Технологическая карта урока биологии в 5 классе на тему «Природные сообщества»

5
3
Материал опубликован 24 June 2017 в группе
 

Учитель биологии Соколова Л.А., квалификация: СЗД

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Природные сообщества

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель

Познакомить учащихся с разнообразными формами природных сообществ.

Задачи

Предметные:

- сформировать понятие о природных сообществах;

- способствовать выявлению признаков многообразия природных сообществ, а так же групп организмов, различающихся по способу питания;

- содействовать в усвоении знаний о пищевых цепях и круговороте веществ в природе.

Метапредметные:

- развивать умения анализировать, классифицировать и оценивать информацию;

- развивать умение ставить вопросы;

- преобразовывать текстовую информацию в знаково-символическую и наоборот;

- развивать умение делать выводы и заключения;

- развивать умение работать с источниками биологической информации;

- развивать умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Личностные:

- развивать дисциплинированность и упорство;

- повышать интерес к изучению живой природы.

Формируемые УУД

Личностные: 

- развитие умения выбирать целевые и смысловые установки;

- укрепление положительного отношения к учёбе, школе;

- развитие навыков сотрудничества в группах.

 

Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнение учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

 

Познавательные:

- находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

- самостоятельно вычитывать фактуальную и концептуальную информацию.

 

Коммуникативные:

- умение находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности;

- развивать умение слушать других людей.

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

- учебник: Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Биология. Введение в биологию. 5 класс.

Формы работы

Фронтальная, групповая

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться:

- приводить примеры природных сообществ и пищевых цепей.

Знать:

- признаки искусственных и естественных природных сообществ;

- что такое «экосистема»;

- на какие группы делятся организмы по типу питания;

- значение пищевой цепи;

- значение круговорота веществ в природе.

Использовать:

- учебник как источник информации о разнообразии природных сообществ и круговороте веществ.

Познавательные:

- находить информацию об экосистемах в научно-популярной литературе, интернет- ресурсах, переводить её из одной формы в другую;

- перерабатывать полученную информацию для активного усвоения;

- для решения познавательных задач учится применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения, отвечать на вопросы;

- наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и/или самостоятельно;

- выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

- работая по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, раздаточный материал);

- делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.

Коммуникативные:

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач;

- слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

- Развивать представление об экосистемах.

- Проявлять ценностное отношение к природе.

- Осознавать важность знаний о круговороте веществ в природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Природные сообщества, производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевая цепь.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы на уроке,

проверяет готовность к уроку.

Организация учащихся. Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: учатся взаимодействовать с учителем.

Регулятивные: самоорганизация

Повторение пройденной темы (3-5 мин)

Выявляет уровень знаний учащихся по пройденному материалу: организует игровой опрос «Спроси у соседа»

Учащиеся поочерёдно задают вопросы по пройденной теме любому из одноклассников. Кто не знает ответа, отвечает ещё на один вопрос. Кто отвечает на вопрос, задаёт свой вопрос другому ученику.

Познавательные: актуализируют свои знания.

Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом, учатся слушать и понимать речь одноклассника, учатся правильно формулировать свои мысли.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

Актуализация знаний (5 мин)

Направляет на формулирование темы и постановку цели урока.

Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока и определяют цель.

Познавательные: получают информацию о взаимодействии живых организмов.

Коммуникативные: сообща вырабатывают общее решение.

Регулятивные: определение темы и цели урока.

Изучение нового материала

(15 мин)

Экосистемы.

1.Рассказывает о природных сообществах. Просит найти примеры разных природных сообществ, используя учебник на стр.101.

2. Знакомит учеников с понятием «экосистема».

1.Учащиеся работают с учебником, находят ответы и отвечают.

2.Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Познавательные: осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы, делают выводы на основе полученной информации, проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, проявляют активность, высказывают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной задачей, анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы.

 

Группы   организмов

3. Просит детей разделиться на 3 группы и поработать с иллюстрациями, которые тут же раздаёт. 

4. После знакомства с группами организмов и способами их питания, учитель просит каждому ученику взять в руки по одной иллюстрации и так объединиться в группы, чтобы образовались экосистемы леса, поляны, реки.

 

3. Дети делятся на 3 группы, рассматривают иллюстрации и, используя учебник на стр.102, объединяют иллюстрации в природные сообщества, а затем представляют своим одноклассникам.       

4. Работая в группе с раздаточным материалом, определяют, какие живые организмы обитают в названных экосистемах. После обсуждения объединяются в группы и объясняют свой выбор.

Познавательные: оказывают взаимопомощь при групповой работе и проявляют активность для решения познавательных задач;

анализируют текст и рисунки учебника, делают выводы на основе полученной информации.

Коммуникативные: проявляют активность в решении познавательных задач; слушают и понимают речь других; вступают в беседу на уроке; оформляют свою мысль в устной речи.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы, отстаивают свою позицию, оценивают себя.

 

Круговорот веществ в природе.

5. Учитель просит рассмотреть в учебнике рисунок 68 и сделать вывод.

6. Учитель просит составить простые пищевые цепи, используя учебник.

 

 

5. Дети рассматривают рисунок и делятся своими выводами.

 

 

6. Дети представляют пищевые цепи.

Познавательные: определяют роль живых организмов на Земле, обосновывают своё мнение.

Находят информацию о пищевых цепях в научно-популярной литературе, переводят её из одной формы в другую.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, используя необходимые средства (учебник, раздаточный материал); делают самостоятельные выводы, оценивают свои успехи.

Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

1. Что мы узнали на уроке?

2. На какие группы делятся живые организмы?

3. По какому типу делятся на группы живые организмы?

4. Что происходит при взаимодействии живых организмов друг с другом?

5. Благодаря чему происходит круговорот веществ в природе?

Дети отвечают:

1. В природе существуют сообщества.

2. Производители органических веществ, потребители и разрушители.

3. По типу питания.

4. Круговорот веществ в природе.

5. Благодаря пищевым цепям.

Познавательные: структурируют и закрепляют полученные знания.

Коммуникативные: сотрудничают в поиске и выборе информации, выстраивают свою речь.

Регулятивные: вносят необходимые дополнения в осознание усвоенного материала.

Задание на дом

Задаёт домашнее задание: стр.101-103, читать. Вопросы в рубрике «Проверьте свои знания».

Записывают задание.

Регулятивные: самоорганизация

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация рефлексии в конце урока:

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

-Я узнал (а)...

-Меня удивило…

-Мне было трудно…

Выставление отметок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Выставляют отметки в дневник.

Коммуникативные: учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контролируют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации