Урок музыки в 1 классе на тему «Наша гостья Масленица»
Тема: «Наша гостья Масленица»
Художественно-педагогическая идея урока:
приобщить учащихся к народным традициям, различным жанрам песенного и инструментального, народного и композиторского творчества. Рассмотреть народный праздник "Масленица" в широком жизненном контексте, во взаимосвязи с природой и жизнью человека.
Ход урока Под музыку «Алфавит Г. Струве» дети входят в класс. Стоя у своих столов, слушают музыку до ее остановки. После приветствия учитель начинает беседу о том, под какую музыку ребята вошли в класс, знакома ли она им, о чем она рассказывает, что ребята знают о музыке. Необходимо повторить песенки, связанные с темами «Музыкальный алфавит» и «Музыкальная арифметика», а потом повторить новогодние песни «Зимний гость» и «новогодний хоровод». Учитель объясняет учащимся, почему ему захотелось вернуться к этой красивой музыке, рисующей зиму. Дело в том, что наступило время года, когда зима сходится со следующим временем года – весной. Встречу весны и проводы зимы по обычаю, на Руси всегда праздновали весело. И этот народный праздник проводов зимы и встречи весны называли "Масленица". Из соломы мастерили чучело Масленицы, наряжали в женское платье с блином или сковородой в руках. С этим чучелом катались на санках и ходили на ярмарки. Учащимся предлагается открыть учебник на стр. 39, прочитать название урока и задание, а затем, рассматривая картину Владимира Брагинского" Масленица", поговорить о ее содержании: что изображено художником в центре картины, как одеты люди, какое у них настроение, ощущается ли движение на ярмарочной площади. Масленицу праздновали неделю. На этом празднике детям отводилась важная роль. Именно дети выходили "кликать"– звать – Весну – красну. В этот день мамы и бабушки пекли блины, крендельки, плюшки и птичек – "Куликов" с подрумяненными крылышками и глазами из сушеных ягод. Дети выбегали со своими сладкими птицами на улицу, распевали песни и старались подбросить своего "Кулика" как можно выше, к самому солнышку. В песнях – «закличках» дети просили птиц прилететь и принести с собой ключи от весны и тепло, а зимние холода запереть на замок. Так и действием и словом дети старались помочь дружному наступлению весны. Люди думали, что от того, когда и какая придет весна, зависит урожай хлеба. Учащимся предлагается разучить попевку – "закличку". Едет масленица дорогаяНаша гостюшка годовая.
Приди весна в гости с радостью,
Приди весна с доброй милостью.
"Закличка " – это поэтическое обращение к солнцу и ветру, к радуге и дождю, к птицам и зверям и тд. В давние времена люди верили, что если речь свою построить по особому, то мир природы поймет человека; его заботы трудности, откликнется и поможет. И тогда жизнь станет богаче, легче, удачливы будут охота и рыбная ловля, пчелы сделают много меда, а лес одарит людей ягодами и грибами. Учитель вместе с детьми придумывает простую мелодию к попевке – "закличке " и дружно ее проговаривают и пропевают. Возможно творчество учащихся сразу не проявится и учитель сам предложит простую, известную незатейливую народную мелодию. Поводом для дачи домашнего задания к следующему уроку послужит разученная весенняя «закличка». Учащимся предлагается самостоятельно придумать "веснянку" с мелодией и словами. На фоне звучания осетинской народной песни "Чепена" учитель предлагает учащимся обратить внимание на следующую страницу учебника и всем вместе прочитать, как масленицу – "Царвкаханта" праздновали раньше в Осетии.
Масленичная неделя, в канун поста комахсан (буквально" завязывание рта) называлась Белой неделей. Хозяйки посуду чистили так, что в ней не оставалось даже запаха жира или мяса, ибо в Белую неделю нельзя было употреблять мясную пищу и ели только молочные продукты. К этому празднику специально делали сыры, сбивали масло. На ужин готовили пироги, яичницу и молочные супы. Пироги обильно смазывались маслом, и первым должен их был отведать самый младший в семье.
Здесь учителю следует провести параллель с российским обычаем отводить главную роль в празднике детям. Считалось что человек, у которого вся жизнь впереди, теснее связан с природой, весной, "утром года". Поскольку Масленица – это праздник, то полагалось веселиться, петь танцевать. Самой широко распространенной из осетинских танцевальных песен, является плясовая песня – игра «Чепена» (Хромой). " Чепена" присущи все основные черты, которыми обладают самые развернутые формы хороводов – простота и стройность. Основой служит, куплетно – строфовой принцип и "сквозное" сюжетно – смысловое развитие действия, доходящее до театрализованных сценок. Пляска "Чепена" сопровождается одноименной хоровой песней на веселый, импровизированный, шуточный текст. Вместе с ребятами учитель еще раз слушает в записи хор, исполняющий "Чепена" в обработке осетинского композитора Дудара Хаханова. Песня звучит на осетинском языке и учителю следует пояснить, глядя на рисунок в учебнике, о чем в ней поется. Чепена – это ведущий, в центре круга танцующих. Он диктует каждое движение, импровизирует действия, а участники строго выполняют указания ведущего. За не послушание ведущий (Чепена) может побить палкой. Так как песня шуточная, то и текст соответствующий, например:
Ой, ой, чепена,
Левой ногой, чепена!
Кто не спляшет чепена
Пусть издохнет у него корова.
Жена в лес убежит,
Поколотим нашего ведущего.
Понесем друг друга на плечах
Пусть хозяйки над нами посмеются.
Послушайте нашего ведущего:
Ложитесь на правый бок,
Протрите хозяевам пол,
Сотрите у них пыль.
Ведущий к двери бежит,
Надо его хорошенько поколотить
Ой, ой, чепена!
Но эти слова пелись в старину, учитель разучивает с детьми новый текст, специально придуманный для детей преподавателем физической культуры Сергеем Георгиевичем Гагиевым, который напеатан в учебнике на стр. 40.
Разучивается мелодия "Чепена" с использованием ладони учащихся, затем с текстом и пластическим интонированием. Исполняя с учителем песню (учитель в роли ведущего), ребята хором повторяют за ним слова и движения.
С. Гагиев предложил методику проведения игры с речитативом «Чепена» на основе осетинской песни-пляски. Предлагается учителю проводить игру с детьми, стоящими в шеренгу по рядам или стоять по кругу в классе, с таким расчетом, чтобы лица детей были обращены к водящему Чепена. Им может быть как сам учитель, так и наиболее смышленый, активный учащийся. Водящий Чепена одновременно со словами делает какое-то движение, а участники произносят свой речитатив и выполняют движения водящего. Так, к примеру водящий-учитель-Чепена произносит: «Ой,ой, Чепена, пошли вперед, чепена» и делает несколько шагов вперед, в соответствии с ритмом слов. Или водящийговорит: «Ой, ой, чепена. Давай спляшем, чепена» и начинат пританцовывать. Играющие произносят: «Ой, ой. чепена» и начинают танцевать под осетинскую мелодию и т.д.
Урок заканчивается обобщением пройденного материала с помощью контрольных вопросов к учащимся:
С каким народным праздником вы, ребята, сегодня познакомились?
Что изображает Масленица?
Как люди отмечали проводы зимы?
Что готовили мамы и бабушки из теста на Руси и в Осетии в масленичную неделю?
Какое творческое задание нужно выполнить дома?
Под музыку "Чепена " учащиеся выходят из класса.