Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Русский язык
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Задачи:
-развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;
-учить сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания –е, -и;
- учить контролировать правильность написания безударного падежного окончания имён существительных.
Цели: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Формируемые УУД:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделении и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
- Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
- Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||
Предметные: -устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания; -выбирать нужный способ проверки при написании окончания; -обосновывать написание безударного падежного окончания; -находить и исправлять ошибки при написании безударного падежного окончания. | Метапредметные: -понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; -выбирать действия для решения поставленной задачи; -работать с информацией, представленной в таблице; -составлять сообщение по таблице; -составлять алгоритм действия для решения орфографической задачи. | Личностные: -осознавать важность процесса получения новых знаний, ответственность за выбор своих действий. | |||||||||||||||||||||
Межпредметные связи: окружающий мир, технология, математика (заполнение таблицы). | |||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: учебник, ч.1; рабочая программа, тетрадь. | |||||||||||||||||||||||
Ход урока: | |||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент Прозвенел уже звонок, А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. | Выполняют движения. | ||||||||||||||||||||||
2. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
| | ||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний Выборочный диктант -Выпишите слова в два столбика: с безударными гласными в корне слова и с парными согласными в корне слова. Зима Идёт мягкий снег. Лёгкие снежинки тихо легли на землю. Снег одел в пушистые рукавицы деревья и кусты. Мохнатые ветви нависают над тропинкой. Хорошо бродить в лесу по узкой дорожке. -Предлагает посмотреть на задание и определить тему и задачи урока. Нацеливает на постановку задачи – уяснить, от чего зависит правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. -Организует самостоятельную деятельность учащихся в группе по заданию. Прочитайте. Как можно назвать эти предложения одним словом? После каждого имени существительного с пропущенным окончанием укажите в скобках склонение и падеж. Допишите и выделите окончания.
1. Ворона сидит утром на верхушк… (___скл., ___п.) дерева и каркает – к вьюг… .(___скл., ___п.) 2. Большие хлопья снега – жди оттепел… . (___скл., ___п.) 3. Вороны вьются в воздух… (___скл., ___п.) – перед снег… . (___скл., ___п.) 4. Если кошка зимой по комнат… (___скл., ___п.) бегает, то будет мороз. 5. Много звёзд в неб… (___скл., ___п.) – наступит морозный день.
|
-Два ученика работают у доски. Остальные дети самостоятельно по вариантам в тетрадях. -Проверка. Учащиеся у доски читают слова, объясняют орфограммы. Остальные исправляют ошибки, проверяют свои работы. Самооценка.
-Определяют тему урока и ставят учебную задачу –учиться писать безударные падежные окончания имён существительных.
- Читают задание. Выполняют в тетрадях. Объясняют правописание окончаний в этих именах существительных. Делают выводы. Проверяют. | ||||||||||||||||||||||
4. Физминутка
5. Организация познавательной деятельности Вариативное задание (в парах) Задание 1. Прочитать высказывания, определить и отметить условным значком формы имён сущ-х, в которых пишется окончание –е, а другим условным значком – формы имён сущ-х, в которых пишется окончание –и. -У имён существительных 1-го склонения в дательном падеже_____. -У имён существительных 1-го склонения в родительном падеже_____. -У имён существительных 3-го склонения в предложном падеже_____. -У имён существительных 2-го склонения в предложном падеже_____. -У имён существительных 3-го склонения в родительном падеже_____. -У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже_____. -У имён существительных 3-го склонения в дательном падеже_____. Задание 2. Прочитать название таблицы, заполнить её самостоятельно.
-По окончании работы предлагает провести самопроверку – обратиться к упр. 235 на с. 125 учебника. Задание 3. С.124 упр.234 -Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию упражнения.
6. Закрепление изученного -Организует самостоятельную деятельность учащихся – предлагает подобрать к данным словам подходящие по смыслу имена существительные с безударными окончаниями –е, -и, записать словосочетания, выделить безударные окончания, объяснить их написание. Окраина … , ехать на … , жить в … , лежать в … , варенье из … , закричать от … , думать о … .
7. Рефлексия Графический диктант -Читает утверждение. 1). В русском языке пять падежей. 2). Начальная форма имени существительного – именительный падеж, единственное число. 3). Определить склонение существительного можно по его роду. 4). Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание –е. 5). Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание –и. 6). Проверить безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения можно словом сестра. 7). Имена существительные женского рода относятся только к 1-му склонению. 8). Имена существительные среднего рода относятся ко 2-му склонению. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте утверждения.
8. Подведение итогов урока - Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке? - Кто легко справился со всеми заданиями? - Кому было трудно?
9. Домашнее задание с. 126 упр. 238
|
-Слушают и выбирают задание.
-Соотносят с образцом в упр. 235. Проводят самопроверку и самооценку. При необходимости находят и исправляют ошибки. Составляют сообщение о том, какие падежные окончания требуют проверки, называют способы проверки. -Читают стихотворение. Делятся впечатлениями. Сравнивают имена существительные, имеющие одинаковые окончания. Объясняют правописание окончаний в этих именах существительных. Делают выводы.
Ставят знак «+», если согласны с ним, и знак «- , если не согласны.
Взаимопроверка |