Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Россия – Родина моя»

3
6
Материал опубликован 1 November 2022

Конспект урока по русскому языку в 4 классе МКОУ "Чапаевская СОШ"

Учитель начальных классов МКОУ ЧСОШ Криворотова С.В.


Тема "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе" «Россия – Родина моя» (Обобщение пройденного материала)

Цель:

развитие умения определять падеж имен прилагательных, правильно писать окончания имен прилагательных и умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;

Задачи:

Развивающие: развивать орфографическую зоркость; расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету.

Образовательные: формировать умение безошибочно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Воспитывающие:

воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание и любознательность в процессе учения; воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий); воспитывать умение работать в коллективе;

воспитание патриотизма, воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство;

Формируемые УУД:

Познавательные :

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные:

постановка учебной цели;

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

Оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: повторение и систематизация знаний.


ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Психологический настрой

- Здравствуйте ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, поприветствуйте их. (кивнули головой)

Как хорошо, что мы все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и доброжелательны. Повернитесь к своему соседу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. 

-Записать дату и вид работы


II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Вступительное слово учителя (слайд 2)

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,


Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)


Что для вас понятие Родина?

- Родина! Как много в этом слове! У каждого человека есть Родина, и она начинается с малого: родной дом, родная улица, родное село, родной город. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина - РОССИЯ.


Обратимся к стихотворению Анатолия Жигулина.



2. 3 слайд (окончания имен прилагательных пропущены)

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетн
ым ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:


И шорох рощи белоствольной,
И син
ий дым в дали пустой,
И ржав
ый крест над колокольней,
И низк
ий холмик со звездой...

(А.Жигулин)

-Определите главную мысль поэтических строк.


- Вы обратили внимание, что в тексте есть слова с пропущенными буквами.

-Какую орфограмму мы будем сегодня повторять?

(Безударные окончания имен прилагательных).

- Каким алгоритмом вы будете пользоваться, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?


Слайд 4. Алгоритм определения падежа у имен прилагательных.

1. Найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным.

2. Определить падеж имени существительного.

3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

4. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса,на который отвечает имя прилагательное.


Устный разбор ( учащиеся по цепочке объясняют написание падежных окончаний имен прилагательных)

- В данном стихотворении:

найдите словосочетания прилагательное +существительное.

Определите падеж имен прилагательных, вставьте окончания.


3. Запись словосочетаний в тетрадь

- Запишите любые три словосочетания в тетрадь, над именами прилагательными укажите падеж.


III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Вы уже догадались, какая тема нашего урока?

-О чем будет разговор на уроке?

Слайд 5.

Тема урока:____

-Сформулируйте цели нашего урока.

Безударные окончания имен прилагательных

различать падежи имен прилагательных

правильно писать падежные окончания


-Правильно. На этом уроке мы будем упражняться в правописании падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных.


III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1.Слово учителя. Слайд 6.

Учитель:

 У великого русского писателя И.Соколова-Микитова есть замечательные строки, которые выражают его любовь к Родине.

У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте его. Докажите мне, что это текст.(В данном тексте более двух предложений, предложения связаны по смыслу, данный текст можно озаглавить)



«Род.на! Это особенн… слово полно глубок… смысла. Я вижу необ.ятные её просторы, чувствую ласков…вет.рок. Х.р.ши задушевн… песни её прекрасн… и мужественн… н.рода».

                                                                                                И. Соколов-Микитов



​​​​​​​ - Озаглавьте данный текст.

- Чему учит этот текст?
-Какова основная мысль текста?


2.Работа в группах

Задания для групп (Слайд 7)
1 группа – В словах обозначить все изученные орфограммы, объяснить их написание;

2группа — определить падеж и выделить окончания имен прилагательных;

3 группа – определить число и род имени прилагательных;


3.Работа с предложением. ( Слайд 8)

Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок.

(Индивидуальная работа на карточках). Работа консультантов.

1 группа – дает характеристику предложения

2 группа- называет грамматическую основу предложения

3 группа – называет части речи

4 группа – называет словосочетания из данного предложения


Учитель: «Слово о Родине» (слайд 9)

Наша Родина – это Россия, страна в которой мы живем, учимся.

Свою любовь к родине народ издавна выражает в стихах, песнях, а также пословицах и поговорках. Народ очень часто сравнивает родину с матерью.

Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной, строгой, но справедливой.

4.Работа с пословицами.

(Составить пословицы, которые разрезаны на части. Работа в группах. Выполнение задания- соединение рук.

Человек без родины – соловей без песни.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Найдите прилагательные в пословицах.


IV.ФИЗМИНУТКА.

Учитель: Я буду называть слова, если вы услышите имена прилагательные женского рода – встают девочки, имена прилагательные мужского рода – мальчики.

Весёлый, быстрая,овальный,маленький, интересная, лесные,красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательные.

Учитель: А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.

V.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (стр.30, упр.62)

-Прочитайте стихотворение выразительно.

Что хотел сказать поэт этими строками? (Как красива и дорога ему Родина-Россия)

-Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами. Объясните их написание.

-Спишите стихотворение. Обозначьте орфограммы в словах. (Взаимопроверка)

VI. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Итак, ребята, сейчас мы проведем самостоятельную работу в форме тестирования. Проверим, как вы усвоили материал.

Задание. Тестирование. ( взаимопроверка, работа в парах)

1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…

а) предмет

б) признак

в) действие

2.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.

а) медленный, вареное, синий

б) верность, желтый, белый.

В) медлительность, верный, белизна

3.Как изменяется имя прилагательное ?

а) по лицам

б) по числам

в) по падежам

4.У прилагательного нет следующего признака…

а) рода

б) времени

в) числа

5.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

а) домашн… животное

б) домашняя работа

в) домашн… режим


VII. ИТОГ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Учитель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

(Сегодня на занятии мы повторили почти все, что знаем об имени прилагательном, получили новые знания, развивали свою речь.)

О чем мы еще с вами говорили?

VIII.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О РОДИНЕ (слайд 10)

-Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.


Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.

На этой нотке мы и заканчиваем наш урок.



Презентация "Правописание падежных окончаний прилагательных"
PPT / 7.96 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где презентация, на которую вы ссылаетесь?

2 November 2022

Доброе время суток. Я ее прикрепляла к конспекту урока. Возможно Вы её не видите, потому что моя работа еще ожидает проверки модератора. Но если что, я попробую ее еще раз прикрепить.

2 November 2022

Светлана Викторовна, доброе время суток! Презентации нет. она не прикрепилась.

2 November 2022
Ответ для

Доброе утро, Елена Николаевна. Если вам не трудно, посмотрите, пожалуйста, сейчас презентация прикрепилась?

3 November 2022
Ответ для

Доброе утро, Светлана Викторовна! Да, теперь презентация на месте)))

3 November 2022
Ответ для

спасибо :)

3 November 2022

Похожие публикации