Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Россия – Родина моя»
Конспект урока по русскому языку в 4 классе МКОУ "Чапаевская СОШ"
Учитель начальных классов МКОУ ЧСОШ Криворотова С.В.
Тема "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе" «Россия – Родина моя» (Обобщение пройденного материала)
Цель:
развитие умения определять падеж имен прилагательных, правильно писать окончания имен прилагательных и умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
Задачи:
Развивающие: развивать орфографическую зоркость; расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету.
Образовательные: формировать умение безошибочно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Воспитывающие:
воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание и любознательность в процессе учения; воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий); воспитывать умение работать в коллективе;
воспитание патриотизма, воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство;
Формируемые УУД:
Познавательные :
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:
постановка учебной цели;
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
Оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Психологический настрой
- Здравствуйте ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, поприветствуйте их. (кивнули головой)
Как хорошо, что мы все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и доброжелательны. Повернитесь к своему соседу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
-Записать дату и вид работы
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Вступительное слово учителя (слайд 2)
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
– Что для вас понятие Родина?
- Родина! Как много в этом слове! У каждого человека есть Родина, и она начинается с малого: родной дом, родная улица, родное село, родной город. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина - РОССИЯ.
Обратимся к стихотворению Анатолия Жигулина.
2. 3 слайд (окончания имен прилагательных пропущены)
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...
(А.Жигулин)
-Определите главную мысль поэтических строк.
- Вы обратили внимание, что в тексте есть слова с пропущенными буквами.
-Какую орфограмму мы будем сегодня повторять?
(Безударные окончания имен прилагательных).
- Каким алгоритмом вы будете пользоваться, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?
Слайд 4. Алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
1. Найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным.
2. Определить падеж имени существительного.
3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.
4. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса,на который отвечает имя прилагательное.
Устный разбор ( учащиеся по цепочке объясняют написание падежных окончаний имен прилагательных)
- В данном стихотворении:
найдите словосочетания прилагательное +существительное.
Определите падеж имен прилагательных, вставьте окончания.
3. Запись словосочетаний в тетрадь
- Запишите любые три словосочетания в тетрадь, над именами прилагательными укажите падеж.
III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Вы уже догадались, какая тема нашего урока?
-О чем будет разговор на уроке?
Слайд 5.
Тема урока:____
-Сформулируйте цели нашего урока.
Безударные окончания имен прилагательных
различать падежи имен прилагательных
правильно писать падежные окончания
-Правильно. На этом уроке мы будем упражняться в правописании падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных.
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1.Слово учителя. Слайд 6.
Учитель:
У великого русского писателя И.Соколова-Микитова есть замечательные строки, которые выражают его любовь к Родине.
— У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте его. Докажите мне, что это текст.(В данном тексте более двух предложений, предложения связаны по смыслу, данный текст можно озаглавить)
«Род.на! Это особенн… слово полно глубок… смысла. Я вижу необ.ятные её просторы, чувствую ласков…вет.рок. Х.р.ши задушевн… песни её прекрасн… и мужественн… н.рода».
И. Соколов-Микитов
- Озаглавьте данный текст.
- Чему учит этот текст?
-Какова основная мысль текста?
2.Работа в группах.
Задания для групп (Слайд 7)
1 группа – В словах обозначить все изученные орфограммы, объяснить их написание;
2группа — определить падеж и выделить окончания имен прилагательных;
3 группа – определить число и род имени прилагательных;
3.Работа с предложением. ( Слайд 8)
Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок.
(Индивидуальная работа на карточках). Работа консультантов.
1 группа – дает характеристику предложения
2 группа- называет грамматическую основу предложения
3 группа – называет части речи
4 группа – называет словосочетания из данного предложения
Учитель: «Слово о Родине» (слайд 9)
— Наша Родина – это Россия, страна в которой мы живем, учимся.
Свою любовь к родине народ издавна выражает в стихах, песнях, а также пословицах и поговорках. Народ очень часто сравнивает родину с матерью.
Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной, строгой, но справедливой.
4.Работа с пословицами.
(Составить пословицы, которые разрезаны на части. Работа в группах. Выполнение задания- соединение рук.
Человек без родины – соловей без песни.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Найдите прилагательные в пословицах.
IV.ФИЗМИНУТКА.
Учитель: Я буду называть слова, если вы услышите имена прилагательные женского рода – встают девочки, имена прилагательные мужского рода – мальчики.
Весёлый, быстрая,овальный,маленький, интересная, лесные,красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательные.
Учитель: А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.
V.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (стр.30, упр.62)
-Прочитайте стихотворение выразительно.
Что хотел сказать поэт этими строками? (Как красива и дорога ему Родина-Россия)
-Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами. Объясните их написание.
-Спишите стихотворение. Обозначьте орфограммы в словах. (Взаимопроверка)
VI. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Итак, ребята, сейчас мы проведем самостоятельную работу в форме тестирования. Проверим, как вы усвоили материал.
Задание. Тестирование. ( взаимопроверка, работа в парах)
1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…
а) предмет
б) признак
в) действие
2.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
а) медленный, вареное, синий
б) верность, желтый, белый.
В) медлительность, верный, белизна
3.Как изменяется имя прилагательное ?
а) по лицам
б) по числам
в) по падежам
4.У прилагательного нет следующего признака…
а) рода
б) времени
в) числа
5.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?
а) домашн… животное
б) домашняя работа
в) домашн… режим
VII. ИТОГ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учитель: Чем мы сегодня занимались на занятии?
(Сегодня на занятии мы повторили почти все, что знаем об имени прилагательном, получили новые знания, развивали свою речь.)
О чем мы еще с вами говорили?
VIII.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О РОДИНЕ (слайд 10)
-Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.
— Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.
— На этой нотке мы и заканчиваем наш урок.
Презентация "Правописание падежных окончаний прилагательных"
PPT / 7.96 Мб
Ирина Владимировна Казарцева
Криворотова Светлана Викторовна
Артеменко Елена Николаевна
Криворотова Светлана Викторовна
Артеменко Елена Николаевна
Криворотова Светлана Викторовна