, а затем их споем вместе.

Слайд №_8_(слова частушек)

Фонограмма: № 2 .

11.

Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!

12.

Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Учитель:

Молодцы, ребята! Вот как здорово у нас получилось. Давайте сами себе поаплодируем!

Аплодисменты.

Учитель: Как мы понедельник выразили?

Дети: ЧАСТУШКОЙ звонкой.

Учитель: Правильно! Переходим к следующему дню. Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Слайд №__9___

ВТОРНИК - «ЗАИГРЫШ»

Учитель:

Как называется второй день недели?

Дети: ВТОРНИК!

Учитель:

Вторник – ЗАИГРЫШ.

Ученик 3:

Заигрыш беспечный - вторника отрада.

Все гулять резвиться вышли как один,

Игры и потехи, а за них награда –

Сдобный и румяный масленичный блин.

Учитель:

Одной из самых излюбленных забав на Масленицу было катание с ледяных горок. А еще, на Масленицу, собравшись от «мала до велика», все дружно возводили из снега крепость с башнями и двумя воротами.

2) Организация игровой деятельности

А сейчас приглашаю детвору

на веселую игру –

Называется игра –

«Золотые ворота».

Фонограмма: № 3

Русская народная игра «Золотые Ворота»

Правила игры:

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать  пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой.

Выбор первого из «ворот»:

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Выбор второго из «ворот»:

Ехала телега темным лесом,

За каким-то интересом.

Стук, звон.

Выйди, вон!

Остальные дети берутся за руки, и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

«Золотые ворота,

Пропускают не всегда:

Первая мать пройдет,

Да детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот».

Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами».

Учитель:

Ребята, вам понравилась игра «Золотые ворота»? Запомните эту русскую народную игру, и играйте на улице или на переменах.

Слайд № _10 (игры на Масленице)__

Учитель:

А еще на Масленицу играли в такие игры, как:

Катание с гор

Бой мешками

Ледяной столб

Снежный тир

Кулачные бои

Перетягивание каната

Жмурки

Учитель: Чем мы во вторник занимались?

Дети: ИГРАЛИ!

Учитель: Совершенно верно!

Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Слайд №__11___

СРЕДА - «ЛАКОМКА»

Учитель:

Третий день недели называется……

Дети: СРЕДА!

Учитель:

Третий день – среда – «Лакомка» - в этот день, зять приходил в гости к теще.

А кто такой зять? ЗЯТЬ – это ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему ТЕЩЕЙ. Теща угощала зятя вкусными блинами.

Слайд № 12 (блины)

Ребята, а почему на Масленицу принято печь блины?

Слайд № 13 (блин)

Дети: Потому что блины – символ солнца.

Слайд № 14 (солнце)

Учитель:

Совершенно верно. И первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше. А потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок!

Слайд № 15 (первый блинок)

3) Организация совместной исполнительской деятельности

Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна.

А помогали они приходу весны песнями да хороводами. А есть еще символ солнышка – это хоровод. А почему?

Дети: потому что его танцуют, двигаясь по кругу.

Учитель: Кто знает, что такое хоровод?

Дети: отвечают

Учитель: ХОРОВОД – это старинный массовый танец у славянских народов, который сопровождался песнями и драматическим действием. Хороводы исполняют и в настоящее время. Давайте вместе встретим Масленицу хороводом. Вставайте в круг.

Фонограмма: № __4__

ХОРОВОД «КАК ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО»

(Дети водят хоровод)

Учитель:

Молодцы! Очень хорошо! Скажите, а эта песня, под которую мы танцевали хоровод какая по настроению?

Дети: песня веселая!

Учитель: Ребята, чем мы выразили среду?

Дети: ХОРОВОДОМ.

Учитель:

Правильно, ребята! Открываем следующую страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Слайд № _16 - 17 _

ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ»

Учитель: Четвертый день недели…..

Дети: ….ЧЕТВЕРГ!

Учитель:

Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгуляй» - здесь-то начиналось основное гулянье.

А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие к центральной площади, на которой проходят народные гуляния. Все согласны? Тогда в путь! Прошу всех встать, пройдите на середину класса, и выполняйте движения по ходу звучания этой песенки.

Фонограмма: № __5__

Физкультминутка.

1.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег хлопком в ладоши.

Руки в стороны! По швам!

Снега хватит нам и вам!

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом….

Марш на месте не спеша.

Как погода хороша! – 2 раза

2. Мы теперь метатели.

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой. Бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу! – 2 раза

3.

На пенек мы дружно сядем

Отдохнем и снова встанем.

Мы похлопаем в ладоши.

Не боимся мы пороши.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом….

Марш на месте не спеша.

Как погода хороша! – 2 раза

4) Организация игровой деятельности и актерского мастерства.

Слайд № _18 (ТЕАТР)_

Учитель:

Вот мы с вами и пришли на центральную площадь! И чего здесь только нет!!!! Посмотрите, вон там находится БАЛАГАН – так раньше назывался театр, который располагался на ярмарках и народных гуляниях. И главными актерами здесь были скоморохи.

Слайд № _19 (скоморохи)_

А давайте создадим свой театр!?

Игра «ТЕАТР»

По мере избрания скоморохов, на каждого надевают колпак скомороха.

На последнего скомороха надевают маску медведя.

Учитель:

Мы пришли в театр

Дети: Да! Да! Да!

Учитель:

Заиграли барабаны!

Дети: Бум! Бум! Бум!

Учитель:

Запиликали флейты!

Дети: Пи! Пи! Пи!

Учитель:

Открывается занавес!

Дети: Вжик! Вжик!

Учитель:

На сцене…… Скоморохи!

Учитель:

Первый скоморох выходит и говорит: «А не показать ли нам представление?»

1: А не показать ли нам представление?

Учитель:

Второй скоморох выходит и говорит: «А кто будет выступать?»

2: А кто будет выступать?»

Учитель:

Третий скоморох выходит и говорит: «Я буду выступать!»

3: Я буду выступать!». .... Только, что я должен сделать?

Учитель:

Представления скоморохов всегда сопровождались игрой на музыкальных инструментах, пением, плясками, а иногда и показом дрессированного медведя.

Вот и покажи-ка, скоморох, нам как медведя по ярмарке водили. Я буду поводырем – а ты будешь Медведем.

Надевает скомороху маску МЕДВЕДЯ.

Фонограмма: № __6_(выход медведя)_

Сценка «МЕДВЕДЬ НА ЯРМАРКЕ»

Учитель:

Расступись народ честной

Идет медведушко со мной!

Много знает он потех

Будут шутки, будет смех!

Давай, Мишенька, поклонись честным господам на все четыре стороны.

МЕДВЕДЬ КЛАНЯЕТСЯ НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ

Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девочки в школу собираются?

МЕДВЕДЬ КРАСИТ ГУБЫ, ВЕРТИТСЯ, ПРИХОРАШИВАЕТСЯ

А какие в классе мальчики?

МЕДВЕДЬ ДЕРЕТСЯ, РЫЧИТ

А как Ваня проспал, в школу опоздал?

МЕДВЕДЬ «СПИТ», ВСКАКИВАЕТ, БЕЖИТ

А как учитель по классу ходит?

МЕДВЕДЬ ВАЖНО ХОДИТ ПО ЗАЛУ

А как Катюша пляшет?

МЕДВЕДЬ ВЫСТАВЛЯЕТ НОГУ - каблучки

Да не та Катюша, что раньше была, а теперешняя!

МЕДВЕДЬ крутится и вертится

Молодец! А теперь поклонись, да под музыку пройдись!

Фонограмма: № __6_(выход медведя)_

МЕДВЕДЬ ПРОХОДИТ КРУГОМ

Ну, пора и честь знать! Пойдем Мишенька дальше народ веселить, а вам всем до свиданьица!

МЕДВЕДЬ КЛАНЯЕТСЯ И УХОДИТ НА МЕСТО

Учитель: Молодчина, скоморох! Ты замечательный артист. Давайте, ребята, проводим нашего скомороха дружными аплодисментами.

Аплодисменты.

Маску и колпаки скоморохов – снять, убрать.

Учитель:

РЕБЯТА, как мы четверг выразили?

Дети: ТЕАТРОМ!

Учитель: Правильно!

А нам надо переходить к следующему дню праздничной недели. Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Слайд № 20

ПЯТНИЦА - «ТЕЩИНЫ ВЕЧЁРКИ»

5) Беседа о поговорках

Учитель: Пятый день …..

Дети: ПЯТНИЦА!

Учитель:

Пятница - «ТЕЩИНЫ ВЕЧЁРКИ» - здесь, наоборот, ТЕЩИ приходили в гости к ЗЯТЬЯМ на блины. Люди говорили:

«Хоть тещины блины сладки,

да тещ угощают на Масленицу зятьки».

Это выражение называется поговоркой. Пословицы и поговорки – широко распространённый жанр устного народного творчества. Про Масленицу народ придумал много поговорок и пословиц.

Ребята, я принесла для вас пословицы и поговорки, но мои карточки перепутались.

Раздаю ученикам разрезанные карточки.

Я прошу вас собрать пословицы и поговорки, а чтобы это было быстрее, давайте разделимся на группы.

Работа в группах «НАЙДИ ПОСЛОВИЦУ»

Фонограмма: № __7__(Приокская кадриль)_

Дети работают по группам – собирают из двух частей пословицу.

Учитель:

Ребята, кто нашел свою пословицу?

Выходите в центр класса и прочитайте то, что у вас получилось.

Ученики парами выходят и читают свои пословицы и поговорки.

«Не житье - бытье, а Масленица»,

«На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост».

«Масленица – объедуха, деньги приберуха»,

«Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы»,

«Блином масленым в рот лезет»,

«Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают».

Учитель:

Все справились с заданием! Молодцы! Ребята, как мы пятницу выразили?

Дети: ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ.

Учитель:

Правильно! Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Слайд № __21___

СУББОТА - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

6) Инструментальное музицирование

Учитель: Как называется шестой день недели?

Дети: СУББОТА!

Учитель: Суббота - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».

«ЗОЛОВКА» - так называют сестру вашего папы, приглашала к себе в гости родственников на блины.

Слайд №_22_(игра на музыкальных инструментах)_

В гостях – девушки пели и танцевали, а ребята играли на музыкальных инструментах. Какие народные инструменты вы знаете?

Дети: называют инструменты.

Учитель: Давайте проверим – все ли инструменты вы назвали.

Открываю вторую половину доски –

методическая таблица «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Дети:

Называют не названные народные инструменты.

Учитель:

И сейчас я предлагаю организовать оркестр и всем сыграть на музыкальных инструментах. Ребята, возьмите те музыкальные инструменты, на которых бы вы хотели сегодня сыграть.

Фонограмма: №_7_(Масленица -)__

Дети подходят к столику с музыкальными инструментами

(трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки, стукалки, колокольчики, свистульки, дудочки --- влажные салфетки).Разбирают их, идут на свои места.

Фонограмма: № _9___

Русская народная песня «КАК У НАШИХ У ВОРОТ».

ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Учитель: Молодцы, ребята! Пожалуйста, верните инструменты на место.

Фонограмма: № __8_(Масленица -)____

Дети складывают инструменты на место.

Учитель:

Продолжаем! Открываем последнюю страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Последний день недели называется……?

Дети: ….ВОСКРЕСЕНЬЕ!

Слайд № __23 (день седьмой – воскресенье)___

ВОСКРЕСЕНЬЕ - «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ» или

«ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

7) Первичное закрепление знаний

Учитель:

Последний седьмой день – «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье».

Слайд № __24 (прощеное воскресенье)___

В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу. Ребята, а вам приходилось когда-нибудь просить прощенье?

Дети: Да!

Учитель: А у кого вы будете просить прощение на Масленицу?

Дети: ответы детей

Учитель:

Давайте порепетируем и вместе скажем фразу: «Простите меня!»

Слайд № __25 (простите меня)___

Дети: «ПРОСТИТЕ МЕНЯ!»

Учитель:

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощались. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

Дети: СЖИГАЛИ ЧУЧЕЛО В КОСТРЕ.

Учитель: Правильно. Все выходили на улицу, на большую площадь, где стояло чучело Масленицы, и сжигали его.

Слайд № 26, 27, 28, (сжигание Масленицы)___

Учитель:

Для чего сжигали? Как вы думаете?

Дети:

Как символ победы весны, сжигали лютую зиму. Чтобы весна быстрее пришла.

Учитель: Масленицу провожали словами песни:

Фонограмма: № __10__

Р.н.п. «ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА»

Учитель:

Праздник Масленицы ярко изобразили не только художники, но и русские композиторы. Такие как:

Игорь Стравинский в балете «Петрушка»,

Петр Ильич Чайковский - в цикле «Времена года» пьеса Февраль «Масленица»,

Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка».

Слайд № _29 (портрет Римский-Корсаков)

Мы сейчас послушаем небольшой отрывок из оперы «Снегурочка» сцена «Прощания с Масленицей»

Фонограмма: № __11_

(Римский-Корсаков сцена «Прощай, Масленица»)_

Учитель:

Ребята, сравните эти две мелодии.

– народную песню, с которой мы познакомились, где Масленицу провожали и хор из оперы «Снегурочка» сцены «Прощай Масленица»?

Дети: мелодии похожи!

Учитель:

На ДРУГИХ уроках мы с вами будем говорить о второй жизни песни. А пока посмотрите на экран.

Слайд № _30 (ярмарка)___

Учитель: Шумный веселый праздник Масленица заканчивался большой ярмаркой.

Ученик 4:

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Учитель:

Вот и закончились странички в масленичном календаре.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Фонограмма: № 12__

песня «БАРЫНЯ МАСЛЕНИЦА»

Каждому ученику раздаю:

бумажные птички и маленькие солнышки.

Учитель:

Ребята, я принесла каждому из вас по маленькой птичке, которые вы можете подержать в руках. Птички не простые, а со значением. На обратной стороне каждой птички написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное:

кому-то найти поговорку про Масленицу,

кому-то сочинить частушку,

а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица».

И одно для всех общее – найти ответ на вопрос: «Что обозначает эта птичка в народных праздниках?» Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель:

Наш урок подошел к концу.

Что мы сегодня узнали на уроке? Посмотрите на это солнышко.

На доске солнышко со съемными лучами.

Вот на лучиках СОЛНЦА – вопросы. Я буду снимать лучи и зачитывать вопросы и загадки, а ваша задача ответить на них.

1.

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (СОЛНЦЕ)

2.

С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (МАСЛЕНИЦА)

3.

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки - … (БЛИНЫ)!

4.

Как называются маленькие, шуточные песенки? (ЧАСТУШКИ)

5.

Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (ИГРЫ)

6.

А блины на Масленице символ чего? (СИМВОЛ СОЛНЦА)

Учитель:

Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

А теперь я попрошу вас взять солнышки. Посмотрите, что не хватает на этих рисунках?

Дети: НЕТ РТА.

Учитель:

Показываю 3 образца

Ребята, выберите ротик, соответствующий вашему настроению, и нарисуйте такой же на своем солнышке.

если сегодня на уроке вы удивились, узнав новое, то нарисуйте овал

если вам на уроке не понравилось, то нарисуйте ротик в виде «изгиба вниз»

если наш сегодняшний урок вам понравился, нарисуйте, как ваше солнышко улыбается!

Фонограмма: № 13 (кадриль)

Ученики подходят к столу ,разбирают фломастеры и рисуют солнышкам ротики, затем становятся на середину класса

Учитель:

Ребята, поднимите ваши солнышки. Так мы оценим, на сколько понравился вам урок.

Ученики поднимают солнышки.

Учитель:

Спасибо. Все сегодня занимались замечательно. Я ставлю всем ПЯТЕРКИ, но лучше всех сегодня работали - …. (имена детей).

10) Завершение урока. Прощание – выход из класса.

Учитель: Урок окончен. До свидания!

Слайд №_32__(спасибо за работу!)__

Фонограмма: № ___14___

песня «А МЫ УЕЗЖАЕМ ДО ДОМА ДО ХАТЫ!»

ученики выходят из класса.

25

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.