Урок литературы в 8 классе «Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова "Обоз" и "Лягушки, царя просящие"»

5
0
Материал опубликован 23 June 2017

О, смех - великое дело! Гоголь

Звери мои за меня говорят И.А.Крылов

Тема урока: Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие».

Ход урока

Оргмомент. Цели урока: познакомиться с исторической основой басен И.А.Крылова . Увидеть глубину философской мысли баснописца, понять мнение автора по важным политическим и историческим вопросам, анализ художественного текста (басни).

С именем И.А.Крылова вы знакомы уже давно, но у многих складывается мнение, что он детский писатель. Как вы думаете, почему такой стереотип создался ( кто герои Крылова?, животные, сказки о животных)

К какому роду литературы относится басня? (лироэпическому) По теории трех штилей басня относится к высокому, среднему или низкому стилю? (низкий) Почему- вызывает смех. Какова же цель комического в литературе? (смех сквозь слезы) А писателям –сатирикам было не до смеха. Гонения, ссылки, цензура.

На ваших столах лежит басня Измайлова-современника Крылова «Происхождение и польза басни»

Саша  читает наизусть

Беседа по басне:

Почему нагая правда вызвала раздражение правителя?

Что значит в блестящей дорогой одежде? Прием- метафора

Чем басня покоряет сердца слушателей, как и в басне с царем произошло- иносказательная манера, аллегория, герои отвлеченные,

Благодаря басням в обиход вошло много крылатых выражений и фразеологизмов.. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их в викторине. Сюжеты и эти выражения могут вам пригодиться на ЕГЭ и ГИА в качестве литературных примеров.

Учащиеся :

И.А.Крылов стал классиком еще при жизни. А творения его понятны всем. Но не всегда мы знаем предысторию басен- повод для их написания. Сегодня мы проведем историческое расследование и посмотрим на знакомые басни под другим углом зрения.

 Павел Историческая основа басен Крылова.

 Саша «Кот и повар»

 Лиза «Кот и щука»

Какой вывод можно сделать после сообщения?

Каким человеком и гражданином предстает И.А.Крылов в своих творениях.

А теперь предлагаю обратиться к тексту басни «Обоз» для детального анализа.

В каких сточках басни заключается мораль? Старый конь борозды не испортит

На чьей стороне симпатии автора? Почему вы так решили?

Проверка домашнего задания- таблица. Какие герои противопоставлены друг другу? Прием- антитеза, контраст

 

Старый конь

Лошадь молодая

Слова

молчит

Ругает коня: «Какой осел»Мы махнем, не свезем, а скатим.

Поступки

Сводит легонько, на крестце понес, катиться не давал.

Кидает, толкает, пустился по камням, толчки, скачки Бух- в канаву

Вывод

Тише едешь- дальше будешь

Прощай, хозяйские горшки

Какие художественные средства использует автор для придания образности.

Аллегория конь Кутузов, лошадь Александр и его молодые генералы

Эпитеты (легонько) фразеологизм- выйдешь из терпенья

Олицетворения- говорят животные сравнение как рак,

Разговорная оценочная лексика (хваленый конь, осел, уж, принять влево) и грамматика- бух в канаву (междометные глаголы). Ряд однородных сущ- скорость передвижения лошади

Уменьшительно- ласкательная лексика (лошадка)

«Лягушки, просящие царя»  презентация "История создания"

Первый царь портрет, поступки, реакция подданных

Второй царь, портрет, поступки, реакция подданных

   


Технократа урока
DOCX / 22.63 Кб

Фразеологизмы Крылова (викторина)
PPTX / 1.57 Мб

Лягушки, царя просящие
PPTX / 239.58 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации