Урок литературы в 8 классе «Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова "Обоз" и "Лягушки, царя просящие"»
О, смех - великое дело! Гоголь
Звери мои за меня говорят И.А.Крылов
Тема урока: Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие».
Ход урока
Оргмомент. Цели урока: познакомиться с исторической основой басен И.А.Крылова . Увидеть глубину философской мысли баснописца, понять мнение автора по важным политическим и историческим вопросам, анализ художественного текста (басни).
С именем И.А.Крылова вы знакомы уже давно, но у многих складывается мнение, что он детский писатель. Как вы думаете, почему такой стереотип создался ( кто герои Крылова?, животные, сказки о животных)
К какому роду литературы относится басня? (лироэпическому) По теории трех штилей басня относится к высокому, среднему или низкому стилю? (низкий) Почему- вызывает смех. Какова же цель комического в литературе? (смех сквозь слезы) А писателям –сатирикам было не до смеха. Гонения, ссылки, цензура.
На ваших столах лежит басня Измайлова-современника Крылова «Происхождение и польза басни»
Саша читает наизусть
Беседа по басне:
Почему нагая правда вызвала раздражение правителя?
Что значит в блестящей дорогой одежде? Прием- метафора
Чем басня покоряет сердца слушателей, как и в басне с царем произошло- иносказательная манера, аллегория, герои отвлеченные,
Благодаря басням в обиход вошло много крылатых выражений и фразеологизмов.. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их в викторине. Сюжеты и эти выражения могут вам пригодиться на ЕГЭ и ГИА в качестве литературных примеров.
Учащиеся :
И.А.Крылов стал классиком еще при жизни. А творения его понятны всем. Но не всегда мы знаем предысторию басен- повод для их написания. Сегодня мы проведем историческое расследование и посмотрим на знакомые басни под другим углом зрения.
Павел Историческая основа басен Крылова.
Саша «Кот и повар»
Лиза «Кот и щука»
Какой вывод можно сделать после сообщения?
Каким человеком и гражданином предстает И.А.Крылов в своих творениях.
А теперь предлагаю обратиться к тексту басни «Обоз» для детального анализа.
В каких сточках басни заключается мораль? Старый конь борозды не испортит
На чьей стороне симпатии автора? Почему вы так решили?
Проверка домашнего задания- таблица. Какие герои противопоставлены друг другу? Прием- антитеза, контраст
Старый конь |
Лошадь молодая |
|
Слова |
молчит |
Ругает коня: «Какой осел»Мы махнем, не свезем, а скатим. |
Поступки |
Сводит легонько, на крестце понес, катиться не давал. |
Кидает, толкает, пустился по камням, толчки, скачки Бух- в канаву |
Вывод |
Тише едешь- дальше будешь |
Прощай, хозяйские горшки |
Какие художественные средства использует автор для придания образности.
Аллегория конь Кутузов, лошадь Александр и его молодые генералы
Эпитеты (легонько) фразеологизм- выйдешь из терпенья
Олицетворения- говорят животные сравнение как рак,
Разговорная оценочная лексика (хваленый конь, осел, уж, принять влево) и грамматика- бух в канаву (междометные глаголы). Ряд однородных сущ- скорость передвижения лошади
Уменьшительно- ласкательная лексика (лошадка)
«Лягушки, просящие царя» презентация "История создания"
Первый царь портрет, поступки, реакция подданных |
Второй царь, портрет, поступки, реакция подданных |
Технократа урока
DOCX / 22.63 Кб
Фразеологизмы Крылова (викторина)
PPTX / 1.57 Мб
Лягушки, царя просящие
PPTX / 239.58 Кб