Урок истории в 5 классе «Первобытные собиратели и охотники»

2
0
Материал опубликован 22 April 2018

Пояснительная записка к презентации

Сценарий урока истории в 5 классе (по ФГОС) для детей с ОВЗ ( III, IVвида)

 

Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Цель урока: составить представление о расселении древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, рассказать, чем занимается, какими орудиями  труда пользовался.

/data/files/f1524408410.pptx (Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники")

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание интереса к истории  как науки, воспитание чувства уважения к собеседнику и его мнению; развитие сотрудничества при работе в парах;

Метапредметные  развитие речевых умений ; формирование умений сравнивать и обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником, рельефной картой и лентой времени (брайль и веревочной ) , овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, первобытные люди, человеческое стадо.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, рельефная карта, макеты животных ,веревочная «лента времени» , рабочая тетрадь .

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.  

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мин)

Учитель

Ученик

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организация рабочего пространства на поверхности стола.

 

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить  выполненные задания

Организует отчёт учащихся

Взаимная проверка в парах

 

2

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с рельефной картой, лентой времени, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена.

На экране записаны понятия: история, археология, нумизматика, геральдика, герб, флаг, гимн,

- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

- Самостоятельно составить задачи по ленте времени понятиями по группам.

-Для  проверки результатов к задней доске идут работать два ученика: один работает по Гебольду а другой по Брайлю

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Презентация

7

4

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по описанию двух рисунков сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице на стр. 8 и 9 ( для незрячих предлагается рельефное изображение) и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

Учебник с 8-9

Слайд презентации, рельефное изображение

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений. Корректировка цели и задач урока

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

 

2

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник с11-19

10

7

Зарядка для глаз

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию

Индивидуальная программа ( зрительная зарядка)

Презентация

2

8

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу по учебнику страница 10-11.Фронтальный опрос.

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 11.

Слайды презентации

3

1

9

Самостоятельная работа в парах

Умение работать  в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница : задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 отметить на ленте времени ;

Самостоятельно выполняют задание в рабочим тетрадям . Взаимо- помощь и проверка задания в новой паре, обмениваясь тетрадями.

Рельефная карта

«Африка», веревочная «Лента времени»

6

10

Коллективная работа с доской

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с картой презентации, повторяя знания по природоведению. Раздаются модели животных Первобытной эпохи .

Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.

Рельефная карта и карта презентации «Территория расселения древнейших людей». Модели животных

5

12

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Задание №12 реши кроссворд

2

13

Инструктаж домашнего задания

 

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; пункт 1-3 с. 8-17

Задают вопросы по тексту заданий

 

2

  Все иллюстрации проговариваются и алгоритм работы с картой и рельефными изображениями, макетами. Проговаривается, уточняется правильность зрительного восприятия ( форм, цвета, размера) . При необходимости корректируется .

Предварительный просмотр презентации

Первобытные охотники и собиратели.

  Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел горшка слепить из глины, Боялся духов, выдуманных им. В. Берестов  

Придумайте вопросы к словам : история археология нумизматика геральдика герб флаг

Алгоритм работы Вспомните где у карты Север, Юг, Запад, Восток. Обследование проводиться одной рукой, вторая фиксирует –контрольную точку; Покажите где на ленте времени ( до и наша эра) Что служит точкой отчета ношей эры( покажите на ленте) Продиктуйте какой век ( 1206, 753, 445, 90 г)

Лента времени До нашей эры Наша эра

Найдите сходства и отличия древнейшего человека и разумного человека

Зарядка для глаз

Человек разумный- неандерталец 1.Жили в пещерах 2.Шили одежду 3.Добывали огонь

Человек разумный-неандерталец 4.Коллективная охота 5. Заботились о стариках и больных 6.Хоронили умерших

Человек разумный (кроманьонец) 1. Современный облик 2. Сложные орудия труда 3. Жилища из шкур и каменных плит;

. 7 .Появились религия и искусство Человек разумный (кроманьонец)

Человек разумный (кроманьонец) 8 .Из рисунков возникла письменность; 9.Началось одомашнивание животных

Задание №1. Продолжите фразу: Древнейшие люди жили на Земле ____________________________ Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть?)______________________________________________________ Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели ______________________________________ Древнейшими орудиями труда ______________________________ У древнейших людей было два главных способа добывания пищи :____________________________________

Задание №1. Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги. Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи : собирательство и охота.

Задание №2.Работа по рельефной карте.  1. Покажи и назови материк, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей 2. Покажи предполагаемую область прародины человека. 3. Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.