Конспект урока по истории за 9 класс «Петр Аркадьевич Столыпин: успокоитель или борец за благо России?»
Тема урока: Пётр Аркадьевич Столыпин: успокоитель или борец за благо России? (К 150- летию со дня рождения П.А. Столыпина посвящается) 02.04.1862г.– 01.09.1911г. Эпиграф «Противникам государственности нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». П.А. Столыпин
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления изученного материала средствами технологии критического мышления. Задачи: - дать расширенную характеристику личности П.А.Столыпина, посредством дискуссии рассмотреть с точек зрения экономической, политической, социальной, психологической сущность его реформ, понять их противоречивый характер. - методом дискуссии учиться отбирать необходимый материал, представлять его, оценивать и сопоставлять факты, сравнивать их, делать выводы, характеризующиеся доказательностью, критичностью, самостоятельностью суждений, развивать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, видеть важное, значимое, реально и доказательно оценивать деятельность людей. - воспитывать гражданскую позицию, патриотизм и уважение к историческому прошлому России, ответственность за судьбу своего Отечества. - формировать коммуникативные навыки.
План урока. Постановка проблемы. Дискуссия. Оценка дискуссии. Рефлексия. Домашнее задание.
Деятельность Столыпина вызывала споры у современников. Деятельность Столыпина вызывала споры у современников. По-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политических деятелей России начала 20 века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было стольких противников и ненавистников. «Столыпинская реакция», «столыпинские галстуки» - говорили одни, «Борец за благо России», человек, «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» - возражали другие. Кто же он Петр Аркадьевич Столыпин? Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные оценки личности и деятельности П.А Столыпина, постараемся определить его роль в истории России и поразмышляем о трагедии Петра Аркадьевича.
Проблемный вопрос нашей дискуссии: Пётр Аркадьевич Столыпин: успокоитель или борец за благо России?
Дискуссия. Участники: 1-я группа – противники П.А.Столыпина; 2-я группа – сторонники П.А. Столыпина; 3-я - группа консультанты; Психолог.
Экономический вопрос.
Политический вопрос «Государственного деятеля, такого исключительно дальновидного, такого преданного, как своему монарху, своей родине, так и искреннему стремлению мира в мире, как был покойный Столыпин, я еще за все годы не мог встретить, равному ему». Германский император Вильгельм II
Политический вопрос. «Успокоение страны» Борьба с революционным движением Казни Ссылки Каторга Тюремное заключение Борьба с легальным оппозиционным движением Закрытие органов печати Ликвидация обществ и организаций
Политический вопрос. С 1907 по 1909 гг. был казнён 2681 человек. Тысячи были отправлены в ссылку, на каторжные работы, в тюремное заключение.
Социальный вопрос. «Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении.»
Выступление психолога Петр Аркадьевич Столыпин 2 апреля 1862 года – 1 сентября 1911 года
Троюродный брат великого поэта М.Ю. Лермонтова. Министр внутренних дел, Председатель Совета Министров, член Государственного совета. Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, Имеется выписка из метрической книги Дрезденской православной церкви, в которой был крещен будущий премьер-министр: «...имя родившегося: Петр…»
Высокий красавец крепкоготелосложения, Петр Столыпин на всю жизнь получил прозвище "барин Пьер". Простреленная на дуэли с князем Шаховским, убийцей младшего брата Михаила, правая рука плохо двигалась. Но он писал правой, иногда помогая левой. "Правая рука, ведомая левой" - говорили о нем.
Столыпин с женой Ольгой Борисовной
Дети Петра Столыпина
За 6 часов до гибели…
По разным данным на жизнь Петра Аркадьевича Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений. Умер Петр Аркадьевич Столыпин 18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 в Киеве.
Могила П.А. Столыпина в Киеве находится у стен трапезной церкви святых Антония и Феодосия Киево-Печерской Лавры.
Рефлексия Задание №1. П – позиция «Я думаю, что…» О – обоснование «Потому что…» П – пример «Это можно подтвердить тем что…» С – суждение «Таким образом…» Задание №2. Кого ещё из реформаторов, пытающихся решить аграрный вопрос в России, вы можете назвать? Задание №3. Творческая работа, цель которой выразить личное отношение. Составьте СИНКВЕЙНЫ «Россия столыпинская», «Россия современная», «Столыпин» .
Лихина Елена Викторовна
Координатор конкурсов
Администрация сайта «УРОК.РФ»