Правописание имен существительных в творительном падеже

0
0
Материал опубликован 8 December 2019

Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .

Цели урока: 1.Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило  при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение , классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


                                       Ход урока

Организационный момент.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердится речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Подарите улыбки друг другу …

- Хорошего настроения вам, дети, на урок русского языка. (Слайд 1)

Открыли свои тетради. Записали число, классная работа

2. Словарная работа.

- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

- Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат. Слайд 2

- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный )

- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

- Какие вопросы у вас возникли?

- Какой падеж взял себе такой псевдоним?

- Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга,  труд, работа ,творить.

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

-Что такое синонимы?

- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. 

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

-Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

- С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду. Какое у вас орудие? Чем вы пользуетесь?

- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Физминутка «Близнецы»

Дети встают между партами, , кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя выполняют команды:

- присесть;

- встать;

- наклониться вправо;

- наклониться влево

- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;

- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене:

7. Самоопределение к деятельности..

-Послушайте стихотворение

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою,

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы…

- Кто автор этого произведения?

- Какому времени году посвятил эти строки А.С. Пушкин?

- Об этой чудесной поре писали многие поэты: И. Бунин, Н. Рубцов,С. Есенин. Я предлагаю прочитать строки уже известного вам автора Ивана Захаровича Сурикова.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

- О чём эти строки?

С чем сравнивает поэт снег? (пелена – сплошной покров). Найдите слова в творительном падеже.

Кто готов сформулировать тему нашего урока.? (“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) 

- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа .)

8. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний.

- Что мы  уже знаем о творительном падеже ?

- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)-

 -Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)

-  Каким членом предложения является? (второстепенным)

-  Что ещё нужно знать?  (окончания 1,2,3скл.)


2)Определение окончаний существительных в творительном падеже.

-Послушайте сказку 

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй,медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк». 

- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

 - На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

Работа по группам:

Распределите слова в 3 группы. Выделите окончания имен существительных в творительном падеже.

Умниц…, уж…, слон…, смелость… зебр…, ель…, осень…, медвед…, слив… ..

1 скл. 2скл. 3скл.

1 скл.

2скл.

3скл.
















Вывод

Имена существительные в творительном падеже имеют окончания:

1скл.________________________________;

2скл.________________________________;

3 скл. ________________________________.


Вывод определяет референтная группа

3) Самостоятельная работа

Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение, падеж. Выделите окончание.

Растёт под берёз…, шагать с песн…, сидит с газет…, между яблон… и смородин…, прятался под крылечк…, летать над дерев…, вьётся лент…, чистит щётк…, гордится матерь….

Проверка. Слайд 5


5.Упр.221 стр.118(самостоятельно)

9. Рефлексия. По слайду.

       

          10.Итог.

        - Какую задачу мы ставили перед собой?

        - Что же мы узнали на уроке?

        - Что вам понравилось сегодня на уроке?


        11.  Домашнее задание,

Выполнить разбор словарных слов, с. 118 упр.221

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.