Тема урока: «Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе». 2 класс
Тип урока: урок освоения нового.
Цели
предметные:
познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;
совершенствовать умение изменять имена существительные по числам.
метапредметные:
регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
познавательные – учить осуществлять классификацию по самостоятельно найденному основанию;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию,
коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, формировать умение работать в паре, находить общее решение.
личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению русского языка интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний по русскому языку.
предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять число имён существительных (единственное и множественное), изменять существительные по числам; знакомы с формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном и могут подобрать примеры таких имён существительных.
Оборудование:
Для учителя:
Учебник для второго класса. Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Указка, мел, доска.
Для учеников:
Тетрадь.
Учебник.
Ручка, карандаш, линейка
Карточки для парной работы, карточки с дифференцированными заданиями, листы самооценки.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I Мотивация к учебной деятельности. настрой на работу.
| У нас сегодня гость, Кто это? Он пришёл к вам с хорошим настроением и дарит вам свою улыбку. Подарите и вы свои улыбки ему. Обратите внимание, как он одет. Кто же он? С каким пожеланием он пришёл?
| Учащиеся настраиваются на работу. Это заяц. Он занимается спортом. Призывает нас заниматься спортом.
| Рисунок Зайца в спортивной одежде и на коньках. |
II. Актуализация знаний: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания» | Картинный диктант Учитель показывает рисунки с изображением предметов.
Тетрадь, платок, пенал, Москва, коньки, пальто, лисица. Пишем.
Как называем эти слова? -Почему мы называем их словарными?
Самопроверка Тетрадь, платок, пенал, Москва, коньки, пальто, лисица Проверь себя.
Самооценка Кто не допустил ни одной ошибки поставьте в листе самооценки 3 балла У кого одна ошибка 2 балла У кого две ошибки и больше 1 балл. 3. Самоопределение к деятельности. -Какой части речи являются все слова? Повторить всё о существительном.
-Что такое имя существительное?
-Назовите одушевленное имя существительное. -Назовите собственные имена существительные. - Какое слово можно считать лишним? (коньки – не относится к общей теме стоит во множественном числе.)
-Что вы знаете о числе имен существительных?
|
Дети записывают слова.
Это словарные слова.
Дети проверяют записанные слова по слайду на доске
Оценивают свою работу в листе самооценки.
Это имена существительные.
Имя существительное – это часть речи.
Лисица.
Москва. Коньки стоит во множественном числе, а все остальные слова стоят в ед.ч. Имена существительные изменяются по числам. Если имя существительное стоит в ед.ч., то обозначает один предмет Если имя существительное стоит в мн.ч., то обозначает два или несколько предметов. |
Картинки с изображением предметов. Тетрадь, платок, пенал, Москва, коньки, пальто, лисица.
Слайд№1
|
III. Постановка учебной проблемы: выявить место затруднения и зафиксировать в речи причину затруднения |
Теперь предлагаю поработать в паре
У вас на столе карточки со словами Прочитайте их. Можно ли эти слова назвать именами существительными. По какому признаку они распределены в два столбика дом стена стол круги добро дрова листва духи Попробуйте образовать от существительных 1 столбика форму единственного числа, а от существительных 2 столбика форму множественного числа. Проверим, как у вас получилось? Самооценка (умение работать в паре) |
Существительные ед ч……. Сущ мн.ч………. |
|
Открытие нового знания | Что вы заметили? Подумайте, почему не получается изменить форму числа некоторых имён существительных?
Какое открытие вы для себя сделали?
– Какова же тема нашего урока?
– Сформулируйте цель, используя слова: познакомимся...., научимся находить... и правильно использовать ... .
Мы уже знаем, что есть существительные, которые имеют только форму множественного числа. Как отличить такие существительные?
| У некоторых слов не получается изменить форму слова.
Наверное. в русском языке есть существительные,которые употребляются только во мн.ч или только в ед.ч.
Открытие есть существительные, которые имеют только ед. числа
Открытие: в русском языке есть имена сущ., которые имеют форму только мн. числа.) Имена существительные, которые употребляются только в одном числе.
Познакомимся с именами существительными, которые употребляются только в ед.ч и с именами существительными, которые употребляются только во мн.ч. научимся находить их среди других имён существительных и правильно использовать их в речи Научимся понимать важность занятий спортом – Надо попытаться образовать от существительного две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то...
|
Слайд №2,3
|
Физминутка
| Суперфизминутка |
|
|
Первичное закрепление: уточнить тему урока Применение своих знаний на практике | Попробуем применить свои умения на практике. сейчас я предлагаю зайти в магазин спорттовары и совершить покупки. Но покупая в одну корзину мы будем складывать предметы, имеющие форму только множественного числа, а в другую – форму мн.ч Мяч , обручи, лото, коньки, перчатки, ролики, брюки, трико, шашки, домино
Проверка по слайду Какой можно сделать вывод?
Сравнить своё мнение с правилом в учебнике, С. 64 Выполним упражнение 111. Прочитайте слова ,исходя из темы урока, какое задание нам нужно выполнить?
3 ученика работают у доски.
Проверка.
Самооценка Кто не допустил ни одной ошибки поставьте в листе самооценки 3 балла У кого одна или 2 ошибки 2 балла У кого две ошибки и больше 1 балл. | Карточками распределяют в 2столбика.Остаются два слова: мяч и обручи.
ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или только в форме единственного числа. Читают по учебнику правило.
Нужно распределить эти слова в 3 столбика. (существительные, которые употребляются только во мн.ч.; существительные, которые употребляются только в ед.ч. и, существительные, которые изменятся по числам.)
Изменяются по числам: тетрадь доска торты стаканы банты снежинки гербы Только в ед.ч солнце сахар молоко метро творог Только во мн.ч санки ножницы очки весы
Оценивают свою работу в листе самооценки.
|
карточки со словами ( на доске)
На слайд №4 магазин и спортивные товары
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону организовать оценку собственной деятельности | Разноуровневые задания Оцените свои возможности и выберите задания На голубых карточках задания более лёгкие, анна оранжевых немного посложнее.
Проверка самостоятельно по эталону Какая тема объединяет эти слова и предложения? Какая польза от занятий спортом? -Если мы занимаемся спортом, тогда мы вырастем здоровыми и сильными, выносливыми. Никогда не болеем. Значит нужно заниматься спортом. Проверка дополнительного задания. -А кто из вас занимается спортом и каким видом спорта?
| Работают по карточкам разного уровня сложности
Если мы занимаемся спортом, тогда мы вырастем здоровыми и сильными, выносливыми. Никогда не болеем. Значит нужно заниматься спортом | Карточки разного уровня сложности
Кто успеет выполнить задание дополнительное задание на слайде: составьте 1-2предложения на тему «Я и спорт» |
Подведение итогов Рефлексия урока организовать оценку собственной деятельности | Что узнали сегодня на уроке?
Работа с листами самооценки - Поднимите руки, кто не допустил ошибки в словарных словах. -Кому нужно ещё повторить - Кто умеет работать а паре? Поднимите руки, у кого получается находить имена существительные, которые употребляются только в одном числе. Кто ещё затрудняется? С такими именами мы начали только знакомиться . На уроках русского языка мы ещё будем повторять их и познакомимся ещё и с другими подобными существительными. Довольны ли вы своей работой на уроке и с каким настроением вы заканчиваете урок. Покажите |
|
Полоски разного цвета. |