Урок истории в 5 классе «Первобытные собиратели и охотники»
Пояснительная записка к презентации
Сценарий урока истории в 5 классе (по ФГОС) для детей с ОВЗ ( III, IVвида)
Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"
Цель урока: составить представление о расселении древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, рассказать, чем занимается, какими орудиями труда пользовался.
/data/files/f1524408410.pptx (Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники")
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые результаты:
Личностные воспитание интереса к истории как науки, воспитание чувства уважения к собеседнику и его мнению; развитие сотрудничества при работе в парах;
Метапредметные развитие речевых умений ; формирование умений сравнивать и обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, рельефной картой и лентой времени (брайль и веревочной ) , овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, первобытные люди, человеческое стадо.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, рельефная карта, макеты животных ,веревочная «лента времени» , рабочая тетрадь .
Основные понятия, изучаемые на уроке: собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.
Технологическая карта
п/п |
Этап |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время (в мин) |
|||
Учитель |
Ученик |
|||||||
1 |
Оргмомент |
Уметь организовываться к работе |
Проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Организация рабочего пространства на поверхности стола. |
1 |
|||
2 |
Проверка домашнего задания |
Уметь оценить выполненные задания |
Организует отчёт учащихся |
Взаимная проверка в парах |
2 |
|||
3 |
Актуализация опорных знаний |
Уметь работать с рельефной картой, лентой времени, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена. |
На экране записаны понятия: история, археология, нумизматика, геральдика, герб, флаг, гимн, - Обратите внимание на записи, сделанные на экране. - Самостоятельно составить задачи по ленте времени понятиями по группам. -Для проверки результатов к задней доске идут работать два ученика: один работает по Гебольду а другой по Брайлю |
Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах. |
Презентация |
7 |
||
4 |
Создание проблемной ситуации |
Умение строить поиск решения, анализировать результаты |
Предлагает по описанию двух рисунков сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице на стр. 8 и 9 ( для незрячих предлагается рельефное изображение) и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод. |
Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения. |
Учебник с 8-9 Слайд презентации, рельефное изображение |
2 |
||
5 |
Мотивация |
Умение ставить учебные цели |
Организует обсуждение возникших затруднений. Корректировка цели и задач урока |
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем |
2 |
|||
6 |
Изучение нового материала |
Работать с новой информацией, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины |
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника |
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки |
Учебник с11-19 |
10 |
||
7 |
Зарядка для глаз |
Формирование ответственного отношения к своему здоровью |
Использует музыкальную презентацию |
Индивидуальная программа ( зрительная зарядка) |
Презентация |
2 |
||
8 |
Первичное применение нового знания |
Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля |
Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу по учебнику страница 10-11.Фронтальный опрос. |
Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам Отвечают на вопрос №3 страница 11. |
Слайды презентации |
3 1 |
||
9 |
Самостоятельная работа в парах |
Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь |
Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница : задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 отметить на ленте времени ; |
Самостоятельно выполняют задание в рабочим тетрадям . Взаимо- помощь и проверка задания в новой паре, обмениваясь тетрадями. |
Рельефная карта «Африка», веревочная «Лента времени» |
6 |
||
10 |
Коллективная работа с доской |
Умение работать по настенной карте, применять полученные знания. |
Организует работу по коррекции знаний с картой презентации, повторяя знания по природоведению. Раздаются модели животных Первобытной эпохи . |
Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков. |
Рельефная карта и карта презентации «Территория расселения древнейших людей». Модели животных |
5 |
||
12 |
Итог урока |
Осуществлять познавательную рефлексию |
Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради |
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям |
Задание №12 реши кроссворд |
2 |
||
13 |
Инструктаж домашнего задания |
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; пункт 1-3 с. 8-17 |
Задают вопросы по тексту заданий |
2 |
Все иллюстрации проговариваются и алгоритм работы с картой и рельефными изображениями, макетами. Проговаривается, уточняется правильность зрительного восприятия ( форм, цвета, размера) . При необходимости корректируется .