12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпеченко Елена Петровна20

Тема : Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

Тип урока: Освоение нового материала.

Педагогические задачи:

Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты:

Познакомится с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; определять склонение имен существительных; морфологический разбор слова.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей ( под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты:

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.



Оборудование: 

1. Учебник  «Русский язык»  4 класс, В. П. Канакина, В. Г.Горецкий;

2. Ноутбук, диск «Русский язык» 4 класс, В. П. Канакина…;

          3. Опорные схемы – таблицы;

4. Карточки для дифференцированной работы;

Ход урока

Оргмомент        Придумано кем-то

                                 Мудро, заметьте,

                                 При встрече здороваться:

                                 Здравствуйте, гости!

                                 Здравствуйте, дети!

- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. (Дети выходят к доске)

- Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

- Возможно есть классы и лучше, и краше.

- Но пусть в нашем классе вам будет легко

- И очень уютно, и очень светло.(хором)

У:- Прочитайте слова, записанные на доске: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, внимательность.

У: - Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке?

- А с какими из них нам не по пути ? (стирают слова «лень» и «эгоизм»)

- На уроке мы постараемся проявить эти качества, а кто-то их сегодня и приобретет.

2. Актуализация знаний

1.Проверка д/з: Упр. 207(113)

- С чем мы с вами знакомились на прошлом уроке? (С правописанием окончаний им. сущ-х 1, 2 и 3 склонения в В. И Родительном падежах)

- Проверяем д/з

- О чем идёт речь в загадке?

- Назовите сущ – ые в В. П. и их окончания.

- Какие же безударные окончания бывают у сущ – х в Р. падеже ?(У сущ-х 1скл-я в Р.п. будут окончания –ы, -и,

сущ-х 2скл-я в Р.п. будут окончания –а, -я,

сущ-х 3скл-я в Р.п. будут окончания -и,)

- А как же понять, к какому склонению относится то или иное сущ –ое?

(К 1- му склонению относятся сущ.- е ж.р. и м. р. с окончанием - а, -я ;

ко 2 - му скл. относятся сущ. - е м. р. с нулевым окончанием и сущ. - е ср. р. с окончанием -о, -е;

к 3 - му скл. относятся сущ. - е ж. р. с нулевым окончанием и ь знаком на конце).

2.Минутка чистописания

- Откройте тетради и запишите число.

- А сейчас пришло время для проявления аккуратности и трудолюбия.

- А какую букву мы будем писать сегодня, вы догадаетесь, отгадав мою загадку:

Косичку без опаски,
Обмакиваю в краски.
Потом веду косичкой,
По чистенькой страничке. (Кисточка)

- Значит. Какую букву мы будем писать?

- Назовите первый звук (к )

-

- Охарактеризуйте звук к (Согл., гл. парн., мягк. парн;)

- Назовите орфограмму в этом слове. Разберем его по составу.

1. Массаж кистей.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Вначале их потрём немножко,
Затем похлопаем в ладошки.
В руки ручку мы возьмём.
И букву «ка»писать начнём.

- Записываем в тетради буквосочетания и слова, вставляя пропущенные буквы в словах.

t1602941941aa.jpg

- Проверим, какие буквы вы вставили и почему.

- Прочитайте слова. Вставим и объясним пропущенные в них буквы.

- Из этих слов составим и запишем предложение.

t1602941941ab.jpg

Солнце осветило красные листья кленов.(Прост., повеств., невоскл., распр.)

- Разберем предложение по членам и частям речи.

- Дадим характеристику этому предложению устно.

- У существительных в предложении определите падеж и склонение.

3.Самоопределение к деятельности

- Прочитайте ключевые слова: ГДЕ? КУДА? КОМУ? ЧЕМУ? К, ПО

- На какой падеж указывают эти слова?

- Где у нас Д.п.?

- Я- называюсь Дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу.

Но и один гулять хожу.

- А теперь, ребята, все внимание – на экран.

Что общего? Чем отличаются

Подбежали к реке

Наклонились к окну

Соскучились по земле

Шли по тропинке

Подъехали к берегу

Подарил сестрёнке

- Прочитайте словосочетания левого столбика

- А теперь прочитайте словосочетания правого столбика.

- Что общего в словосочетаниях левого и правого столбика?(сущ. В Д.п.)

- Чем отличаются? (ударные и безударные окончания)

- Написание каких окончаний , ударных или безударных, вызовет у нас затруднение? Почему?

- Опираясь на выше сказанное, сформулируйте тему нашего урока.

-Ребята, какова же будет основная цель нашей работы на уроке?(научиться правильно писать безударные окончания сущ-х в Д. п. )

4.Объяснение нового материала.

Работа по учебнику

- Откройте учебники на стр. 113 упр. 208.

- Рассмотрите таблицу.

- Перечислите признаки дательного падежа.(вопросы, предлоги, роль в предложении)

- Какие окончания имеют сущ-е 1 склонения?

- 2 склонения?

- 3 склонения в дательном падеже?

- Как определить, какую букву нужно писать в безударном окончании существительного в Д. п.?

- Чтобы правильно написать безударное окончание имен сущ-ых, надо:

1 Определить падеж имени сущ-го.

1.Определить склонение имени сущ-го.

3.По падежу и склонению вспомнить окончание имени суш-го.

- Вспомним еще раз

- Имена сущ- ые какого склонения в Д. п. имеют окончание-и?

- Имена сущ-ые какого склонения в Д. п. имеют окончание-е?

Физкультминутка

5. Первичное закрепление.

1.Упр.209

- Прочитайте. Обсудите, справедливы ли эти слова.

- О чем заставляют они нас задуматься?(Только добром можно добиться хорошего для себя и других.)

- Запишите эти строки. Укажите имена…(Взаимопроверка)

- Почему окончания у имен сущес-х в Д.п. разные?(разное склонение)

2.Слайд(Письмо с комментированием)(р.т. стр.62 упр.146)

- Запишем словосочетания. Используя полученные знания и алгоритм, вставьте пропущенные окончания сущ-ых.

Бежал по деревн…, подарил дочер…, скачет по дорожк…, подошёл к площад…, письмо сестр…, вернулся к пристан…

Самостоятельная работа.

Работа по карточке.- Поставьте существительные, данные в скобках в Д. п., выделяя окончания.

1.Солдат пишет письмо(мать, друг, жена).

2.Поезд подъезжает к (Астрахань, Москва, Волгоград).

3.Грибник идёт по (лес, тропинка, пустошь).

- Интересно проверить себя?

- Проверьте по образцу.

- Какие встретились затруднения? (Почему ты ошибся?)

Самопроверка – (Слайд )

6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение

- А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть

Совунья и Нюша играют в баскетбол. Помоги им забросить мяч в корзину. Для этого щелкни левой кнопкой мыши по букве, которую нужно написать в окончании имени существительного.

7.Рефлексия. Итог урока.

- Ребята, пригодились ли вам на уроке качества, о которых мы говорили в самом начале урока?

(Я увидела ваше трудолюбие на уроке, внимательность…)

- Что нового вы узнали на уроке?

(- Сегодня мы получили новые знания.

- Мы узнали, что в Д. п. сущ-ые 1 скл. имеют окончание – е, 2 склонения – окончания – у, - ю,

3 склонения – окончание -.)

- Итак, какая была цель урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке (смайлик).

7. Домашнее задание

- А теперь запишем д/з.

(Слайд с. 114- 115 упр. 211 , упр. 212(по выбору))

- Посмотрим задания.

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит:

«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

- Я очень рада, что мы так хорошо поработали, сумели преодолеть трудности, достигли цели урока

Спасибо, ребята, за старание!

Спасибо, гости, за внимание!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.