Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже
Тема : Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже
Тип урока: Освоение нового материала.
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
Познакомится с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; определять склонение имен существительных; морфологический разбор слова.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей ( под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные результаты:
Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык» 4 класс, В. П. Канакина, В. Г.Горецкий;
2. Ноутбук, диск «Русский язык» 4 класс, В. П. Канакина…;
3. Опорные схемы – таблицы;
4. Карточки для дифференцированной работы;
Ход урока
Оргмомент Придумано кем-то
Мудро, заметьте,
При встрече здороваться:
Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, дети!
- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. (Дети выходят к доске)
- Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
- Возможно есть классы и лучше, и краше.
- Но пусть в нашем классе вам будет легко
- И очень уютно, и очень светло.(хором)
У:- Прочитайте слова, записанные на доске: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, внимательность.
У: - Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке?
- А с какими из них нам не по пути ? (стирают слова «лень» и «эгоизм»)
- На уроке мы постараемся проявить эти качества, а кто-то их сегодня и приобретет.
2. Актуализация знаний
1.Проверка д/з: Упр. 207(113)
- С чем мы с вами знакомились на прошлом уроке? (С правописанием окончаний им. сущ-х 1, 2 и 3 склонения в В. И Родительном падежах)
- Проверяем д/з
- О чем идёт речь в загадке?
- Назовите сущ – ые в В. П. и их окончания.
- Какие же безударные окончания бывают у сущ – х в Р. падеже ?(У сущ-х 1скл-я в Р.п. будут окончания –ы, -и,
сущ-х 2скл-я в Р.п. будут окончания –а, -я,
сущ-х 3скл-я в Р.п. будут окончания -и,)
- А как же понять, к какому склонению относится то или иное сущ –ое?
? (К 1- му склонению относятся сущ.- е ж.р. и м. р. с окончанием - а, -я ;
ко 2 - му скл. относятся сущ. - е м. р. с нулевым окончанием и сущ. - е ср. р. с окончанием -о, -е;
к 3 - му скл. относятся сущ. - е ж. р. с нулевым окончанием и ь знаком на конце).
2.Минутка чистописания
- Откройте тетради и запишите число.
- А сейчас пришло время для проявления аккуратности и трудолюбия.
- А какую букву мы будем писать сегодня, вы догадаетесь, отгадав мою загадку:
Косичку без опаски,
Обмакиваю в краски.
Потом веду косичкой,
По чистенькой страничке. (Кисточка)
- Значит. Какую букву мы будем писать?
- Назовите первый звук (к )
-
- Охарактеризуйте звук к (Согл., гл. парн., мягк. парн;)
- Назовите орфограмму в этом слове. Разберем его по составу.
1. Массаж кистей.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Вначале их потрём немножко,
Затем похлопаем в ладошки.
В руки ручку мы возьмём.
И букву «ка»писать начнём.
- Записываем в тетради буквосочетания и слова, вставляя пропущенные буквы в словах.
- Проверим, какие буквы вы вставили и почему.
- Прочитайте слова. Вставим и объясним пропущенные в них буквы.
- Из этих слов составим и запишем предложение.
Солнце осветило красные листья кленов.(Прост., повеств., невоскл., распр.)
- Разберем предложение по членам и частям речи.
- Дадим характеристику этому предложению устно.
- У существительных в предложении определите падеж и склонение.
3.Самоопределение к деятельности
- Прочитайте ключевые слова: ГДЕ? КУДА? КОМУ? ЧЕМУ? К, ПО
- На какой падеж указывают эти слова?
- Где у нас Д.п.?
- Я- называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу.
Но и один гулять хожу.
- А теперь, ребята, все внимание – на экран.
Что общего? Чем отличаются
Подбежали к реке
Наклонились к окну
Соскучились по земле
Шли по тропинке
Подъехали к берегу
Подарил сестрёнке
- Прочитайте словосочетания левого столбика
- А теперь прочитайте словосочетания правого столбика.
- Что общего в словосочетаниях левого и правого столбика?(сущ. В Д.п.)
- Чем отличаются? (ударные и безударные окончания)
- Написание каких окончаний , ударных или безударных, вызовет у нас затруднение? Почему?
- Опираясь на выше сказанное, сформулируйте тему нашего урока.
-Ребята, какова же будет основная цель нашей работы на уроке?(научиться правильно писать безударные окончания сущ-х в Д. п. )
4.Объяснение нового материала.
Работа по учебнику
- Откройте учебники на стр. 113 упр. 208.
- Рассмотрите таблицу.
- Перечислите признаки дательного падежа.(вопросы, предлоги, роль в предложении)
- Какие окончания имеют сущ-е 1 склонения?
- 2 склонения?
- 3 склонения в дательном падеже?
- Как определить, какую букву нужно писать в безударном окончании существительного в Д. п.?
- Чтобы правильно написать безударное окончание имен сущ-ых, надо:
1 Определить падеж имени сущ-го.
1.Определить склонение имени сущ-го.
3.По падежу и склонению вспомнить окончание имени суш-го.
- Вспомним еще раз
- Имена сущ- ые какого склонения в Д. п. имеют окончание-и?
- Имена сущ-ые какого склонения в Д. п. имеют окончание-е?
Физкультминутка
5. Первичное закрепление.
1.Упр.209
- Прочитайте. Обсудите, справедливы ли эти слова.
- О чем заставляют они нас задуматься?(Только добром можно добиться хорошего для себя и других.)
- Запишите эти строки. Укажите имена…(Взаимопроверка)
- Почему окончания у имен сущес-х в Д.п. разные?(разное склонение)
2.Слайд(Письмо с комментированием)(р.т. стр.62 упр.146)
- Запишем словосочетания. Используя полученные знания и алгоритм, вставьте пропущенные окончания сущ-ых.
Бежал по деревн…, подарил дочер…, скачет по дорожк…, подошёл к площад…, письмо сестр…, вернулся к пристан…
Самостоятельная работа.
Работа по карточке.- Поставьте существительные, данные в скобках в Д. п., выделяя окончания.
1.Солдат пишет письмо(мать, друг, жена).
2.Поезд подъезжает к (Астрахань, Москва, Волгоград).
3.Грибник идёт по (лес, тропинка, пустошь).
- Интересно проверить себя?
- Проверьте по образцу.
- Какие встретились затруднения? (Почему ты ошибся?)
Самопроверка – (Слайд )
6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение
- А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть
Совунья и Нюша играют в баскетбол. Помоги им забросить мяч в корзину. Для этого щелкни левой кнопкой мыши по букве, которую нужно написать в окончании имени существительного.
7.Рефлексия. Итог урока.
- Ребята, пригодились ли вам на уроке качества, о которых мы говорили в самом начале урока?
(Я увидела ваше трудолюбие на уроке, внимательность…)
- Что нового вы узнали на уроке?
(- Сегодня мы получили новые знания.
- Мы узнали, что в Д. п. сущ-ые 1 скл. имеют окончание – е, 2 склонения – окончания – у, - ю,
3 склонения – окончание -.)
- Итак, какая была цель урока?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Оцените свою работу на уроке (смайлик).
7. Домашнее задание
- А теперь запишем д/з.
(Слайд с. 114- 115 упр. 211 , упр. 212(по выбору))
- Посмотрим задания.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит:
«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
- Я очень рада, что мы так хорошо поработали, сумели преодолеть трудности, достигли цели урока
Спасибо, ребята, за старание!
Спасибо, гости, за внимание!